Понятие и задачи таможенных органов

В системе правоохранительных органов, осуществляющих за­щиту экономического суверенитета Республики Казахстан важное место занимают таможенные органы, которые призваны стать од­ними из самых эффективных инструментов политики экономиче­ской модернизации страны.

Таможенные органы страны были образованы в соответствии с Указом Президента Республики от 12 декабря 1991 года «Об обра­зовании Таможенного комитета Республики Казахстан», который был создан в интересах обеспечения экономической безопасности государства и развития экономики, взимания таможенных плате­жей и налогов, борьбы с контрабандой и нарушениями таможен­ных правил, осуществления валютного контроля и собственного развития таможенного дела.

Таможенный орган — это орган исполнительной власти, явля­ющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью при­сущих ему форм и методов деятельности.

Таможенные органы в пределах своей компетенции участву­ют в реализации таможенной политики и непосредственно осу­ществляют таможенное дело Республики Казахстан, оперативно- розыскную деятельность, а также выполняют иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казах­стан. На них возложено осуществление таможенного дела, кото­рое включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенное оформление и таможенный контроль, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей и налогов, ведение борьбы с правонарушениями в сфере таможенно­го дела и другие средства реализации таможенной политики, осно­ванные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.

Таможенные органы также участвуют в реализации междуна­родных обязательств Республики Казахстан и разработке между­народных договоров в сфере таможенного дела, в осуществлении сотрудничества с таможенными и иными компетентными органа­ми иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела и единой бюджетной политики, ради­ационного контроля в пунктах пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Развитие таможенной службы в Казахстане тесно связано с Рос­сией. Завоевания русских земель татаро-монгольскими племена­ми привело к появлению в русском слове «тамга», означающее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежащем роду. Получение ханских ярлыков со­провождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. Вскоре так стали называться пошлины, взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга» был образован глагол там- жить, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили стало называться таможней[55].

Казахстанское таможенное законодательство начало формиро­ваться с принятием Закона от 24 декабря 1991 года «О таможенном тарифе и пошлине», где тарифные меры призваны были стать важ­ным инструментом торговой политики и государственного урегу­лирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в преде­лах таможенной территории и таможенной границы Республики Казахстан. Таможенную территорию составляют сухопутная тер­ритория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воз­душное пространство над ними, а также находящиеся на конти­нентальном шельфе республики искусственные острова, установ­ки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

Территория специальной экономической зоны, созданная на территории республики, является частью таможенной территории Республики Казахстан. Пределы таможенной территории респу­блики, а также периметры специальных экономических зон явля­ются таможенной границей Республики Казахстан.

Таможенная граница — линия и проходящая по ней вертикаль­ная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан. Таможенная граница может совпадать с Государственной границы республики. Общая протяженность та­моженных границ составляет более 14320 километров, из них: с Россией — 6980 км., Узбекистаном — 2310 км., Туркменистаном — 450 км.. Кыргызской Республикой — 1070 км., Китаем — 1560 километров; морская граница имеет протяженность 2000 киломе­тров.

Введение таможенных границ с сопредельными государствами бывшего Союза, проблема обеспечения стопроцентного деклари­рования товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Казахстана, потребовали создания широкой разветвлен­ной сети таможенных учреждений как внутри территории респу­блики, так и на ее границе. На таможенной границе расположено 64 таможенных поста, 63 автоперехода. На внутренней территории Республики Казахстан расположено 46 таможенных постов, явля­ющихся пунктами таможенного оформления, 1 морской таможен­ный пост и 7 таможенных постов, находящихся в аэропортах[56].

Республика Казахстан — перекресток торговых и транспорт­ных путей из Европы в Азию: через Китай на дальневосточные порты, тихоокеанские государства, через Иран и Турцию в Сре­диземноморский бассейн. Кроме того, Казахстан является важным связующим звеном с Центральноазиатским регионом. Республика Казахстан находится в центре Евразийского континента, занима­ет обширную территорию и обладает крупными минеральными ресурсами. Преобладающая часть важнейших природных ресур­сов сосредоточена на территориях Казахстана и России. Из всего Содружества Независимых Государств в России и Казахстане до­бывается почти 93 % нефти, 82" % угля и 65 % газа. В настоящее время таможенные органы играют важную роль в экономическом развитии страны, обеспечивая около 30 процентов поступлений в республиканский бюджет. Набирает темпы строительства единых контрольно-пропускных пунктов, осуществляющих контроль на границе по принципу «одна остановка», что значительно ускоряет процесс прохождения необходимого оформления и, соответствен­но, позволяет увеличить пассажиро- и грузопоток[57].

Задачами таможенных органов являются:

1. участие в разработке и реализации таможенной политики Ре­спублики Казахстан;

2. обеспечение в пределах своей компетенции суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;

3. обеспечение соблюдения таможенного и иного законодатель­ства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

4. обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регу­лирования, установленных законодательством Республики Казах­стан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

5. защита прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

6. борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в со­ответствии с законодательством Республики Казахстан;

7. осуществление и совершенствование таможенного оформле­ния и таможенного контроля, а также создание условий, способ­ствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

8. осуществление валютного контроля в пределах своей компе­тенции;

9. обеспечение выполнения международных обязательств Ре­спублики Казахстан и участие в разработке международных дого­воров Республики Казахстан в сфере таможенного дела; осущест­вление сотрудничества с таможенными и иными компетентными

10. органами иностранных государств, международными организа­циями по вопросам таможенного дела;

11. участие в реализации единой бюджетной политики, раз­витии материально-технической и социальной базы таможенных органов;

12. обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

13. проведение радиационного контроля в пунктах пропуска товаров и транспортных средств через государственную (таможен­ную) границу Республики Казахстан;

14. выполнение иных задач, предусмотренных законодательны­ми актами Республики Казахстан.

Основными целями таможенной политики Республики Казах­стан являются стимулирование развития экономики и защита эко­номических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффек­тивного таможенного контроля. Наравне с пополнением доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирования отечественной экономики, защиты ин­тересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов, одновременно обеспечивается безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, охрана жи­вотных и растений, окружающая природная среда. Деятельность таможенных органов преследует не только экономические цели, но и правоохранительные.

Таможенное дело — исключительная монополия государства, которая относится к ведению центральных исполнительных ор­ганов Республики Казахстан в пределах их полномочий и обеспе­чивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, а также единой системой таможенных органов.

В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внутренней и внеш­ней политики Республики Казахстан. Таможенная политика, яв­ляясь производной от внутренней и внешней политики страны, формируется и осуществляется с учетом внутриполитических и внешнеэкономических реальностей. Все лица на равных основа­ниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Ре­спублики Казахстан и транзит через территорию Республики Ка­захстан товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В области правоохранительной деятельности большое значение имеет результативность работы таможенных органов по пресече­нию и предупреждению незаконного перемещения через таможен­ную границу наркотиков, оружия, боеприпасов и других товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан. Таможенные органы как органы дознания при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство до­знания по которым отнесено к их компетенции, возбуждают уго­ловное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, проводят неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

Для таможенной сферы характерны возможности применения мер экономического и организационного (административного) по­рядка. К последним можно отнести меры нетарифного регулиро­вания — лицензирование, квотирование, установление минималь­ных и максимальных цен, сертификация, разрешительная система, количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров и транс­портных средств.

Источниками таможенного права как отдельной правовой от­расли являются правовые акты, в которых содержатся нормы тамо­женного права. К их числу относятся: Конституция, государствен­ные законы, нормативные акты Президента и Правительства, ми­нистерств, государственных комитетов и других государственных органов исполнительной власти. К источникам таможенного права можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Респу­блика Казахстан.

По своему характеру деятельность таможенных органов являет­ся правоустановительной, правотворческой. В сфере таможенного дела издается значительное число видов нормативных актов: это приказы, положения, инструкции, правила. Нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможен­ными или иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственно­сти и подчиненности, а также должностными лицами и гражда­нами. Они подлежат регистрации в соответствии с законодатель­ством Республики Казахстан.

Наши рекомендации