Соотношение правового и общественного порядка. соотношение правопорядка, законности и демократии
Соотношение правового и общественного порядка.
1. Общественный порядок охватывает всю систему общественных отношений и складывается в результате реализации социальных норм, а правопорядок складывается на основе правовых норм и регламентирует лишь отдельные общественные отношения.
2. Правопорядок охраняется и обеспечивается государством правовыми мерами, а общественный порядок – правовыми и общественными мерами, а также естественными навыками, привычками и традициями.
3. Правопорядок – это основа общественного порядка с устойчивым системным характером.
Соотношение правопорядка, законности и демократии:
1) единство:
а) законность и правопорядок обладают единой системой политических, экономических, идеологических факторов;
б) формулирование и охрана законности и правопорядка осуществляются единым государственным аппаратом, который опирается на единую систему правовых актов;
в) законность и правопорядок направлены на обеспечение организованности и нормального функционирования общества;
2) различия:
а) формирование происходит на различных этапах осуществления права, так как законность – это реализующееся право, а правопорядок – это уже реализованное право;
б) законность и правопорядок выполняют различные функции, так как законность является средством установления правопорядка, а правопорядок – это результат регулирующего воздействия права;
3) взаимосвязь:
а) законность и правопорядок зависят от уровня демократии в обществе;
б) законность и правопорядок способствуют укреплению и развитию демократии.
Соотношение между правом, законностью и правовым порядком:
1) по содержанию и характеру:
а) право – это форма установления в законах воли и интересов;
б) законность – это качественная сторона правовой деятельности;
в) правопорядок – это упорядоченная система правоотношений, характеризующая состояние правовой жизни;
2) по времени реализации:
а) право – это начальный этап оформления в общеобязательные правила воли и интересов граждан;
б) законность – это реализация актов;
в) правопорядок – это претворение воли и интересов граждан в жизнь;
3) по правовой функциональной нагрузке:
а) право – это юридическая основа правопорядка;
б) законность – это средства установления правопорядка;
в) правопорядок – это результат осуществления права и законности.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ. СООТНОШЕНИЕДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ, ПРАВОПОРЯДКОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ
Дисциплина– это совокупность требований, которые отвечают сложившимся в обществе социальным нормам и предъявляются к поведению людей на основе интересов общества.
Виды дисциплины:
1) государственная– это дисциплина, которая связана с выполнением требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим;
2) воинская– это дисциплина, которая возникает по поводу соблюдения военнослужащими правил, установленных законами, уставами и приказами;
3) трудовая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ и регулируется нормами трудового законодательства;
4) финансовая– это дисциплина, которая устанавливается по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;
5) технологическая– это дисциплина, которая возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний;
6) договорная– это дисциплина, которая возникает при соблюдении субъектами правоотношений, предусмотренных в договорах обязательств.
Нормы, регламентирующие дисциплину:
1) правовые;
2) организационные;
3) политические;
4) социальные;
5) нормы морали и т. д.
Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
1. Дисциплина и законностьпредставляют собой схожие во многом явления правовой деятельности, так как дисциплина – это совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – это совокупность строгих и неукоснительных требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане единообразно понимают и соблюдают без всяких исключений при применении законодательства. В отличие от законности дисциплина связана непосредственно только с трудовой деятельностью, проникая в производственные отношения и придавая им стабильность и направленность. Результат дисциплины – общественный порядок, а результат законности – правопорядок.
2. Правопорядок– это часть дисциплины, выраженная в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины направлено на регулирование правомерного поведения, а также свободного и непринуждаемого воплощения субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.
3. Дисциплинаявляется составной частью общественного порядка, который представляет собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых не только нормами права, но и нормами морали, обычаями, традициями.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Юридические процедуры– это система последовательных юридически значимых действий, которые осуществляются определенными субъектами правоотношений с использованием ими допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления норм права.
Признаки:
1) достаточность и оптимальность,которые являются необходимыми для достижения планируемого результата, так как недостаточность приводит к несогласованности в поведении участников, нарушению их прав, недостижению цели правового регулирования;
2) законность,т. е. юридическая процедура должна отвечать требованиям законодательства и не должна противоречить правовым актам большей юридической силы, изменять содержание основных форм, реализацию которых она обеспечивает;
3) синхронность и согласованность,которым юридическая процедура должна отвечать по отношению к основным нормам;
4) доступность и простота,т. е. информирование участников о содержании юридической процедуры и предоставление возможности выполнения ее требований.
Признаки, характеризующие социальную значимость юридических процедур:
1) стимулирование повышения эффективности управления;
2) стимулирование целесообразного достижения запланированных результатов;
3) регулирование дисциплины между участниками процедуры;
4) установление согласованности и предсказуемости юридическим значимых действий участников процедуры;
5) облегчение контроля над деятельностью должностных лиц;
6) установление повышенной ответственности должностных лиц;
7) обеспечение оперативности и своевременности совершения социально значимых действий;
8) своеобразные гарантии обеспечения прав и свобод личности, а также выработки законных, обоснованных и справедливых решений.
Специфические черты:
1) обладают государственно–властным характером, так как соблюдение юридических процедур является обязательным для всех участников под страхом наказания и использования в отношении их самозащиты;
2) установление посредством правовых норм и юридических актов;
3) установление в виде определенных моделей и программ поведения, которые направлены на достижение конкретного желаемого правового результата;
4) зависимость результата юридической процедуры от моделей и программ поведения;
5) выражение в последовательном совершении этапных юридически значимых действий и использовании юридических средств;
6) наличие вспомогательного характера, который связан с обеспечением надлежащей реализации норм как материального, так и процессуального права;
7) с помощью юридических процедур осуществляются основные регулятивные и охранительные правоотношения.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ
Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.
Признаки юридического процесса:
1) наличие властного характера;
2) урегулирование процессуальными нормами;
3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера;
4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий;
5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;
6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;
7) закрепление в официальных правовых актах.
Виды юридического процесса:
1) в зависимости от природы принимаемых решений:
а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;
б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;
в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;
2) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) гражданский;
б) уголовный;
в) конституционный;
г) административный;
д) арбитражный.
Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.
Стадии гражданского процесса:
1) производство в суде первой инстанции;
2) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
в) производство в надзорной инстанции;
г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;
3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Стадии уголовного процесса:
1) возбуждение дела;
2) предварительное расследование;
3) производство в суде первой инстанции;
4) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
5) исполнение приговора;
6) производство в надзорной инстанции;
7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.