Формы систематизации законодательства
Под систематизацией законодательствапонимается деятельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их во внутренне согласованную систему.
В правовой науке и правотворческой практике различают три основных вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация- это такой вид систематизации нормативных правовых актов, при котором они объединяются в различные сборники, собрания законодательства в определенном порядке, но без изменения их нормативного содержания.
При инкорпорации нормативные правовые акты, с учетом внесенных в них законодателем изменений и дополнений, группируются по определенным признакам: по отраслевому, по хронологическому, по юридической силе, реже - по алфавиту и другим возможным основаниям.
Инкорпорацией может охватываться все действующее законодательство страны или его часть (нормативные акты Парламента, нормативные акты Президента, акты, регулирующие трудовые, жилищные и иные отношения, и т.п.).
Поскольку инкорпорацию могут осуществлять как государственные органы и учреждения, так и негосударственные организации и отдельные лица, то в зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную.
* Официальная инкорпорация заключается в издании сборников нормативных актов органами, принявшими эти акты, или обслуживающими их учреждениями. Сборники такого рода являются официальными источниками нормативных правовых установлений, на которые можно ссылаться в правоприменительной деятельности.
» Неофициальная инкорпорация может производиться любыми организациями, учреждениями (в том числе научными и учебными), специалистами по их собственной инициативе. Это могут быть сборники нормативных правовых актов, составленные группой ученых-правоведов или специалистов-практиков по определенным отраслям или институтам права
Кодификация- это такой вид систематизации нормативных правовых актов, при котором множество таких актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, перерабатывается в единый кодификационный акт, содержащий систематизированное изложение соответствующих правовых норм.
В отличие от инкорпорации кодификация представляет собой одновременно и акт правотворчества, поскольку предполагает издание нового нормативного акта вместо множества различных, но связанных единым предметом правового регулирования. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового материала, в ходе которой устраняются противоречия между нормативными актами, выявляются и устраняются пробелы в законодательстве, отменяются устаревшие правовые нормы, разрабатываются новые.
В настоящее время наиболее распространенными видами кодификационных актов Республики Беларусь являются кодексы, положения, уставы, правила.
Консолидация- это особый вид систематизации законодательства, сочетающий в себе черты инкорпорации и кодификации. Следует признать, что консолидация является высшей формой систематизации законодательства, поскольку приводит к наиболее эффективным и устойчивым результатам этой деятельности.
Наличие у консолидации черт инкорпорации заключается в том, что она предусматривает объединение в одном издании различных действующих нормативных правовых актов. Присутствие же у нее черт кодификации проявляется в том, что при таком объединении допускается переработка нескольких нормативных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, в единый нормативный акт (например, нескольких декретов и указов по вопросам налогообложения - в один декрет).
Свод законов
Свод законов Республики Беларусь является полным систематизированным собранием законодательных актов Республики Беларусь, поддерживаемым в актуальном состоянии и издаваемым в электронной форме.
Формирование и издание Свода законов Республики Беларусь осуществляются Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
Статья 75. Издание сборников и собраний нормативных правовых актов
В целях содействия реализации нормативных правовых актов подготавливаются и издаются сборники и собрания нормативных правовых актов.
Сборники и собрания нормативных правовых актов издаются непосредственно нормотворческими органами либо по их поручениям иными государственными органами (организациями).