Гарантии правовой законности и правового порядка
Исключительная ценность для человечества, для цивилизации порядка вообще, общественного порядка в частности, правового порядка в особенности, предполагает необходимость обеспечения его как правовой законности системой соответствующих механизмов.
Не случайно на протяжении всей истории цивилизации проблеме обеспечения законности и правопорядка уделяется, можно сказать, главное внимание как в теории, так и в практической деятельности. Еще Сократ, с именем которого связывают возникновение философской науки, отождествлял законность со справедливостью. Гротесковый девиз древних: «Пусть погибнет мир, но торжествует юстиция» (законность, справедливость) – как нельзя лучше свидетельствуют о том, какую значимость придавали они торжеству закона. В Древнем Риме дети до 14-летнего возраста выучивали наизусть Законы Двенадцати таблиц, чтобы руководствоваться ими в своей жизни и деятельности. Выдающийся мыслитель Ш. Монтескье, посвятивший исследованию проблемы духа законов более двадцати лет, чье учение воплощено в ныне действующих конституциях правовых государств, обосновал необходимость осуществления разделения ветвей государственной власти во имя установления и неуклонного осуществления разумных, справедливых законов, выражающих свободу личности, прежде всего политическую. Концепция господства правового закона является стержневой в учении о правовом государстве, одним из важнейших принципов его функционирования. Правовое господство (господство права) в правовом государстве реально осуществимо при наличии соответствующих обеспечительных механизмов, гарантий правовой законности и правового порядка.
В юридической литературе гарантии законности и правопорядка характеризуются вместе или же только одной законности и классифицируются по-разному. Их подразделяют на объективные и субъективные, общие и специальные. Высказаны и другие суждения по классификации гарантий.
В курсе лекций «Общая теория права» под редакцией В. К. Бабаева обеспечение законности рассматривается в двух ракурсах: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности (совершенствование законодательства, выявление нарушений законности; меры защиты, меры ответственности, меры надзора и контроля, меры профилактики законности)[318]. В учебнике по теории государства и права под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова различаются общие условия: экономические, политические (сильная государственная власть), идеологические (уровень культуры), социальные (социальная стабильность), правовые (состояние законодательства) и специальные средства обеспечения законности (юридические и организационные гарантии); юридические – это средства выявления правонарушений (деятельность прокуратуры и других органов), их предупреждение, пресечение, меры защиты и восстановления нарушенных прав, юридическая ответственность, процессуальные гарантии, правосудие; организационные – это кадровые, создание условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование спецподразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и т. д.[319].
Гарантии правовой законности и правопорядка следует рассматривать в широком и в узком их понимании.
В широком смысле слова гарантии законности и правопорядка начинаются с правогарантий (самогарантий): а) авторитета сущности права как общесоциальной справедливости, обеспечиваемой государством; б) качества норм права по их содержанию и форме изложения; в) ценности права – прежде всего его нравственно-правовых принципов (свобода, равенство, безопасность, веротерпимость и т. д.), политико-правовых (народовластие, политический плюрализм, разделение властей и др.), эколого-правовых (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов); собственно-правовых (точность в определении юридических прав и обязанностей субъектов права, единство прав и обязанностей, презумпция невиновности и т. д.). К гарантиям законности и правопорядка в широком их понимании относятся факторы и сугубо политические (реальное соотношение классовых, национальных, партийных и других сил, степень их организованности, активности, целеустремленности и т. п.); и сугубо экономические (например, уровень экономики, имеющиеся положительные и отрицательные ее тенденции); и общественные (многочисленные неполитические объединения людей); и культурные, особенно уровень правовой культуры; и организационные (подготовка квалифицированных кадров, создание надлежащих условий для их работы и т. д.); и идеологические (государственная идеология и идеология, выражающая устойчивое профессиональное и обыденное правосознание); и сугубо социальные (социальная стабильность, достойный уровень жизни людей, реальный социальный контроль за законностью методов борьбы с правонарушениями).
Гарантии правовой законности и правопорядка в узком смысле – это сугубо юридические гарантии: 1) надлежащая процедура правотворчества и правоустановления, обеспечивающая воплощение в нормах права его принципов; 2) заложенные в законодательстве юридические механизмы проведения в жизнь правовых законов (вплоть до международно-правовых); 3) подготовка высококвалифицированных и нравственно-надежных юридических кадров, рациональное их использование, рациональная организация и активная деятельность правоохранительных органов, совершенствование форм и методов их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению правонарушений, обеспечению неотвратимости ответственности виновных и восстановлению нарушенных прав потерпевших, по проведению в жизнь действующего правового законодательства; 4) эффективный юридически системно упорядоченный контроль и надзор за точной и единообразной реализацией правового законодательства.
В обеспечении законности и правопорядка исключительно важное значение имеет правовая чистота в деятельности всех звеньев государственного аппарата, особенно правоохранительного. К. Маркс справедливо отмечал: «Первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы власти держатся в рамках закона»[320].
Глава XXII
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Понятие правовой культуры
Правовая культура – одна из видов культуры. Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание, развитие) воспринят многими науками, в том числе и юриспруденцией. Существует несколько сот определений понятия «культура»[321]. При различных акцентах в ее определениях эта категория выражает при самом высокоабстрактном теоретическом подходе качественный срез духовных и материальных творений человечества как основы их воспроизводства и реализации во благо человеку и обществу. Культура, согласно А. К. Уледову, это «определенное качественное состояние общества на каждом данном этапе его развития»; «ее сущностью является степень свободы личности и общества»[322].
Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят, главным образом, вещественные ценности, созданные людьми в процессе трудовой деятельности, необходимые для их жизни и деятельности, в отличие от того, что дано природой (средства труда, орудия производства, технологии, предметы потребления и т. д.), а к духовной культуре – науку, искусство, мораль, религию, право и т. д. Однако при этом обращается внимание на то, что духовная культура включает в себя систему производства, распределения и потребления духовных ценностей. Что же касается права, то оно в силу своей регулятивной миссии охватывает не только производство духовных ценностей, но и всю наиболее значимую сферу материального производства, обмена и потребления. В связи с этим в правовой культуре фокусируется вся самая важная разновидность культур, опосредованных правом.
Правовую культуру в юридической литературе определяют по-разному. Одни авторы в понятие правовой культуры включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение[323]. Другие связывают правовую культуру с состоянием правовой жизни общества, с достигнутым уровнем юридических актов и иных текстов правового характера, а также со степенью гарантированности государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом[324]. Третьи исходят из того, что правовая культура охватывает уровень зрелости правовой системы, состояние законности, отношение людей к правовым предписаниям, к закону, к праву, правовую грамотность широких масс, их непримиримость к фактам правонарушений[325]. Четвертые рассматривают правовую культуру «как результат исторического развития институтов права и правового сознания представителей юридической элиты и рядовых граждан»[326]. Есть и иные представления о правовой культуре.
При определении правовой культуры некоторые исследователи отождествляют понятия правовая культура и правовая культура общества. В таком ракурсе оперирует этими понятиями, в частности, В. П. Сальников, определяющий правовую культуру общества как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права»[327], а также В. Д. Попков, полагающий, что «правовая культура общества – это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики»[328].
Точнее же все-таки в общетеоретическом аспекте употреблять термин «правовая культура», а не «правовая культура общества». Правовая культура общества предполагает ее характеристику применительно к конкретному, отдельно взятому обществу или же в аспекте разновидности культуры при разграничении правовой культуры общества и правовой культуры личности. Иначе говоря, правовая культура общества – это только вид правовой культуры, а не правовая культура в целом. Общая же теория права оперирует понятиями, в том числе и категорией правовая культура, не на уровне какого-то одного общества или одного вида культуры, а на уровне всех обществ и всех видов правовых культур.
Понятие правовая культура неразрывно связано с понятием правовая система. Они соотносятся между собой как форма с содержанием. Правовая система – это содержание, это то, что должно быть, что должно реализоваться как целостное качество, а правовая культура – то, что придает ей движение, тонкий, деликатный, гуманный механизм ее реализации, изысканные юридические приемы, способы претворения в жизнь права, его ценностей. Это своего рода ключ, с помощью которого заводится пружина, движущая правовую систему. Правовая культура – это сияние юридического искусства в формировании, развитии и реализации права.
Правовая культура – это система воспроизводства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и развитии правовых принципов и основанных на них систематизированных юридических актах, устанавливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.
В связи с тем, что культура охватывает абсолютно все сферы жизни и деятельности людей (культура производства, труда, быта, гражданская, эстетическая, политическая, нации, народа или народов определенной исторической эпохи, например, античная культура), именно правовая культура является кульминационным отражением всех разновидностей культур в регулируемых правом областях общественных отношений. Правовая культура – квинтэссенция всех разновидных культур, поскольку ни одна из них не может противоречить праву как регулятору верховенствующему, обязательному, универсальному. Не случайно исследователи культуры того или иного народа, общества или эпохи ищут и находят ее отражение в памятниках права, являющегося субстанцией культуры. Некоторые авторы субстанций культуры признают религию[329]. Определенные основания для такого утверждения есть, однако лишь в условиях, при которых религии придается правовой статус, т. е. только в теократических государствах. Все ценности разновидных культур в сфере правовой регламентации воплощаются в правовые ценности, образующие правовую культуру.
Правовые ценности – это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как предпосылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания, объективно необходимого правотворческого процесса, правового законодательства, форм его выражения, систематизации и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.
Современные правовые ценности – это принципы: нравственно-правовые – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, открытость, гуманизм, свобода совести, веротерпимость, свобода вероисповедания; политико-правовые – народовластие, самоуправление, политический плюрализм, разделение государственных властей, сочетание национального и интернационального; экономико-правовое многообразие форм собственности и их паритетность, свобода предпринимательства, свобода конкуренции, антимонополизм; эколого-правовые – охрана окружающей среды, рачительное использование природных ресурсов; собственно-правовые – точность в определении круга субъектов правовых отношений их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство прав и обязанностей; презумпция невиновности; ответственность за вину; соответствие наказания тяжести содеянного; закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за правонарушение; правозаконность и правопорядок в правовом упорядочении.
К правовым ценностям относится формирующаяся в соответствии с принципами права система его источников (форм), демократическая процедура их становления и реализация, своевременное их опубликование, правильное их восприятие, рациональная система юридического образования и правового воспитания.
Правовые ценности выражаются и в осуществлении официальной систематизации законодательства, особенно его кодификации и консолидации, позволяющих правоприменительным структурам и всему населению оперативно находить соответствующие правовые нормы и успешно их реализовывать.
Особо значимую ценность представляет законодательная техника, являющаяся юридическим способом воспроизводства всех ценностей в процессе правового регулирования. К ней относятся:
· лингвистическая точность, однозначность в юридическом определении субъектов права как участников правоотношений, их прав, обязанностей и гарантий;
· краткость, ясность, логичность изложения юридического текста;
· отсутствие противоречивости нормативных предписаний в устанавливаемом правовом акте;
· «вписание» правового акта в правовую систему, обеспечение ее целостности, единства, непротиворечивости.
Структура правовой культуры
В интерпретации различных авторов структура правовой культуры выглядит неоднозначно. Ее элементами В. П. Сальников считает объективное и субъективное право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. А. Ф. Никитин к составным частям правовой культуры относит идейно-политические и нравственные взгляды и убеждения, правовые знания, отношение к праву, поведение и деятельность в правовых ситуациях. По В. А. Бурмистрову структура правовой культуры состоит из права, его норм и принципов, законности, правопорядка, правоотношений, субъективных прав, свобод и обязанностей, правомерного поведения, правосознания, правовых процедур, правовых норм функционирования государства и его общественных организаций. В. В. Лазарев в правовой культуре усматривает четыре ее разновидности (состояния): правовые идеи (идеолого-психическое), правовые нормы и институты (нормативное), правовые поступки (поведенческое), правовые учреждения (объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности).
Нидерландский правовед Э. Р. Бланкенбург в правовой культуре находит «взаимоотношения» на четырех уровнях:
· уровень юридического сознания, т. е. ценности, убеждения и позиция в отношении права;
· образцы поведения в судебном процессе или неявного поведения (например, избегание адвокатов и судов);
· институциональные элементы (структура юридической профессии; организация судов, инфраструктура доступа к ним; юридическое обучение, наука и образцы юридической речи);
· материальное право и процессуальное право[330].
Для уяснения структуры правовой культуры следует иметь в виду, что ее реальные элементы складываются под воздействием, во-первых, истинного представления о природе права как регуляторе справедливом, общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по пути прогресса; во-вторых, правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической – то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле (нравственно-правовые, политико-правовые и т. д.); в третьих, четкого уяснения собственно-правовых принципов как специфических правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов правоотношений их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и обязанностей и т. д.); в-четвертых, тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной процедуры установления и реализации норм права; в-пятых, системы правового воспитания; в-шестых, конечных общих юридических результатов – правовой законности и правового порядка.
К структурным элементам правовой культуры следует отнести: прогрессивное правосознание, правовые принципы, правовое законодательство, юридические формы (источники) права, правовые процедуры, законодательную технику, систематизацию законодательства, правовую законность, правовое воспитание, правовой порядок.
В правовой культуре индивида, человека, личности, которую обычно рассматривают как компонент правовой культуры общества, одни авторы находят два структурных элемента, другие – три. В частности, Е. В. Аграновская утверждает, что правовая культура личности состоит из идеологического и социально-психологического компонентов. К правовой идеологии она относит систематизированное, научно обоснованное осознание в категориях законности, справедливости, равноправия, свободы и других потребностей и задач общественного развития, а к правовой психологии – несистематизированную, эмоциональную реакцию на правовые явления, их осознание и оценку на эмпирическом уровне. В. П. Сальников в правовой культуре личности выделяет три группы элементов: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства, творческую деятельность индивида в правовой сфере. Такой трехчленный подход представляется более правильным.
Правовая культура человека включает в себя, во-первых, представление его о сущности права как справедливом всеобщем обязательном для всех регуляторе, последовательно основанном на гуманных его принципах и закономерностях; во-вторых, глубокое внутреннее постоянное убеждение в объективной необходимости реализации этих принципов и закономерностей в законодательстве; в-третьих, активную личностную деятельность по реализации правового законодательства. Правовая культура личности являет собой личностное прогрессивное восприятие достижений юридической науки и практики, сочетающееся с внутренним убеждением в их объективной значимости, важности, специфической ценности, предопределяющих активность индивида в реализации этих ценностей.