НПА как ис-к пр. Виды, юр иерархия.
Осн ист пр для ром-герм с-мы пр явл НПА. Понятие, виды, действие нормативных правовых актов четко опр-о в Законе «О НПА РБ» 10.01. 2000 года «НПА- официальный документ уст-ой формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (д-ого лица) или путем референдума с соблюдением уст-ой законодательством РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопр-ный крут лиц и неоднократн,*акты суд власти- юрисдикц-е акты общего хар-ра. Критерии НПА: *содержание,*процедура принятия* орган принявший акт* круг лиц* время* простр-во* утрата юр знач-я* системность* внутр стр-ра* организац-ые этапы принятия и др критерии. Закон-это НПА, облад-ш-щий высшей юр силой, принятый в особом пор-ке и реглам-щий ключевые вопр-ы общест жизни.
Виды НПА: 1).Кон-ция РБ- закрепл основополаг пр-пы и нормы пр рег-я важных общ отнош;2). Программный Закон- приним-й в устан К-цией порядке и по опред вопр-ам, 3).Кодекс- з-н обеспеч полное системное рег-е опред обл обществ отн, 4)Закон- НПА закрепл нормы и пр-пы рег-я наиболее важн обществ отнош,5) Декрет- НПА гл гос-ва имеющий силу з-на, издав в соотв с Конст на основе делегируемых ему Парл-том полном-чий либо в случ особой необх-ти для рег-я наиб важн общ отн, 6)Указ- НПА гл гос-ва для реализ его полномочий, 7)Пост-е палат Парламента., 8)Пост-е Сов Мин РБ, 9)Акты Конституционного, Пост-я Верховного, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора, 10)Пост-ия республиканского органа государственного управления и Национального банка РБ, 11)Регламент- НПА изд гл гос-ва, органами законодат, исп-, суд вл, а также орг-ми местн упр-я и самоупр-я, к-рый определяет процедуру деят-ти этих органов, 12)Инструкция, 13)Правила, 14)Устав., 15)Приказ, 16)Р-ия органов местн самоупр-я. Нормативные правовые акты имеют предметную сферу деятельности, действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Закон как НПА.Виды законов.Оратная сила закона
Закон-это НПА, облад-ш-щий высшей юр силой, принятый в особом пор-ке и реглам-щий ключевые вопр-ы общест жизни.Виды:1)Конституция (основной закон,имеющий высшую юрид.силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы праового регулирования важнейших общественных отношений); 2) программный (конституционный) -принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определённым ею вопросам;3)Кодекс-обеспечивает полное системное регулирование определённой области общественных отношений;4)закон-НПА,закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.Законы принимаются Парламентом либо народом на Референдумах.Закон обратной силы не имеет,то есть его действие не распространяется на юр.факты,произошедшие до вступления в юр.силу закона;закон отменяющий либо смягчающий наказание имеет обратную силу.
Действие НПА
Предметное действие НПА- это определ общ-ная сфера юридич узак-еных отнош. Каждый НПА расчитан на опред сторону, группу общ-ных отнош (международных ,конституц, гражданских, и т.д ) Действие во времени: означает.что вступление акта в силу по истечению срока указанного в акте или в вступление немедленное. Акт вступает в силу - с момента его принятия - со времени указанного в самом НПА или спецакте о введение его в действия,- либо по истеч опред срока после их опубликования, Зак-ны РБ и др. Зак-ные акты публикуются не позднее 10 дней после их принятия и вступают в силу по истечению 10 дней после их опубликования. Закон РБ о порядке о публикования и вступления в силу законов РБ от 2.07.90 года. Указы президента имеющие нормат. хар-р вступает в силу с момента их офиц опубликования, если в них не указан иной срок. Официальным явл опубликования собраний,указов и декретов през-нта и пост-ий кабинета Министров РБ в газете "Бел Нива,"Звязда", "Рес-ка" ,Сов Беларусь. Указы През-та не имеющие норму хар-ра вступают в силу их подписания. Обязат д.б опубликованы и доведены до всеобщего с ведения все НПА,касающиеся прав и свобод граждан. Утрата силы НПА:- -. Истечение срока действия - приостанов действия - прямая отмена- изменения обст-в. Действие в простанстве: означает распространение юрисдикции гос-ва проявленной в НПА на определ территорию. Территория -это тер-ные пределы связаны с суверенитетом и границами гос-ва они распр на суше, в воде, в воздушном пространстве. Территориальный принцип - все лица, кроме пользующим правом экстерриториальности, совершившие преступления и правонарушения, подлежат уголовной ответ-сти по законам РБ в пределах границы РБ. Кроме названных территорий гос-ва относится - тр. Посольств,консульств, военные, торговые, гражданские суда, самолеты,космич корабли, находящиеся под флагом и гербам гос-ва. Тер. Гос-ва включ. 1. Часть суши с внутренним, водным пространством,в пределах границ гос-ва. 2 Внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль. 3. Воздушный столб на территории гос-ва на высоте до 35 км. 4. Воздушные морские суда,космич объекты. 5. Квази территория - это территория Посольств.Консульств. Действие по кругу лиц: - распр НПА на определ адресатов, в рамках территориальной сферы действия акта. Это могут быть граждане гос-ва,лица без гражданства, иностранцы.,лица с двойным гражданством, а также беженцы. - По полу возрастному принципу - мужчины, женщины. - По возрасту, профес. принадлежности. Исключения: главы гос-в и правит-в, сотрудники дипломатич. Ведомств и некот иностранцы, кот пользуются принципам экстерриториальности и наделены дипломатич имунитетом. Их можно объявить персоной нон грата. К ним не п одлежат: 1. Меры ответственности и гос принуждения за нарушение уголовного и административного зак-ва. 2. Иност-ые лица и лица без граж-ва огранич в правах, не могут избирать и быть избранными, быть судьей, служить в ВС и МВД. 3. Некоторые НПА предусмат угол-ю отве-сть за тяжкие преступления,они распр на гражан независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказ-я в другом гос-ве или нет, военные преступники.
Систематизация НПА ее виды.
Систематизация законодательства - это целенапрв-ая деят-ть гос и общест орг-ций, отдел лиц по упоряд-ию НПА, приведения их в единую внутренне соглас-ую систему дейст-щих НПА . Субъекты систем-и - гос, органы, негос-е организации, юр и физ. лиц. Цель- упоряд-ие, усовершен-ие, поиск, использ-е, обновление,устронение дробления, коллизий, пробелов, класс-ция с целью внутр и внеш един-ва НПА. Выдел-т внеш сис-цию, связ с собир-ем, обьед-ем,реглам-ем сущ-их НПА. Внутрсис-ция- направ на измения содержания, устранения коллизий, пробелов, достиж-я внутр един-ва пр нормы. Виды сис-ции:1) учет- это деять-ть по сбору, хранению и поддерж-ю в контрол состоянии НПА, а также создание поисков сис-мы, ко тор обеспеч-т нахождение нужного НПА. Субъекты- гос ор-ны и юр , физ лица. Акты размещ-ся по различ приз-ам: -по отраслям, сферам хоз-ва, в алф, тематич -м, хронологич послед-ти. Виды: * журналь-й* картотеч-й * автоматиз-ый, через комп, Инет. 2)Инкорпорация- это простой вид сис-ции НПА, сост-ший в объед-ии и собир-нии норм, материала в единые сборники и собрания,в опред пор-ке: алф, хрон, тематич, предметн. Выдел-т *официальную инкор-ю, котор проводится органом, изд-щим акт, *официознуюсобрания готовятся по поруч-ю правотворчго органа, но изд-ся без его офиц-го одобрения, *неофициальная- осущ-ся любыми учреж-ми, *генеральная -охватывает отрасли всего законод-ва,*частичная(отросл-я)- по одному вопр-у. Видыинкор-ций:1) сборники з-ов( предмет-е и хронологич-е) и иных НПА); 2)собрание законод-ва;3) свод з-ов.
Кодификация - вид сист-ии НПА, сопровождающийся переработкой установ-го ими сод-ия прав-го регул-ния путем объед-я НПА в единый логически целостный, внутренне согласов-ный НПА, содержащий систем-ное излож-е прав-х предп-ий, напр-ых на регул-ние опреде-ой области общес-ых отн-ий, с изменением его внутр-го содерж-я. Признаки кодификации 1. Заним-ся компет-ный правотворч-й орган на основе Конс-и и законов. 2. Создается новый НПА (источник права). 3. Явл-ся сводным и основным актом в данной сфере. 4. Направлен на длит-ое рег-ние наиболее важных сфер общ-ой жизни. 5. Предст-ет внешнюю и внутр-ю сист-ию. Виды: 1) Основы и основные начала законд-тва;2) Кодексы-как отрослевые, так и межотр-е(возд, тамож, торг);3) уставы(морск);4)Правила(ПДД);5) Положения( о Высш школе);6) Регламенты. Консолидация- это объед-е 2-х или неск-х НПА, имеющих один и тот же пр-т прав регул-я, в единый укрупненый НПА без изменения содерж-я. Виды: Сборники закд-ва, котор носят неофиц хар-р(кадровая работа, охрана природы итд). Во Франц. Изданы такие консал-ые акты как Кодекс дорог общест пользования, К-кс сберкасс итд. В РБ- задача- объед-ие и укрупнение НПА, принятие конс-ых