Государство, идеологическая, нормативная и коммуникативная части политической системы
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
I. Понятие политической системы, ее виды и состав.
Политическая система — это политическая идеология и практика взаимодействия участников политического про цесса (государственных, общественных, политических и иных организаций и движений) в рамках своих полномочий и возможностей.
Смысл существования политической системы состоит в организации политической власти, стабилизации отноше ний между обществом и государством, протекающих по литико-правовых процессов, включающих институциона-лизацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического сознания в обществе, позитивный
и негативный эффект участия неинституциональных по литических движений. Политическая система выполняет вытекающие из ее сущности функции и задачи, стремясь к политическим целям и обеспечивая политическую устой чивость.
Политические системы подразделяются на различные типы (статичная, динамичная) и виды (командная, соревно вательная).
Политическая система взаимодействует с экономиче ской, правовой, идеологической, культурной, экологиче ской и другими социальными системами, образующими ее внешние связи. Политическая система, в свою очередь, со стоит из определенных структурных элементов.
Состав политической системы:
1) политические институты (государство, общественно-политические и иные организации);
2) политическая практика (политические и правовые нормы, отношения, процедуры):
3) политическая идеология (политико-правовые взгляды, доктрины, программы, принципы, культура, сознание).
II. Государство как центральное звено политической системы. Государство представляет собой центральное и наиболее важное звено (ключ) всей политической системы. Его понятие и сущность раскрыты выше (см. темы 3.4).
Напомним, что государству присущи следующие черты:
особый аппарат публичной власти;
территориальный принцип организации населения; <
налоги и сборы;
правотворчество;
государственный суверенитет.
Данные свойства отличают государство не только от-примитивного догоеударственного общества, но с определенными оговорками (mutatis mutandis) и от любой другой общественно-политической организации, входящей de Jure и de facto в политическую систему современного общества. С учетом указанных свойств понятна роль, принадле жащая в политической системе государству, которое:
символизирует в принципе и реально придает целостность и устойчивость всей политической системе, соединяет и гармонизирует разнородные политические позиции, делая наиболее целесообразную из них (или из их сочетания) общеобязательной нормой;
выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединенного в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
осуществляет свое главное назначение — управление обществом, используя особый аппарат публичной власти, т. е. законодательные, исполнительные, судебные.
контрольные, надзорные и т. п. органы:
обладает специфическим набором материальных ценностей (государственными ресурсами, собственностью, бюджетом и т. п.) и поэтому ведет хозяйственную деятельность в соответствии с принятым экономическим курсом в условиях как плановой, так и рыночной экономики:
обладает монополией на эмиссию денег, руководит финансово-кредитной системой, формирует бюджет, имеет валютные запасы, определяет налоговую и инвестиционную политику;
имеет достаточные силовые возможности (вооруженные силы, милицию, полицию, службу безопасности и т. п.)
для монопольного и законного применения силы приосуществлении, например, контртеррористических мероприятий, обороны страны и т.п.;
использует недоступные другим субъектам политиче ской системы инструменты и процедуры, например пра восудие, в ходе которого только судья от имени госу дарства может признать подсудимого виновным, преступником;
является единственным среди других элементов поли тической системы и исключительным носителем суве ренитета;
выступает монополистом в законодательной деятельно сти, издавая нормативные акты, обязательные для ис полнения всеми субъектами политико-правовой жизни;
«доходит» до каждого человека и до всех без исключе ния граждан вне зависимости от их национальной, кон фессиональной, профессиональной, возрастной и т. п. принадлежности, обеспечивая политико-правовую, эко номическую, социально-психологическую, морально-духовную связь всего общества.
III. Другие институты политической системы. Обще ственная организация — негосударственное, добровольное, самодеятельное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое на основе действующего законодательства в соответствии с их потребностями и интересами для дости жения уставных задач.
Массовых общественно-политических организаций, фигурирующих в качестве элементов политической сис темы, очень много, они различны по названиям, составу, характеру и направлениям деятельности, степени влияния на принятие политических решений, отношению к дейст вующему законодательству и т. п. Это хозяйственно-экономические, научно-технические, спортивные, культурно-воспитательные и просветительские, женские, мо лодежные, детские, ветеранские организации, политические клубы, творческие союзы, избирательные объедине ния, землячества, меньшинства, фонды, ассоциации, коа лиции, группировки, движения и т. д.
Политические партии — зарегистрированные государ ством объединения граждан, солидарно участвующих в из бирательной борьбе за государственную власть для реали зации программных целей. Для политических партий характерно:
они являются важнейшим звеном политической системы, ибо формируют правительство, политику государства в случае прихода к государственной власти;
составляют одно-, двух- и многопартийные системы, входящие в политическую систему;
имеют мировоззренческую платформу, определяющую идеологические приоритеты, представляют те или иные социальные интересы.
Профсоюзы — массовые организации трудящихся, объ единенных по профессиональному признаку, ведущих борьбу за более выгодные условия продажи рабочей силы, улучшение условий жизни и труда. Им свойственно:
ставить задачи, направленные на достижение тех или иных экономических целей;
защищать интересы наемного работника и на производстве, и в обществе;
играть видную политическую роль в силу большого влияния в массах.
Церковь — религиозная организация последователей определенной системы вероисповедальных идей и выте кающей из них культовой и внекультовой деятельности. Как элемент политической системы церковь в условиях светской государственности:
• отделена от государства, от школы;
взаимодействует со светскими структурами в утверждении общечеловеческих норм и принципов общественной жизни;
способствует смягчению негативных тенденций и деформаций политического и правового сознания.
Объеоинения {ассоциации) предпринимателей —■ орга низации, деятельность которых направлены на координа цию и защиту экономических и политических интересов капитала внутри страны и за рубежом. Роль союзов работо дателей в политической системе трудно переоценить, по скольку:
их мнение решающим образом влияет на политику государства;
при их участии разрабатывается экономический курс
правительства;
стабильность финансовой системы зависит во многом от
их деятельности.
Дать подробную характеристику всем институтам поли тической системы невозможно из-за их много- и разнообра зия, но специфику некоторых из них следует выделить.
Массовые общественные движения в отличие от других объединений:
не имеют фиксированного членства;
включают в свой состав коллективных членов:
носят в известной степени переходной характер — либо со временем прекращают свою деятельность, либо формируются в политическую партию.
Органы местного самоуправления принципиально могут быть отнесены к общественным объединениям граждан;
решающим вопросы местного значения, но имеющим самую тесную связь с государством, которое наделяет указанные органы большими полномочиями. '
Их отличают:
представительный характер, формирование в результате непосредственного волеизъявления населения;
властный характер с возможностью издавать нормативно-правовые акты местного(локального)значения:
организационная и материально-финансовая самостоятельность.
Средства массовой информации (коммуникации) — по литические институты (печать, радио, телевидение и т. п.), осуществляющие с помощью техники производство и пе редачу информации с целью ориентации населения, оказа ния идеологического воздействия на оценки, мнения, пове дение людей, осознание духовных ценностей.
Они выступают как:
все более значимое орудие политической борьбы и торговой конкуренции;
инструменты «четвертой власти», эффективного социального контроля государства;
форма повседневного воздействия на духовную жизнь людей, внедрения массовой культуры.
К социальным институтам, влияющим на политиче скую систему (или volen.s nolens фактически входящим в нее), следует отнести полу- и нелегальные организации, маргинальные субгруппы, группы давления (лобби), секты, секретные братства, общества заговорщиков и т. п.
Особую опасность предоставляют криминальные орга низованные группы и преступные сообщества (мафия): сплоченные, организованные объединения с выходом во властные структуры, созданные для совершения тяжких преступлений.
Значение оргпреступности выходит за рамки узкого уго ловно-правового толкования лишь как формы соучастия в преступлении, поскольку:
деятельность мафии и других форм организованной преступности связана с фактическим захватом власти;
она носит очевидный политический характер;
дезорганизует управление в государстве, выполнение им важнейших функций:
терроризирует население.
IV. Политическая практика и идеология. Политиче ская практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) — материальная, предметная, целеполагающая деятель ность субъектов политической жизни, которая характери зует их отношение к политике и участие в ней: вторая со ставляющая структуры политической системы.
Политическая практика позволяет оценить ту или иную страну, эпоху, поведение (деятельность) субъектов полити ческой жизни.
Политическую практику определяют государственные и правовые институты, культурно-исторические традиции, со циально-психологические, национальные, конфессиональ ные особенности народа, его хозяйственный уклад.
Политическая практика — это состояние самых разных политических сил, конкурирующих за влияние и лидерство. Она изменчива и динамична, дифференцируется по различ ным основаниям: политическим убеждениям, культуре. уровню профессионализма, широте социальной базы, сте пени легальности и т. п.
В рамках политической жизни ее субъекты вступают в политические отношения, руководствуясь политически ми нормами — правилами политической игры: нормами морали, здравым смыслом, чувством меры, учетом соот ношения сил. формальными или негласными соглаше ниями.
Политические нормы отражают политические ценности. Политические нормы — это правила достижения абсолют ных и относительных, необходимых и случайных полити ческих ценностей.
Политические установки — принципиальные положе ния, выработанные политической элитой и провозглашен ные партийными лидерами.
Политические нормы тесно связаны с нормами право выми (см. тему 7), поскольку Конституция страны, ее кон ституционные законы являются не только правовыми, но и политическими документами.
Такая же связь существует между политическими и правовыми отношениями и процессами. Громкие судеб ные процессы имеют политическое значение. Тем не ме нее политический процесс имеет и самостоятельное зна чение как форма жизни политической системы, эволюционизирующей во времени и пространстве. Он отличается от других общественных процессов: эконо мических, идеологических и т. п.. может иметь конкрет ный конечный результат (победа на выборах, формирование какой-либо партии и т. д.).
Политический процесс имеет свое содержание, струк туру, этапы, субъекты и объект, ресурсную базу, про странственные и временные характеристики, микро- и макромасштабы, динамику и т. п., что изучается специ альными дисциплинами.
Третья структурная составляющая политической сис темы — политическая идеология — имеет еще более тес ную связь с общественным (правовым, религиозным, фи лософским, естественнонаучным, научно-технически и т.п.) сознанием.
Политическая идеология — система взглядов и доктрин, выработанных политической наукой, в которых выражается отношение к политической действительности.
Политическая идеология — один из эффективных орга низационных, регулятивных, контролирующих инструмен тов, определяющих жизнедеятельность общества и челове ка, функционально связанный с правом и государством, с другими структурными элементами политической системы. В свою очередь, политическая идеология может быть ин ституционально оформлена в соответствующих группиров ках, союзах, партиях, движениях.
Политическая идеология имеет свою предметную, мето дологическую, функциональную сторону, взаимодействует с философией, юриспруденцией.
Политическое сознание состоит в восприятии субъектом той части окружающей его действительности, которая свя зана с политикой, в которую включен он сам. а также свя занных с ней действий и состояний. Оно отражает степень знакомства субъекта с политикой, психологического и ра ционального к ней отношения, влияет на его политическое поведение.
V. Соотношение между политикой и правом. Полити ческие категории самым тесным образом связаны с поня тиями государственно-правовыми. Они «живут» в сфере политико-правовой надстройки, «обслуживают» государст венно-властные процессы. Политика и право имеют один и тот же объект (а часто и субъект) изучения и воздействия: общество, социальные группы, человека, его поведение и деятельность.
Вместе с тем политику и право нельзя считать синони мами.
Отличия политики от права
Сфера политики, политических интересов более широкая, уста навливается произвольно под действием ряда факторов (есть внешняя политика и т. п.
Цель политики —- власть, установление отношений господ ства и подчинения
В политике цель оправдывает средства, есть секретная политика, интрига, игра и т. п.
Политика указывает на полити ческие ценности, идеалы, цели, к которым можно стремиться
Для политики, идеологии, пар тий, движений и т. п. характе-рен плюрализм
Свой словарь политических по нятий, свой лексикон
Политика трактует о легитим ности
Для политики важен политиче ский образ, высказывания, на строения
Для политики скорее характер ны принципы, а не нормы, т. е. общие количественные и каче ственные указания, универ сально регламентирующие по литическую жизнь
Политическая система может включать нелегальные, теневые структуры
Право, правовые понятия
Сфера права уже, право само устанавливают рамки своей деятельности, право не выходит за пределы национальных гра ниц
Цель права -— регулирование нормальных жизненных отно шений
Право допускает только закон ные средства, право открыто, понятно людям
Право указывает на нормы по ведения, посильные всем
Право существует «в единст венном экземпляре», одно в данное время в данной стране
Имеет свои принципы, своиобъекты изучения, свой язык.
свой понятийный аппарат
Право рассуждает о легально сти
Для права важны только дейст вия и их соответствие (несоответствие с юридиче-скими нормами
Право наряду с принципами оперирует в основном нормами, конкретными и обязательными, включая сферу политики (нор мы избирательного права, нор-мы представительства и т.д.)
Право не знает ничего неле гального и незаконного
1олитические отношения зна ют субъектов (руководителей, правителей), носителей власти, .исполнителей, социальную базу
Право более демократично, перед законом все равны: и высокий руководитель, и рядовой гражданин
Политическая деятельность ме нее формализована, но и менее гарантирована
Право формализовано значи тельно больше, но и в большей степени гарантировано
Политика разделяет общество на партии, фракции, элиты и т. д., на политический центр и периферию; одинаковый под ход исключен в политике
Право объединяет общество, подчиняет всех его членов одинаковым требованиям; закон действует на всей территории государства
Нарушение политических норм и правил влечет за собой (и то не всегда) неопределенную реакцию (моральное осуждение, «оргвыводы» и т. п.)
В праве существует четкая ре акция (санкция) на противо правное поведение, нарушение юридических норм
Наиболее сложные случаи по литической деятельности регулируются правом, имеют пра вовую оценку, правовые гарантии и т.п.
Сферу права стараются осво бодить от влияния политики, партийных идеологизирован ных программ, классовых позиций; закон один для всяких партий
Политика может обходиться без морали, ее эффективность при этом особенно не страдает
Право не может функциониро вать без морали, его эффективность резко падает