Земельные отношения в России в средние века
Эпоха раннего средневековья в Европе является эпохой зарождения будущего Российского государства, и, как следствие, началом возникновения земельных и кадастровых отношений на Руси.
Первые описания земель в России появились в IX в., т.е. в эпоху древнерусского государства (Киевской Руси). Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Славяне и их соседи в VII-VII вв.
Историю государства Русь условно можно разделить на 3 периода:
- IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);
- вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);
- вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.
Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся верховным сувереном всей земли и самым могущественным феодалом.
Высший класс обществасоставляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков.
Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.
В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялисьдва основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Эти классы по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.Зависимоенаселение состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы.
Главной целью княжеской администрации являлся сбор налогов. Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Это самые древние из дошедших до нас сведений о взимании сборов и податей.
Дань получалась двумя способами: либо подвластные племена привозили её в Киев, либо князья сами ездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем.
Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945 г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. В 946 г. она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”.
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье».
Византийский император Константин Багрянородный (/905 — 959) в своём сочинении «О народах», написанном в середине Х в., рисует изобразительную картину полюдья современного ему русского князя. Как только наступал месяц ноябрь, русские князья "со всею Русью", т. е. с дружиной, выходили из Киева в городки, т. е. на полюдье, о котором ему говорили его славяно-русские рассказчики. Князья отправлялись в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, плативших дань Руси, и кормились там в течение всей зимы, а в апреле месяце, когда проходил лёд на Днепре, спускались опять к Киеву.
Другими источниками дохода для казны княжеской служили пошлины торговые, судные, для старшего князя дары от младших, наконец, доходы с частной собственности, земель, князьям принадлежавших. Частная собственность, вероятно, произошла как вследствие первого занятия земель никому не принадлежавших, так и путем покупки, и, наконец, отнятие земель у провинившихся бояр и других людей.
На землях, принадлежавших князьям в форме частной собственности, они могли строить города и отдавать их детям в частную же собственность. Так, Владимир Мономах (1053—1125) построил Городец Остерский на своей земле и отдал его в частную собственность младшему сыну Юрию, и тот владел им, будучи князем суздальским.
Земли, составлявшие частную собственность князей, были населены челядью, на этих землях князья устраивали себе дворы, где складывалось всякого рода добро. На путивльском дворе князя черниговского Святослава Ольговича (ум. 15 февраля 1164) было семьсот человек рабов, кладовые (скотницы), погреба (бретьяницы), в которых стояло пятьсот берковцев меду, 80 корчаг вина.
Если наиболее ранние упоминания о межевании в древней Руси встречаются в летописях, начиная с X в. (при этом оно выполнялось без измерений на местности, а по характеристике, «куда плуг и соха, коса и топор ходят»), то с появлением частной собственности начинает выполняться частное межевание. Первое упоминание о частных межах приводится в «Русской правде», изданной детьми Ярослава Мудрого (978 — 1054) между 1054 или 1068 гг. В ней приводятся сведения о граничных знаках и межах, об определении площадей земельных участков. Второе упоминание о частных межах приводится в Уставе, так называемой пространной «Русской правде», Владимира Мономаха. Межи подразделяются на бортные, ролейные и дворовые. В Уставе определены меры взыскания за самовольное нарушение меж: «А еже борт раззнаменует, то 12 гривен продажи»; «А еже борт раззнаменует, то 12 гривен продажи»; «Оже межу перетнет бортную, или ролейную межу разорет, или дворовую меж у тыном перегородит, то 12гривен продажи»; «Оже дуб перетнет знаменный или межный, то 12 гривен продажи».
Русские князья по примеру Византии делали описания земельных владений своих подданных с целью распределения податей, повинностей и дани. Эти описания проводились, как правило, княжескими служителями (писцами). Как свидетельствует запись в купчей Антония Римлянина от 1147 г. о границах участка, они имели такой вид: «А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем вверх до Лющик да Лющиком ко кресту, а от креста на коровий прогон, а коровьим прогоном на олху, а от олхи на еловый куст, а от елового куста верховье на Донцовое, а Донцовым вниз в Деревянницу, а Деревянница впала в Волхов, а той земли и межа».
В XII в. Киевская Русь распалась на ряд обособленных волостей (земель). Важнейшими из них были: Киевская, Чернигово-Северская, Волынская и Галицкая (на юге Руси); Полоцкая, Смоленская, Новгородская, Ростово-Суздальская, Муромо-Рязанская (на севере Руси). Феодальная раздробленность облегчила ее завоевание татаро-монголами. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси иго длилось до 1480 г. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.
К этому времени относится проведение первых писцовых описаний, которые включали в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных владений. Первая татарская перепись киевских земель была проведена в 1245 г. Суздальские и рязанские земли были описаны в 1257 г., муромские и новгородские — в 1259 г. В 1273 г. была осуществлена повсеместная перепись русских земель. Причём, наряду с татарскими переписями, в этот период описание земель вели и русские князья. Для определения размера доходов и взимания татарской дани во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.
К концу татаро-монгольского ига появляется первая единица площади, связанная с мерой длины, - десятина, она просуществовала до 1918 г. Ее первоначальный размер 50х50 саженей (около 1,17 га).
Несмотря на то, что татаро-монгольское иго отбросило русские княжества назад в своем развитии, тем не менее ряд русских историков, в том числе и Н. М. Карамзин считали иго школой, в которой выковалась московская государственность и русское самодержавие.
В процессе расширения границ московского княжества, занятия и заселения пустующих земель, господствующей формой землевладения становится вотчина (от слова — «отчина», т.е. «отцовская собственность»), которую можно было передавать по наследству, дробить, менять или продавать. Вотчинами владеют князья, бояре, дружинники, монастыри и высшее духовенство. Наряду с вотчинами существуют поместья, т.е. земельная собственность с ограниченным и условным характером (временность владения, неотчуждаемость или ограниченность права отчуждения и т.п.). Земли, принадлежащие государству («чёрные земли»), находись в пользовании крестьянских и посадских общин.
К этому времени относится распространение местных межевых законов Московского, Новгородского и Псковского княжеств. Так Новгородская судная грамота, посвященная судоустройству и судопроизводству в Великом Новгороде, и дошедшая до нас в редакции 1471 г., определяла порядок суда при решении межевых дел, регламентировала права и обязанности сроки истца, ответчика, поверенных и свидетелей, а также судебные сроки и пошлины.
В проводимых в это время описаниях земельных владений собирались сведения о количестве и качестве земель во владениях (земли «добрые», «средние» или «худые»), давалась оценка этим землям путём приведения их к условным единицам поземельного налога — вытям, обжам, лукам, сохам и т.п. Различие названий объясняется исключительно территориальными особенностями. Например, на севере Новгородских земель в качестве единицы обложения применялся лук, а на остальной территории Новгородчины — обжа, хотя смысл у этих единиц был один: количество рабочей силы и качество обрабатываемой земли (пашни или промыслов) для каждого отдельного хозяйства.
Основной единицей податного обложения считалась соха, она же считается и древнейшей единицей поземельного налога, так как упоминается ещё с XIII в. Соха - старинная мера земли, неровная, по качеству, по местности и в разные времена; от 600 до 1800 десятин, или 800 четвертей доброй земли, 1200 средней, 1800 худой, в поле; 10 сох новгородских равнялись одной сохе московской; четверть или четь (полдесятины? ) делилась на выти (тягла? ). Соха дворовая и обжа также подразделения сохи; в обже было 10 четей, или 15 десятин.
Т.к. другие единицы обложения «привязывались» к основной единице — сохе, поэтому и сама система переписи земель для поземельного обложения получила название «сошного письма», применявшуюся в течение XV — XVII вв. «Сошное письмо» предусматривало измерение земельных площадей (в городах — застроенных дворами), перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи — и определение размеров прямых налогов.
Качественно новых изменений земельные отношения претерпели при Иване III (1440-1505), который ввел поместную систему.В основе поместной системы лежало поместье — участок казённой (государственной) земли, данный государем во временное (на срок службы или пожизненно) личное владение служилому человеку под условием службы одновременно как награда за службу и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.
Поместная система оказала разностороннее и глубокое влияние на государственный и хозяйственный склад русского общества.
Поместное владение постепенно уравнивалось с вотчинным. Во-первых, владельцы вотчин стали служить на тех же основаниях и по тем же принципам, что и помещики. Во-вторых, поместья постепенно стали переходить по наследству. Сначала они переходили наследникам помещика с разрешения или по распоряжению монарха, а наследники были обязаны нести службу, потом служба перестала быть обязательным условием наследования. В XVIII в. поместье было признано полной собственностью помещика со всеми правами распоряжения. Таким образом, поместная система способствовала развитию частного землевладения в России, превратив огромное количество казённой земли, которой были наделены помещики, в их частную собственность.
К середине XV в. относятся первые шаги государства по юридическому оформлению крепостного права Сохранились наиболее ранние княжеские грамоты, запрещавшие уход крестьян от своих владельцев. Первый общегосударственный юридический акт, ограничивший свободу крестьянских переходов – Судебник 1497 г.: переход разрешался раз в году – 1 неделя до и после Юрьева дня (26 ноября, в Новгороде – Филиппово заговенье – 14 ноября) при условии уплаты «пожилого» за пользование двором и долгов. Так было положено начало общегосударственной системы крепостного права. 1550 г.
Основой «сошного письма», о котором упоминалось выше, стало составление писцовых книг. Писцовые книги — это подробное опиисание городов, их укреплений, улиц и населения, городских земель, лавок, монастырей, сёл, деревень, поместий, вотчин, а также выполняемых крестьянами повинностей. Первые писцовые книги составлялись ещё в XIII веке, но наибольшей полнотой отличаются книги XV — XVII веков (особенно, конца XV века). Каждая писцовая книга составлялась в пределах определённой административно-территориальной единицы, чаще всего города с относящимся к нему уездом. Наиболее полными считаются писцовые книги Новгородских земель после их присоединения к Московскому княжеству — Деревской пятины (1495 г.) и Водской пятины (1500 г.). Эти же писцовые книги считаются древнейшими сохранившимися памятниками сошного письма. Писцовые книги выполняли функции земельного кадастра.
Писцовые описания на местности осуществлялись писцовыми партиями, которые состояли из старшего писца – дьяка и состоявшего при нем подьячего. Местный воевода назначал в распоряжение партии отряд стрельцов численностью 5-15 человек. Писцами назначались представители известных княжеских или боярских фамилий. Писец должен был объехать порученный ему уезд, описать город и все селения, установить число плательщиков и количество обрабатываемой ими земли, определить прибыль или убыль возделанной земли, подлежащей обложению. Всё описание города и уезда с их населением, дворами и категориями землевладений в переводе на сохи и составляло суть писцовой книги, которая на будущее время служила официальным документом для сбора податей. Писцы имели также право суда и решения земельных тяжб.
Таким образом, в древнем периоде русской истории имеют место почти все элементы полного понятия о межевании. В инвентарных и юридических актах, содержащих в себе краткое описание земель, можно угадать будущие кадастровые и межевые планы. В статьях «Русской Правды» о межах и межевом суде виден будущий свод межевых законов. Княжеский служитель, отправляемый для отвода и раздела земель, является первым землемером, а его действия — первым видом государственного землеустройства.