Общая теория права в системе юридических наук
Общая теория права связана со всеми юридическими науками в силу исследования ими одного и того же объекта – права. Но особенно близка она общетеоретическим юридическим наукам и соответствующим им учебным дисциплинам – теории государства и права, социологии права, философии права, энциклопедии права. Все они находятся в одном общетеоретическом ряду, однако отличаются предметом и аспектом познания. Теория государства и права не случайно еще именуется общей теорией государства и права. У нее один и то же аспект познания, что и у общей теории права, однако предмет исследования более широк – включает сущность, содержание, формы, закономерности возникновения, развития и функционирования не только права, но и государства. Для познания предмета теории государства и права в лице двух сложнейших явлений общества – права и государства, конечно, имеются определенные основания в силу их неразрывной связи, однако есть еще больше оснований для отпочкования общей теории права как самостоятельной науки и учебной дисциплины, тем более, что это в масштабе мирового сообщества уже давно реально осуществлено. Государство и право – относительно самостоятельные явления. У каждого из них своя сущность, свои закономерности, и глубокое познание каждого из них обусловливает необходимость становления и развития двух обособленных наук.
Философия права по логике вещей должна бы изучать наиболее общие закономерности права в целостном его аспекте. Фактически же ее предмет воспринимается неоднозначно и во многом зависит от авторского подхода исследователей. Согласно Г. Гегелю, предметом философии права является право как идея свободы. Профессор Н. М. Коркунов исходил из того, что философия права близка к общей теории права, поскольку и та и другая ставят своей задачей извлечение общих начал права из накопленного специальными юридическими науками эмпирического материала, и потому между ними нет какого-либо разграничения. Профессор философии права и естественного права Брюссельского университета в Граце А. Аренс утверждает, что философия права конкурировала с теорией естественного права, поскольку изучала вопросы сходства и различий между натуралистическими и антропологическими основаниями права в этическом контексте, выполняя при этом воспитательную функцию в сфере правосознания; в конечном же итоге предметом философии права остается справедливость.
Как наука и учебная дисциплина философия права обрела успех в середине XIX в. и утвердилась в юриспруденции во второй половине XIX в. в Западной Европе. В дореволюционной России курс философии права читался в Московском, Санкт-Петербургском, Киевском, Харьковском, Томском и других университетах. В Италии, начиная с 1921 г., издается «Международный журнал философии права» как место встречи философов и юристов для обмена идеями о сущности права и его основополагающих проблемах. В настоящее время в России изданы учебники по философии права В. С. Нерсесянцем, С. С. Алексеевым и другими авторами.
К числу общетеоретических юридических наук относится социология права, сформировавшаяся в США и получившая в настоящее время широкое распространение на основе философской социологии, создателем которой был французский мыслитель О. Конт.
Американский социолог Л. Мейхью в своей книге «Американская социология» к социологии права относит изучение функционирования юридических учреждений, развития правопорядка в частных секторах общества, воздействия права на поведение, права как нормативной системы, определяющей основные общественные институты и способствующие их согласованию друг с другом.
Венгерский ученый К. Кальман в книге «Основы социологии права» целью социологических исследований права считает изучение связи между обществом и правом, его социальных функций и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях общества, классов, коллективов, групп и личности.
Исследования западных социологов права пошли по пути эмпирического изучения действия права, оставив в стороне фундаментальные проблемы генезиса права, его содержания и структуры, объективной природы, социальной обусловленности.
Сторонники марксистской позиции под социологией права имеют в виду историко-материалистическое учение о праве. Социально-философская концепция социологии права во главу угла ставит генезис права и его действие в обществе.
При разных подходах в понимании предмета социологии права бесспорным является познание такого права, которое рождается конкретными социальными потребностями и представляет собой реально складывающийся режим взаимоотношений между людьми на основе социальной защиты конкретных интересов в русле обеспечения их компромисса. Вот почему социология права склонна исследовать «право в жизни», а не «право в книгах». Основной задачей социологии права является познание эффективности его реализации в русле общей справедливости.
Общая теория права занимает как бы промежуточное положение между философией права и социологией права. При этом на ее долю приходится разработка основных методологических вопросов правоведения – юридических понятий, принципов, закономерностей.
Общая теория права выполняет функции:
· теоретико-познавательную, выражающуюся в формировании системы достоверных теоретических (обобщенных) знаний о праве как социальной системе;
· методологическую, проявляющуюся в исследовании другими юридическими науками их проблем в русле выявленных общей теорией права правовых закономерностей и принципов, сформулированных ею дефиниций, типологических подходов в анализе права, общих методов его познания;
· прогностическую, предсказывающую процесс движения права в русле выявленных объективно-обусловленных положительных и отрицательных тенденций;
· информационно-прикладную (непосредственно практическую), дающую конкретные ответы в частности на вопросы, связанные с вступлением в силу законов и подзаконных актов, действием их во времени, пространстве и по кругу лиц, а также видами и способами толкования права, принципами и формами правотворчества и правореализации;
· воспитательную, формирующую общеправовыми знаниями, особенно понятиями, категориями, принципами, закономерностями, высокую правовую, а значит, политическую и общую культуру.