Понятие, сущность и стадии уголовного судопроизводства.
Понятие, признаки, сущность и ф-ции государства. Понятие формы государства, ее элементы.Понятие, сущность, ф-ции и признаки права.Система права РБ.
Структура и классификация норм права. Понятие и виды источников права. Источники права РБ.
Конституционное право Республики Беларусь.
Административное правонарушение, его признаки. Состав административного принуждения.
Понятие административной ответственности. Административные взыскания и их характеристика. Стадии административного процесса.
Понятие, признаки и состав преступления. Уголовное наказание, система уголовных наказаний.
Финансовое право Республики Беларусь.
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Понятие юр. лица. Классификация юр. лиц.
9. Объекты гражданских правоотношений, их клас-ция. Понятие, форма и содержание права собственности.
Сделки: понятие, формы, условия действительности.
Понятие, виды, стороны, исполнение, обеспечение и прекращение обязательств.
Наследование: понятие, основание, состав наследства, субъекты.
Жилищное право Республики Беларусь.
Понятие брака, порядок заключения и прекращения брака. Личные неимущ-е и имущ-е правоотнош-я в семье.
15. Понятие, срок, виды и содержание трудового договора(ТД). Порядок заключения ТД. Прекращение ТД.
Понятие, виды и продолжительность трудовых отпусков. Порядок предоставления трудовых отпусков.
17. Понятие, виды и основания дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий.
Понятие экологич-гоправа.Эк-кие права граждан РБ.
Понятие, сущность, виды и стадии гражданского судопроизводства.
Понятие, признаки, сущность и ф-ции государства. Понятие формы государства, ее элементы.Понятие, сущность, ф-ции и признаки права.Система права РБ.
Структура и классификация норм права. Понятие и виды источников права. Источники права РБ.
Конституционное право Республики Беларусь.
Административное правонарушение, его признаки. Состав административного принуждения.
Понятие административной ответственности. Административные взыскания и их характеристика. Стадии административного процесса.
Понятие, признаки и состав преступления. Уголовное наказание, система уголовных наказаний.
Финансовое право Республики Беларусь.
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Понятие юр. лица. Классификация юр. лиц.
9. Объекты гражданских правоотношений, их клас-ция. Понятие, форма и содержание права собственности.
Сделки: понятие, формы, условия действительности.
Понятие, виды, стороны, исполнение, обеспечение и прекращение обязательств.
Наследование: понятие, основание, состав наследства, субъекты.
Жилищное право Республики Беларусь.
Понятие брака, порядок заключения и прекращения брака. Личные неимущ-е и имущ-е правоотнош-я в семье.
15. Понятие, срок, виды и содержание трудового договора(ТД). Порядок заключения ТД. Прекращение ТД.
Понятие, виды и продолжительность трудовых отпусков. Порядок предоставления трудовых отпусков.
17. Понятие, виды и основания дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий.
Понятие экологич-гоправа.Эк-кие права граждан РБ.
Понятие, сущность, виды и стадии гражданского судопроизводства.
Понятие, сущность и стадии уголовного судопроизводства.
1.Государство — это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего посредством норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — интересы всего народа. Признакигосударства: 1) обязательные: А) наличие определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления; Б) наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство; В) наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция); Г) наличие налогов и сборов для содержания публичной власти; Д) наличие государственного суверенитета, т. е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами; Е) издание правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами. 2) дополнительные — наличие символов (герб, флаг, гимн).
Сущность государства выражается в том, что это исторически-обусловленная, выделенная из общества, универсальная, наиболее совершенная политическая организация, предназначенная для управления обществом, которая в процессе исторического развития из средства насилия все больше превращается в средство обеспечения социального прогресса, т. е. социальное государство.
Функции государства – основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства. Функции государства подразделяются на: внутренние и внешние. Внутренние функции делятся на. 1. Экономическая функция – выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его развития в оптимальном режиме. 2. Социальная функция – государство принимает меры к обеспечению достойного уровня жизни своих членов. 3. Функция финансового контроля – выражается в осуществлении государством контроля за доходами, поступающими в бюджет в виде налогов, и расходованием этих денежных средств. 4. Правоохранительная функция – осуществляет деятельность по обеспечению законности и поддержания правопорядка. 5.Экологическая функция. Внешние функции делятся на. 1. Защита общества и государства от внешней угрозы – предполагает строительство вооруженных сил, создание и деятельность контрразведки, охрану государственных границ. 2. Взаимодействие с другими государствами и международными организациями.
Форма государства — такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Формы государства. 1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. 2. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. 3.Политический режим — совокупность способов и методов осуществления власти государством. 7.Формы правления: понятие, разновидность. Формы правления подразделяются на монархию и республику. Право — это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путем референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.
В структуре права выделяют следующие элементы: 1.правосознание - совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. 2.правовые нормы – это общеобязательные правила поведения установленное государством и направленное на регулирование общественных отношений. 3.правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. В зависимости от того, какому из этих элементов отдается первостепенное значение, выделяют различные подходы к определению понятия и сущности права: 1.нравственный (философский); 2.нормативный; 3.социологический. В последнее время выделяют интегративный подход, который признает равную значимость всех составных элементов права.
Функции права — это способы воздействия права на общественные отношения, определяемые назначением права, на различных этапах его исторического развития. Классификация функций права:1)Регулятивно-статическая (закрепительная) функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. 2)Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения, прежде всего путем проведения экономических, социальных и политических реформ. 3)Регулятивно-охранительная функция права — это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых правом политических, экономических, социальных и других общественных отношений. 4)Воспитательная функция права проявляется, прежде всего, в том, что она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения, основ существующего строя, проводимых органами власти политики, экономических реформ и т. д.
Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играетсистема права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Отрасль права— основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.
В систему законодательства входятдве группы отраслей. В первую, основную группувходят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группусоставляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.
2. Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, т.е. условия применения правила изложенного в норме.• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.
Существуют следующие классификации норм права.
По юридической силесодержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов,подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований, диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное.
По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (гос служащие, студенты, военные и т. п.)
По времени действия: постоянные и временные.
По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Под источниками (формами) права понимают официально признанные в том или ином обществе способы выражения и закрепления действующих юридических норм.
Используются следующие источники права: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания , доктрина (наука), священное писание (церковных норм) и нормативный правовой акт.
Правовой обычай наиболее подходящий для регулирования общественных отношений, которые характеризуются стабильностью и консерватизмом в условиях постепенного, эволюционного развития общества, права и государства. Наоборот, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания наиболее примечательно проявляют свои свойства в условиях постоянного развития и изменчивости общественных отношений, если нужно точно определить тенденции в развитии социальных связей. Доктрина (наука) обычно является наиболее благоприятной источником права в условиях исторических катаклизмов, когда срочно нужно заполнить «правовой вакуум». Правовой прецедент — наиболее благоприятная источник норм права в так называемых открытых правовых системах, где точно не очерчена сфера действия права. В качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм в РБ, выступают нормативные правовые акты. Кроме того, в качестве источников права в Беларуси признаются обычаи и нормативные договоры.
Не являются источниками права в Республике Беларусь юридический прецедент, юридические доктрины, религиозные писания.
3. Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
- Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);
- Устройство государства и государственной власти (властные отношения).
В конституционном праве выделяют следующие методы:
1)методобязывания – это применение норм, обязывающих какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия;2)метод запрета – это применение норм запрещающего характера;3)метод дозволения – это когда определенные нормы разрешают, дозволяют совершать определенные действия органам или лицам. Обычно этот метод регулирует правовой статус человека и гражданина.
Конституционное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих общественное устройство государства, основы правового положения личности государства, систему государственных органов, регулирующих общественные отношения, которые составляют основы народовластия народа и которые возникают в процессе осуществления народом единой государственной власти.
Система конституционного права – это совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
К основным элементам системы конституц. права относятcя:1) принципы конституц. права;2) конституционно-правовые институты;3) нормы конституц. права.
Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.
Классификация конституционно-правовых норм:
по характеру предписания:
1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием.
2. диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может».
по функциональной направленности:
1. регулятивные. К ним относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
2. охранительные нормы - часто представляют собой запреты.
по характеру регулируемых отношений:
1. материальные. К материальным нормам относятся нормы, регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д.;
2. процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого-либо института.
по действию во времени:
1. постоянные т.е. срок действия не определяется. Большинство норм постоянные;
2. временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.
3. исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования .
по территории действия:
1. республиканские. К их числу относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти.
2. местные нормы действуют в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.
Конституционно-правовые отношения: субъекты, объекты и содержание, классификация.
Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержание составляют права и обязанности сторон, т.е. участников правоотношения.
Субъекты подразделяются на две большие группы:
- физические лица(граждане государства, иностранные лица и лица без гражданства (апатриды);
- общественные формирования государство и его органы, т.е. парламент, президент, правительство; народ и т.д
Конституционно-правовые отношения можно классифицир-ть:
1. по субъекту и объекту. Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага;
2. по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;
3. по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;
4. по целевому назначению различают правоустанавливающие и правоохранительные правовые отношения.
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия делятся на юридические акты и юридические поступки.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит перечня субъектов права.
4..Административным правонарушением( АП)признаетсяпротивоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Общие признаки АП: 1) общественную опасность; 2) административную противоправность; 3) административную наказуемость и виновность.
Сущностным признаком, присущим АП, является егообщественнаяопасность.Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности административного проступка определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, вчастности:особенность объекта правонарушения;личность правонарушителя;повторность;злостность противоправного посягательства;наличие тяжких последствий;характер вины.
Юридическим выражением признака общественной опасности АП является егоадминистративная противоправность. Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права.
Неотъемлемый признак АП –административная наказуемость.Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.
Обязательный признак АП-виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Любое АП характеризуется наличием совокупности названных признаков.Таким образом, понятие АП содержит общие социально-правовые признаки, присущие всем без исключения административным проступкам. Однако каждый вид АП имеет свои специфические признаки. Их совокупность в юриспруденции получила названиесостава административного правонарушения. Именно в составах административных проступков конкретизируются общие признаки понятия АП.