Общая хар романо-германской правовой сис
Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции.
Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону, и в первую очередь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, например, в уголовном, и единственным источником права
Страны романо-германской правовой семьи - это страны "писаного" права. В настоящее время в странах континентального права основным источником права считается закон. Закон образует как бы скелет правопорядка. В системе законодательства высшую юридическую силу имеет конституция. Конституция закрепляет систему основных прав и свобод человека и гражданина, основы общественного и государственного строя, а также принципы организации и деятельности высших органов государственной власти. В конституциях многих стран получил закрепление принцип судебного контроля над конституционностью обычных законов.
Практически во всех государствах романо-германской правовой системы приняты и действуют гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, административные и некоторые другие кодексы. Помимо кодексов существует и система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Помимо законов, "писаное право" стран романо-германской правовой семьи включает и множество норм и предписаний, принимаемых органами государственной власти во исполнение законов. Законодатель, ограничиваясь изложением принципов более или менее общих норм, часть полномочий предоставляет административным органам для более подробной их регламентации.
Источником романо-германского права также является обычай.
Определенное место среди источников права занимает юридическая доктрина. В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье. Именно в университетских школах права были выработаны основные принципы права.
Для правовых систем романо-германской семьи характерно деление права на публичное и частное. Такое деление связано с характером регулируемых отношений: публичное право регулирует отношения между публичной властью и управляемыми, а частное право - отношения между частными лицами
Одним из важных и отчетливых показателей единства романо-германской правовой семьи является подход к пониманию правовой нормы и тому месту, которое она должна занимать в решении конкретных дел. Правовую норму во всех странах этой правовой семьи понимают как общеобязательное правило поведения, созданное законодателем на общих принципах права и имеющее высшую юридическую силу. Нормы права в странах романо-германской правовой семьи носят абстрактный, обобщенный характер. Функцией правовой нормы является лишь установление правовых рамок.
Нормы права составляют в странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую систему. На верхней ступени этой системы стоят нормы конституции или конституционных законов. Они имеют высшую юридическую силу. Конституционные нормы принимаются или изменяются в особом порядке. Их особый правовой статус выражается в установлении контроля над конституционностью других законов.
Правовая система рб
Правовая система в широком понимании – это закономерно связанная целостность устойчивого правосознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотворческих, правоустановительных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование общественных отношений по пути прогрессивного их развития.
Правовая система в узком смысле представляет собой закономерно связанную целостность всех правовых норм, форм их выражения (источников), институтов и отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью обеспечения социального прогресса.
Правовая система Республики Беларусьисторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.
Правовая система характеризуется:
1) целостностью, т. е. внутренне согласованным единством, высшей ступенью единого, целого;
2) разновидностью ее составных частей;
3) сложностью элементов, образующих систему;
4) относительной устойчивостью структур;
5) высокой активностью во взаимосвязях и взаимодействиях составных частей;
6) целеустремленностью, целенаправленностью в функционировании.
выделяет три составные группы:
1) структуру (принципы правовой системы и правовые учреждения);
2) сущность (нормы и образцы поведения внутри правовой системы, решения, живой закон, нормы, которые принимаются);
3) правовую культуру (отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества)
пять основных элементов:
1) явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);
2) право и выражающее его законодательство;
3) правовые отношения;
4) юридическая практика;
5) юридическая техника
13. Понятия и принципы правотворчества.
Правотворчество – это деятельность компетентных органов, выражающиеся формировании права путём создания нормативных правовых актов.
Принципы правотворчества: • Законность (все акты должны быть приняты в соответствии с законом и с соблюдением действий) • Демократизм (участие в принятии закона принимает народ) • Научность • Системность 1. Демократизм. Предполагает широкое участие народа в обсуждении проектов важных актов. Важным аспектом принципа является так же недопустимость придания закону обратной силы, если это ужесточает ответственность. 2. Законность — в соответствии с этим принципом нпа должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. Принцип законности, прежде всего, предполагает обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества. 3. Научная обоснованность. Этот принцип предполагает глубокую научную обработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, то есть необходимость и целесообразность урегулирования правом определенных общественных связей. 4. Всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности. В НПА не должны присутствовать нормы, нарушающие права и свободы граждан, устанавливающие преимущества по признаку пола, расы, вероисповедания, национальности. 5. Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. Не должны приниматься акты, устанавливающие неоправданные преимущества для одних социальных групп и явное ограничение для других категорий населения. 6. Гласность. Важнейшие законопроекты должны выноситься на обсуждение.