Формирование правового государства в РК.
Тезисы лекционных занятий
Тема 1. Основные понятия о государстве
Цели и задачи изучения дисциплины «Основы права». Государство. Форма государства. Форма государственного устройства. Форма правления. Политический режим. Правовое государство и его характеристики. Основные признаки правового государства.
План лекции:
1. Основные понятия и категории государства
2. Правовое государство
Государство можно определить как организацию публичной власти общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, с помощью которого обеспечивается функционирование общества.
Форма государства – это способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока: форма правления, форма территориального (государственного) устройства и политический режим. Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.
Под формой правления понимают порядок образования и организацию верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления.
Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:
1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства;
3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;
4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).
Монархия бывает: абсолютной (Саудовская Аравия, Бахрейн) и конституционной (Испания, Швеция, Япония). Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.
Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:
1) коллективное правление;
2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);
3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;
4) органы государственной власти избираются на определенный срок;
5) принцип ответственности.
Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.
Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию, Украину.
Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).
Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия. Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.
Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.
Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Идеи ограничения власти правом, законом- достаточно древние идеи, их праотцами считаются Платони Аристотель. Но наибольшую актуальность проблемы борьбы с беззаконностью пробрела в эпоху феодализма и буржуазных государств с авторитарными и тоталитарными режимами. Значительный вклад в. развитие идей правового государства был вложен учеными философами*И. Кантом," В. Гегелем заложивших философскую основу правового государства. По мысли Канта государство - это «объединение множества людей подчинённых правовым законам». Создателями принципа разделения властей являются Джон Локк, Ж. . Монтескье - «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
На основе этих идей была сформирована концепция правового государства, отличающаяся следующими признаками:
1) Наличие гражданского общества -союза автономных, суверенных, свободных личностей, как гарант развития цивилизации и условия существования самого правового государства.
2) Связанность государства правом, что означает:
а) государство не вправе издавать законы, противоречащие праву;
б) как государство, так и граждане обязаны соблюдать принятый закон;
3)Реализация принципа разделения властей при организации государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную).
4)Соблюдение принципа верховенства закона.
5) Суд в правовом государстве должен быть органом торжества справедливости и истинного правосудия.
6) Основы правового государства - незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность.
Таким образом, правовое государство - это форма осуществления народовластия, при котором политическая организация граждан функционирует на основе права и верховенства закона, являясь институтом защиты и обеспеченности прав.
Государство и личность
Взаимоотношения государства и личности находят свое отражение в правовом статусе личности, сущностью которой являются субъективные права, законные интересы и юридические субъективные обязанности. Правовой статус личности во взаимоотношениях с государством отражает основной принцип демократического правового государства - разрешено всё то, что не запрещено законом.
Выделяют правовой статус личности, включающий в себя правосубъектность, гражданство,юридические гарантии, а также другие элементы, определяющие политическое и правовое положение индивида в обществе иво взаимоотношениях с государством.
Правосубъектность - это признание личности в качестве субъекта права и наличия у неё юридических прав обязанностей. Правосубъектность личности в отношениях с государством определяется посредством гражданства. Гражданство - это политико-правовая связь человека с государством.
Понятия «человек», «гражданин», «личность», «индивид» употребляются с правовой точки зрения в качестве синонимов, но они отражают различные аспекты одного и того же явления.
Человек - рассматривается в качестве биосоциального существа имеющего признаки присущие всем людям на земле. Личность- подчёркивает социальную сущность человека, опосредуя взаимные права и обязанности личности. Гражданин- отражает политико-правовую связь с государством. Индивид- отражает степень автономности личности в обществе. В праве эти понятия находят своё отражение в понятии физического лица, как субъекта права, имеющего определенный круг прав и обязанностей. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения абсолютными и неотчуждаемыми. Права человека- это претензии на определенные социальные блага, а также
юридические возможности личности, выступающие в качестве средства удовлетворения потребностей и реализации интересов, а также нормативные стандарты определяющий правовой статус человека. Под свободой понимается возможность выбора поведения, неопределённая заранее, например, свобода совести. Основные права человека содержатся игарантируются следующими международно-правовыми документами: «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 г., Международная конвенция оликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
В этих и других международ но-правовых документах содержится не толькоперечень прав и свобод человека, но и механизмы и процедуры по их защите и охране. Взаимозависимость и взаимообусловленность правового государства и прав человека выражается в том. что одной из основных целей правового государства является реальное обеспечение прав человека и гражданина.
Исполнительная власть.
Исполнительная власть представлена системой органов управления, к которым относится:
1. Правительство (осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью).
2. Министерства (осуществляет руководство соответствующей сферой государственного управления).
3. Государственные комитеты (проводит в соответствующей отрасли единую государственную политику).
4. Ведомства (осуществляют специально-исполнительные контрольно- надзорные функции).
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность: исполнительную и распорядительную, Государственная служба характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан в государственных органах, направленная на осуществление государственного управления. Государственная служба в РК осуществляется в соответствии с Законом «О государственной службе», вступившим в законную силу с 01.01.2000 г. Основными принципами государственной службы являются принципы законности, патриотизм, приоритет прав,- свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, профессионализма. Государственным служащим признаётся гражданин РК, занимающий оплачиваемую из государственного бюджета должность в государственном органе, реализующий задачи и функции государства. Категории государственных служащих: 1) гос. служащие, занимающие политическую должность (заместители Президента, представители Правительства, гос. служащие, возглавляющие центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители); 2) Административные государственные служащие. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей на гос. служащих могут налагаться взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение и увольнение.
Административным правонарушениемпризнается посягающее на установленный порядок государственного управления или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное, неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административного правонарушения:
1) противоправность, - запрещенная законодательством РК;
2) виновность - совершенное деяние, умышленное или неосторожное;
3) общественная вредность посягательство на общественный отношения;
4) административная ответственность - применение соответствующих административных взысканий.
Административной ответственности подлежатлица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-возраста. За совершение административного правонарушения могут применяться следующие виды взысканий: предупреждение, штрафы, возмездное изъятие предмета или конфискация, лишение специального права предоставленного гражданину (право управления транспортным средством, право охоты), административный арест (до 15 суток), лишение лицензии, патента на определенную деятельность.
Мелкое хулиганство- это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, нарушение общественного порядка - влечет штраф от 20 до 100% расчетного показателя. А в случае, если по обстоятельствам с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, то в качестве меры наказания может выступать -административный арест (15 суток).
Мелкое хищение чужого имущества(стоимость похищенного не превышает 10 кратного расчетного показателя) путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, злоупотребление служебным положением влечет штраф до 10-кратного размера расчетного показателя установленного законодательством. Административноезаконодательство выделяет 3 вида административного принуждения:
1) административно - предупредительные меры, применяемые с целью предупреждения правонарушений в случаях стихийных бедствий, несчастных случаев. К ним относятся: прекращение движения транспортом и пешеходов при угрозе; проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание;
2) административно - пресекаемые меры, которые применяются в случаях необходимости принудительного прекращения противоправных действий, и прекращения их вредных последствий. К таким мерам относятся: применение оружия, принудительное лечение лиц, страдающие опасными для окружающих заболеваниями.
Административно - восстановительные меры, как меры, административного принуждения применяются для восстановления прежнего положения вещей, возмещение причиненного ущерба. Это такие меры, как возмещение родителями ущерба причиненного их несовершеннолетним ребенком, самовольный снос возведенных строений и сооружений.
Тема 9. Налоговое право РК.
Налоговая политика государства. Методы налогового права, Налоговое законодательство РК. Налог. Налоговое обязательство. Другие платежи в бюджет. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды налогов.
Налоговая политика
Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику — экономическую, военную, социальную. международную и др. Одним из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой
и налоговой политике государства.
Налоговая политика государства— есть система актов и мероприятий,
проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры.
1. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета.
2. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: законов, указов президента, постановлений правительства и иных подзаконных актов.
3. Необходимо отметить, что налоговая политика — это составная часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.
Элементы закона о налоге
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
1. объект налогообложения;
2.налоговая база;
3.налоговыйпериод;
4.налоговая ставка;
5. порядок исчисления налога;
6.порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщикам.
Налогоплательщики имеют право:
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
• представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
• в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
• другиеправа
Обязанности налогоплательщиков
Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
• -уплачивать законно установленные налоги;
• вести бухгалтерский учет;
• составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли),выявленного проверками налоговых органов;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
• о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности
• (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
• об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
• выполнять другие обязанности.
Налоговое правоотношение— вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъективный состав. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Государственной налоговой службы, органы финансовой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников. Объектом налогового правоотношенияявляется то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными
налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения,как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
В налоговом законодательстве предусматриваются определенные права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.
Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность -общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.
Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:
• противоправное поведение;
• наличие вреда (ущерба);
• причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
• вина нарушителя установленных правил поведения.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, — поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие
Налоговая система включает в себя ряд следующих обязательных элементов, которые непосредственно формируют налоговую систему любого государства:
• систему налоговых органов;
• систему и принципы налогового законодательства;
• принципы налоговой политики;
• порядок распределения налогов по бюджетам;
• формы и методы налогового контроля;
• порядок и условия налогового производства;
• • подход к решению проблемы международного двойного налогообложения; и др.
Итак, налоговая система— это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Прямые налоги,— непосредственно обращенные к налогоплательщику - его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщик представлены одним и тем же лицом).
Косвенные налоги— установленные в виде надбавки к ценереализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами илиимуществом фактического плательщика (разновидностью косвенных налогов является акциз, НДС).
Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактическим же плательщиком является потребитель этой продукции, который приобретает еепо ценам, повышенным на сумму косвенного налога.
Целевые налоги— налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды.
Тезисы лекционных занятий
Тема 1. Основные понятия о государстве
Цели и задачи изучения дисциплины «Основы права». Государство. Форма государства. Форма государственного устройства. Форма правления. Политический режим. Правовое государство и его характеристики. Основные признаки правового государства.
План лекции:
1. Основные понятия и категории государства
2. Правовое государство
Государство можно определить как организацию публичной власти общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, с помощью которого обеспечивается функционирование общества.
Форма государства – это способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока: форма правления, форма территориального (государственного) устройства и политический режим. Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.
Под формой правления понимают порядок образования и организацию верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления.
Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:
1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства;
3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;
4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).
Монархия бывает: абсолютной (Саудовская Аравия, Бахрейн) и конституционной (Испания, Швеция, Япония). Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.
Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:
1) коллективное правление;
2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);
3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;
4) органы государственной власти избираются на определенный срок;
5) принцип ответственности.
Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.
Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию, Украину.
Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).
Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия. Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.
Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.
Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Идеи ограничения власти правом, законом- достаточно древние идеи, их праотцами считаются Платони Аристотель. Но наибольшую актуальность проблемы борьбы с беззаконностью пробрела в эпоху феодализма и буржуазных государств с авторитарными и тоталитарными режимами. Значительный вклад в. развитие идей правового государства был вложен учеными философами*И. Кантом," В. Гегелем заложивших философскую основу правового государства. По мысли Канта государство - это «объединение множества людей подчинённых правовым законам». Создателями принципа разделения властей являются Джон Локк, Ж. . Монтескье - «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
На основе этих идей была сформирована концепция правового государства, отличающаяся следующими признаками:
1) Наличие гражданского общества -союза автономных, суверенных, свободных личностей, как гарант развития цивилизации и условия существования самого правового государства.
2) Связанность государства правом, что означает:
а) государство не вправе издавать законы, противоречащие праву;
б) как государство, так и граждане обязаны соблюдать принятый закон;
3)Реализация принципа разделения властей при организации государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную).
4)Соблюдение принципа верховенства закона.
5) Суд в правовом государстве должен быть органом торжества справедливости и истинного правосудия.
6) Основы правового государства - незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность.
Таким образом, правовое государство - это форма осуществления народовластия, при котором политическая организация граждан функционирует на основе права и верховенства закона, являясь институтом защиты и обеспеченности прав.
Формирование правового государства в РК.
Суждения о формировании и развитии демократического государства имеются в творческом наследии казахских мыслителей. Одним из них является Абай Кунанбаев, который высказывал ряд суждений по вопросу формирования некоторых принципов правового государства. Абай считал высшей формой организации и защиты людей - закон. Важным критерием демократии, по мнению Абая, является верховенство закона. Гуманистические идеи Абая о справедливом, правовом государстве актуальны и сейчас, соединяя прошлое с настоящим.
Становление правового государства процесс длительный и сложный. Конституция РК провозгласила высшей ценностью человека, его жизнь, права и свободы. Одним из принципов правового государства является разделение властей в организации государственной власти. Формируется механизм конституционного контроля.
Другим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в подчинении самого государства и его органов Конституции РК. Конституционный Совет вправе признавать неправомерными, законы и иные нормативные акты, если они противоречат Конституции. Конституция исходит из того, что соблюдение и зашита прав и свобод, чести и достоинства человека является главной обязанностью государственной власти. Ст. 1 Конституции РК провозглашает Казахстан правовым государством.
Государство и личность
Взаимоотношения государства и личности находят свое отражение в правовом статусе личности, сущностью которой являются субъективные права, законные интересы и юридические субъективные обязанности. Правовой статус личности во взаимоотношениях с государством отражает основной принцип демократического правового государства - разрешено всё то, что не запрещено законом.
Выделяют правовой статус личности, включающий в себя правосубъектность, гражданство,юридические гарантии, а также другие элементы, определяющие политическое и правовое положение индивида в обществе иво взаимоотношениях с государством.
Правосубъектность - это признание личности в качестве субъекта права и наличия у неё юридических прав обязанностей. Правосубъектность личности в отношениях с государством определяется посредством гражданства. Гражданство - это политико-правовая связь человека с государством.
Понятия «человек», «гражданин», «личность», «индивид» употребляются с правовой точки зрения в качестве синонимов, но они отражают различные аспекты одного и того же явления.
Человек - рассматривается в качестве биосоциального существа имеющего признаки присущие всем людям на земле. Личность- подчёркивает социальную сущность человека, опосредуя взаимные права и обязанности личности. Гражданин- отражает политико-правовую связь с государством. Индивид- отражает степень автономности личности в обществе. В праве эти понятия находят своё отражение в понятии физического лица, как субъекта права, имеющего определенный круг прав и обязанностей. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения абсолютными и неотчуждаемыми. Права человека- это претензии на определенные социальные блага, а также
юридические возможности личности, выступающие в качестве средства удовлетворения потребностей и реализации интересов, а также нормативные стандарты определяющий правовой статус человека. Под свободой понимается возможность выбора поведения, неопределённая заранее, например, свобода совести. Основные права человека содержатся игарантируются следующими международно-правовыми документами: «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах 1966 г., Международная конвенция оликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
В этих и других международ но-правовых документах содержится не толькоперечень прав и свобод человека, но и механизмы и процедуры по их защите и охране. Взаимозависимость и взаимообусловленность правового государства и прав человека выражается в том. что одной из основных целей правового государства является реальное обеспечение прав человека и гражданина.