Единый правовой классификатор рб
Назначение ЕПК как средства систематизации определяет его функции. С использованием ЕПК осуществляется:
упорядочение информационного массива по набору признаков, характеризующих их принадлежность к отраслям, подотраслям права и правовым институтам;
индексирование правовых актов с использованием кодов рубрик ЕПК;
формирование информационно-правовых массивов;
поиск правовых актов;
анализ информационно-правовых массивов и запросов пользователей правовой информации для решения разнообразных правовых задач.
Реализация указанных функций ЕПК позволяет обеспечивать единообразный подход к классификации правовых актов, осуществлять обмен правовой информацией на электронных и бумажных носителях, проводить широкомасштабный поиск правовой информации.
ЕПК состоит из 18 классификационных группировок, которые отражают общественные отношения определенного вида, однородные по своей природе (гражданские, трудовые) либо разнородные общественные отношения, но объединенные тематическим признаком (законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства, спорта и т.д.).
Отличительной особенностью ЕПК является то, что впервые при формировании правового классификатора использовалась Конституция Республики Беларусь в качестве основы систематизации национального законодательства. Основные положения Конституции Республики Беларусь нашли отражение в структуре классификатора при формировании всех его разделов.
В состав ЕПК входит классификационная таблица, содержащая перечень цифровых кодов и наименований рубрик, расположенных в порядке возрастания кодов. Схема деления классифицируемого множества (глубина классификации) неодинакова и зависит от характера и количества правовых актов, относящихся к соответствующему классификационному уровню.
Классификатор имеет четыре уровня иерархии: 1-й уровень - класс; 2-й уровень - подкласс; 3-й уровень - раздел; 4-й уровень - подраздел. Понятия, включенные в ЕПК, составляют его содержание и являются его структурными элементами.
Классификация правовых актов в процессе систематизации законодательства с использованием ЕПК направлена на решение ряда важнейших проблем, в числе которых построение четкой, структурированной системы, позволяющей осуществлять поиск правовой информации по законодательству Республики Беларусь, реализацию информационного обмена правовыми актами, в том числе и по конкретным предметным областям, и т.д.
Понятие и значение систематизации законодательства
Под систематизацией законодательствапонимается деятельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их во внутренне согласованную систему.
Посредством систематизации достигается не только согласованность нормативных правовых актов, но и устраняется их неоправданная множественность, не всегда обоснованное дублирование правовых норм, выявляются основания для отмены устаревших нормативных актов, ликвидации пробелов в законодательстве.
В соответствии с упомянутыми выше политико-правовыми документами систематизация белорусского законодательства проводится по следующим основным направлениям:
- устранение противоречий между действующими актами.
- кодификация.
- формирование Свода законов. Включению в Свод подлежат только законодательные акты, поэтому его формирование предполагает упорядочение в основном актов верхнего иерархического уровня.
- систематизация актов Президента. Нормы временных декретов, а также некоторых указов Президента реализуются в законах и впоследствии признаются утратившими силу
- замена применяемых в нашем государстве нормативно-правовых актов СССР и БССР новыми актами Республики Беларусь. В настоящее время несколько тысяч советских актов применяются на территории белорусского государства;
- систематизация подзаконных нормативно-правовых актов органов республиканского и местного уровней путем устранения множественности данных актов, несогласованностей между ними и признания утратившими силу устаревших актов.