Понятие и основные признаки судебной власти
Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Она едина, прежде всего, по своему источнику Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолютно независимо друг от друга.
Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти»[15]. В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассматриваться как формы проявления этой единой, неделимой государственной власти.
Принцип разделения властей означает, что все три ветви самостоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было самого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законодательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относительно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.
В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.
По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь единой государственной власти, установленная Конституцией, реализуемая от имени государства специальными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполнению других возложенных на них задач в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудительной силой[16].
К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая деятельность государства по защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов всех органов, организаций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на основе принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности[17].
Есть более краткое определение, что под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов[18]. К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.
В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон предусматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключения, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.
Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелляции областной суд теперь наделяется полными правами суда первой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела вышестоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом первой инстанции, так и апелляционной.
Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и должен отменять, изменять и принимать новое решение только в случаях существенного нарушения норм материального либо процессуального права.
Суды как орган судебной власти являются субъектами правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Основными признаками судебной власти являются:
Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществляется только государственными органами, которые выражают государственную волю;
Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом Порядке;
Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;
Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.
Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.
В случае невыполнения судебного решения органы, их исполняющие, вправе применить принудительные меры для их реализации. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уголовную ответственность.
Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость, самостоятельность и обособленность.
Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.
Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обособленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.
Таким образом, судебную власть можно определить как независимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением процессуальных норм и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории Республики.
Основные международные стандарты и требования по обеспечению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимости судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обязательную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайване Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.