Характеристика основных теорий происхождения права.

Теории происхождения права:- примирительная,- регулятивная,- теологическая,- теория естественного права,- историческая,- марксистская,- теория правовой специализации.

Примирительная теория (Г.Берман, Э.Аннерс) популярна на Западе. Суть: право зародилось не для урегулир. отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Возникло в связи с возникн. конфликтов между родами, кот. приводили к физ. истреблению родов, кровной мести и необход. примирения родов. Основана на исторических фактах. Недостатки: узкое понимание права, т.к. право возникло не только для примирения, но и для урегулирования других сторон общ. жизни (правила создания запасов продуктов на случай неурожая, распределения продуктов из-за их ограниченности)

Регулятивная теория – в азиатских странах, России.Суть: право возникло для устан. и поддерж.единого порядка на территории всей страны. Сначала были правила распределения территории, использования водоемов, захоронения, охоты, сбора плодов, запреты убийств, колдовства, воровства, увода чужих жен. Затем устан. правила разделения труда, распредел. созданного продукта, строительства, регулирование меры весов, установление денежной системы и др. Ценность: правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался. Письм. источники права вкл. в себя нормы уголов. права, нормы регулирующие собственность, порядок закл. договоров, наследств. и семейные нормы права, устанавл. санкции за правонарушения. Недостаток: максимализм (право может только то, что может). Право не единственное средство регулирования общественных отношений. Обычаи несли основную регулятивную функцию. Право в большей степени выполняло функцию охраны общества от посягательств.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Суть: право создано Богом для регулирования жизни людей и даровано человеку через пророка или правителя. Памятники этой теории: законы царя Хаммурапи, законы Ману, исламское и древнееврейское право. Теория Аквинского основана на иерархии форм: божественная, духовная, материальная.

Достоинство: впервые объедин.право и справедливость. Недостаток: требуется вера в какое-либо божественное начало, что ограничивает исследование вопроса о происхождении права.

Теория естественного прававозникла до эры Рождества Христова. Создатели: Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, далее: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и в 20 в.: Р.Штаммлер, Л.Фуллер, А.Кауфман. Есть 3 направления:

- ранняя теория естественного права,- теория естест. права с привнесенным договорным аспектом (договорная теория права),- теория возрожденного естественного права.

Суть: справедливость по природе, право справедливого разума. Естественные права человеку даны от рождения. Это право на жизнь, свободу, равенство, собственность, получение информации, передвижение и др. Позднее люди отказались от самостоятельного обеспечения своих естественных прав и создали государство, которое бы естественные права зафиксировало в законах и обеспечивало бы их соблюдение посредством наказания нарушителей. Новый взгляд на эту теорию был вызван переходом от административно-командной системы власти к либерально-демократическим режимам, рыночной экономике появлению частной собственности.

Достоинство: теория позволяет с позиции добра, справедливости, разума оценивать действующее позитивное право, если оно нарушает естественные права и становится тормозом общественного развития. Недостаток: отсутствуют устоявшиеся определения моральных категорий, на которые опирается теория, отсутствует учет культурного плюрализма народов, нации.

Историческая теория возникла в Германии в 1 пол. 19 в. (Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, в России – Н.М.Коркунов). Суть: право зарождается и развивается исторически, приравнивается к языку народа, манерам, физическим характеристикам личности. Право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в рез-те развития народного духа. Право не обладает универсальным действием, оно не применимо к другим народам. Достоинство: право оценивается как объективное явление, а не чье-то произвольное творение. Это историческое явление и развивается с обществом. Недостаток: отрицается взаимопроникновение права одних народов в право других, преувеличено общественное сознание в ущерб объективным факторам (экономике, климату, международным общениям).

Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс). Суть: право – возведенная в закон воля господствующего класса. Право ничто без аппарата насилия. Право полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества. Достоинство: подход к появлению права как явлению. Экономика – существенный фактор в процессе происхождения права. Недостаток: теория способствует формированию фатальной веры в повторяющиеся циклы истории, но история никогда не повторяется, право играет все большую роль в улучшении человеческой жизни.

Теория правовой специализации. Суть: попытка ответить на вопрос, почему обычаи и религия перестали удовлетворять потребностям общества в самоорганизации. Право:

- стало на защиту индивидуальных, а не общественных или коллективных интересов,

- приобретает свойства универсальности, т.к. затрагивает и регулирует экономические, политические, трудовые, семейные и др. отн-ния,

- конкретно, а не расплывчато,

- основным способом защиты прав человека избирает государственное принуждение.

Цель: в согласовании интересов людей, которые не должны тратить силы и средства на борьбу между собой, а способствовать достижению в обществе мира и стабильности.

Наши рекомендации