Предмет,метод и источники правового регулирования конституционного,административного,гражданского, семейного отраслей права рб
Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного, общественного устройства страны, основы правового положения граждан, систему высших органов государственной власти и управления и их основные полномочия.
В конституционном праве применяются следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:
1) запрета, т.е. конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.116 Конституции Республики Беларусь);
2) обязывания, т.е. нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия (например, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53 Конституции Республики Беларусь);
3) дозволения, т.е. нормы разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие действия (например, Правительство или любой член Правительства в праве заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ст.106 Конституции Республики Беларусь).
Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т.е. запрета и обязывания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.
В качестве источников конституционного права Республики Беларусь выступают:
· Конституция (и конституционные законы);
· международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь;
· законы (программные, кодексы, обычные);
· декреты Президента Республики Беларусь;
· указы Президента Республики Беларусь;
· постановления палат Национального собрания;
· постановления Совета Министров;
· нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
· решения органов местного управления и самоуправления.
Административное право – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.
Предмет административного права включает три крупных блока общественных отношений: 1). отношения, возникающие в связи с организацией органов исполнительной власти, распределением полномочий между ними, определением их правового статуса; 2). отношения, возникающие в связи с реализацией органами исполнительной власти публично-правовых полномочий; 3). отношения, возникающие в связи с участием граждан в управлении делами государства.
Методы административно-правового регулирования – это способы, приемы и средства юридического воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений с целью исполнения и соблюдения ими правовых предписаний. Методы административного права находят свое выражение в установлении субъективных прав и юридических обязанностей, а также в механизме их реализации в сфере государственного управления.
методы правого регулирования:
Предписание – возложение на субъектов административного права обязанностей совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами.
Запрет – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовыми нормами под угрозой применения мер государственного принуждения
Дозволение (уполномочивание) – предоставление субъектам возможности самим выбирать вариант поведения в пределах, предусмотренных административно-правовыми нормами.
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».
К их числу относятся:
1)Конституция РБ;
2)законы РБ;
3)нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления СовМина РБ;
4)нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
5)нормативные акты республиканских органов;
6)межгосударственные соглашения;
7)нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.
Гражданское право (ГП) – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами ГП определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Основным источником ГП является Гражданский кодекс РБ. В предмет гражданского права входит три группы отношений: 1) имущественные; 2) связанные с имущественными личные неимущественные отношения; 3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Важнейшим признаком гражданско-правовых имущественных отношений является их товарно-денежный характер, стоимостная оценка. Имущественные отношения имеют особенности: - их участники вступают в правоотношения в качестве собственников, т.е. владельцев имущества; - участники действуют как равноправные и самостоятельные субъекты. Отношения, в которые вступают субъекты гражданских правоотношений, носят, как правило, возмездный характер. Безвозмездный характер некоторых имущественных отношений (дарение, безвозмездное пользование вещью, бесплатное хранение и др.). Связанные с имущественными личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права в силу характеров и оснований их возникновения.
Метод гражданского права — это совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых нормы гражданского права воздействуют на поведения участников гражданского оборота. Воздействие осуществляется с помощью установления прав, обязанностей и (или) запретов в гражданском обороте.
Семейное право— это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления и других форм устройства детей в семью на воспитание.
Предметом семейного праваявляются регулируемые нормами семейного права личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принадлежности к семье, других форм устройства детей на воспитание.
Источниками семейного права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие брачно-семейные отношения.
Нормативным актом, наиболее полно регулирующим семейные отношения, является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. К источникам семейного права относятся также указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь,иные подзаконные акты, регулирующие семейные отношения.