Правоохранительные органы Республики Казахстан
С.Н. Мухаметалин
Правоохранительные органы Республики Казахстан
Алматы 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….4-6
Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи………………………………………………………………7-19
1.1. Правоохранительная деятельность. Понятие правоохранительных органов, их основные признаки и задачи………………………………………………………………...7-12
1.2.Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов……………………...12-15
1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной
деятельности………………………………………………………………………………...16-19
Глава 2. Судебная власть в Республике Казахстан
2.1. Понятие и основные признаки судебной власти……………………………………..20-22
Правосудие: понятие и его принципы……………………………………………………..20-29
Судопроизводство с участием присяжных заседателей………………………………… 29-34
Глава 3. Судебная система в Республике Казахстан
Судебная система в Республике Казахстан…………………………………………………35
Правовой статус судей………………………………………………………………………..
Высший Судебный Совет. Союз судей……………………………………………………..
Третейские суды………………………………………………………………………………
Органы, осуществляющие организационное обеспечение………………………………..
Глава 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
Становление и развитие института конституционного контроля…………………………
Порядок формирования и состав Конституционного Совета………………………………
Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации………………………….
Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства …………………………………………………………………………………….
Глава 5. Органы юстиции Республики Казахстан
Основные задачи и система органов юстиции………………………………………………..
Основные функции органов юстиции. Права и обязанности органов юстиции и их должностных лиц……………………………………………………………………………….
Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной
деятельности……………………………………………………………………………………….
Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы………………………
Глава 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
Основные исторические этапы развития прокуратуры………………………………………...
Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры………..
Система и структура органов прокуратуры……………………………………………………
Основные направления прокурорского надзора……………………………………………….
Глава 7. Органы обеспечения национальной безопасности
Общая характеристика национальной безопасности…………………………………………..
Органы национальной безопасности. Задачи и функции……………………………………..
Права и обязанности органов национальной безопасности………………………………….
Глава 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел………………………….
Права и обязанности органов внутренних дел…………………………………………………
Статус сотрудников органов внутренних дел………………………………………………….
Глава 9. Органы выявления и расследования преступлений
Основные этапы становления и развития института органов расследования……………….
Органы предварительного следствия…………………………………………………………..
Органы дознания и их задачи……………………………………………………………………
Органы оперативно-розыскной деятельности…………………………………………………
Глава 10. Органы финансовой полиции Республики Казахстан
Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой
полиции…………………………………………………………………………………………….
Система и организация деятельности органов финансовой полиции…………………………
Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции…………………………….
Введение
Курс «Правоохранительные органы Республики Казахстан» — вводная дисциплина в юридическом учебном заведении, в рамках которого студенты получают основные сведения о деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Цель изучения курса - эго обеспечение необходимой информацией будущих юристов о правовой основе, задачах, структуре и компетенции суда, прокуратуры и других органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Изучение курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» предусмотрено учебными программами большинства учебных заведений юридического профиля. Это обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов является составной и неотъемлемой частью механизма исполнения законов. В то же время практика преподавания данного предмета показывает, что обучающиеся испытывают объективные трудности в процессе поиска и усвоения материала курса, адаптированного к современной системе правового регулирования правоохранительной деятельности.
Предлагаемые учебно-методические материалы охватывают различные стороны преподавания курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан». В издании помещены программа курса и методические рекомендации. Изучая курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан», студент должен овладеть теоретическими основами правоохранительной деятельности, освоить основные термины и категории, необходимые при характеристике правоохранительной деятельности, а также приобрести навыки работы с нормативным материалом.
Курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» — это система знаний о правовой и социальной природе правоохранительной деятельности, правовом статусе правоохранительных органов, ее функциях, формах и методах деятельности.
В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы о месте правоохранительных органов в системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти. О специальном предназначении правоохранительных органов осуществлять, охрану прав и свобод граждан, охрану правопорядка и безопасности страны, от имени высших органов государственной власти надзор за точным и единообразным применением Конституции и действующих законов.
Конкретно-исторический подход позволяет проследить этапы развития системы правового регулирования деятельности правоохранительных органов, характерные особенности образования новых и становления традиционных структур правоохранительных органов после распада СССР и по настоящее время. Это позволяет обосновать необходимость правоохранительных органов Казахстана как государственно-правового института, увидеть его проблемы и перспективы.
В учебном пособии раскрывается содержание задач правоохранительных органов, дается их классификация, проводится анализ предметных и функциональных полномочий, разграничивается компетенция между правоохранительными органами, территориальными и специализированными правоохранительными органами, вышестоящими и нижестоящими правоохранительными органами.
В работе также проанализировано действующее законодательство и показаны его основные черты и особенности, обобщен опыт строительства системы правоохранительных органов государства. Особого внимания заслуживает приведенный сравнительно- правовой анализ системы и особенность деятельности правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.
Тем самым, представленная работа является результатом тщательного изучения всех законодательных актов, напрямую и косвенно касающихся деятельности правоохранительных и правоприменительных органов.
Современный подход к вопросам организации труда и управления определяет содержание материала об организации работы в правоохранительных органах. В условиях усложнения задач правоохранительных органов и увеличения объема работы, сотрудникам приходится изыскивать резервы времени за счет совершенствования информационных процессов, аналитической работы и планирования, за счет использования компьютерных технологий, современных средств связи и т. д. Рассматриваются также вопросы прохождения службы в правоохранительных органах.
В курсе нашли также отражение цели и задачи, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов в различных ведомствах, их полномочия. Достаточно подробно излагаются проблемы тактики и методики реализаций этих полномочий на отдельных участках правоохранительной деятельности.
Предмет курса частично совпадает с другими учебными дисциплинами. Вместе с тем курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является самостоятельной учебной дисциплиной. Это обусловлено, прежде всего, спецификой правоохранительных органов как особого государственно-правового института. Будучи специальной организованным правозащитным органом государства правоохранительные органы в Республике Казахстан действует от его имени, обеспечивая верховенство закона, единство законности и ее укрепление.
В государственном механизме по защите прав и законных интересов личности, общества и государства важное значение приобретает деятельность правоохранительных органов, которые имеют свои четко определенные задачи и функции.
Курс «Правоохранительные органы» является своего рода вводным курсом для изучения других юридических дисциплин и находится в неразрывной связи с ними. Не имея начальных представлений о том, как функционируют суд, прокуратура, адвокатура и другие органы, осуществляющие правоохранительную и правоприменительную деятельность, сложнее понять другие юридические дисциплины и в дальнейшем уяснить сущность и содержание уголовно-процессуального, гражданско-процессуального уголовно-исполнительного, финансового и других отраслей права.
Предметом изучения являются особенности формирования (создания) правоохранительных органов, принципов организации и деятельности, системы, структуры и компетенции. Организация и деятельность этих органов детально регламентирована правовыми нормами. Поэтому усвоение данного курса требует изучения непосредственно текста значительного объема соответствующих правовых источников, включающего в себя довольно широкий круг законов и иных нормативных правовых актов различных уровней и юридической силы.
В книге особое внимание уделено раскрытию понятий судебной власти, принципам, лежащим в основе деятельности судов республики и основной формы ее реализации — правосудию, осуществляемому только судом. В связи с введением такой формы отправления правосудия как участие присяжных заседателей 1 января 2007 года подробно освещена процедура их избрания, права и обязанности суда присяжных. Значительное внимание уделено вопросам организационного построения, структуры и функционального предназначения каждого органа, осуществляющего правоохранительную и правоприменительную деятельность, правовой статус их сотрудников, основные задачи и методы работы.
Как известно, 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. В рамках данной модели на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исключительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей, и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование ареста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой следствия.
В целях дальнейшего определения основных направлений правовой политики государства принята новая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
3 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам упрощенного досудебного производства». Законом от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» установлена новая структура обжалования судебных актов. В этот же день принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно- исполнительной системы». 11 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью». Проведенная реформа, таким образом, направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества.
Глава государства 29 января 2010 года, выступая на совместном заседании палат Парламента с ежегодным Посланием народу Казахстана отметил, что «в деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система, соответствующая высоким международным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве»[1].
Используемые в настоящее время учебники «Правоохранительные органы», изданные в Российской Федерации, не совсем соответствуют нашим государственным обязательным стандартам образования, поскольку в Казахстане со времени распада Советского Союза активно проводилась судебно-правовая реформа и принято немало нормативных правовых актов, повлекших существенные изменения в структуре и функциях этих органов.
С момента издания аналогичных учебных пособий, подготовленных казахстанскими авторами, прошло определенное время, в течение которого произошло значительное обновление законов и правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность.
Автор не пытался акцентировать особого внимания на теоретических спорах и дискуссионных проблемах, которые затрудняют правильное восприятие и усвоение обучаемыми самых необходимых сведений о правоохранительных органах. По мнению автора, учебники и учебные пособия должны быть изложены последовательно, системно, с проведением только «красной нити», с более высокой обучающей эффективностью. Информация о правоохранительной и правоприменительной деятельности конкретного органа должна быть ограничена сутью раскрытия действующего законодательства.
При подготовке пособия использовались не только законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, но и ведомственные правовые акты, определяющие те или иные функции указанных учреждений, с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в законодательство.
Во избежание искажения смысла законодательных норм, регламентирующих компетенцию правоохранительных органов, права и обязанности их сотрудников в основном приведены в том виде, как изложены в законе. В учебнике есть специальная глава, посвященная правоохранительным органам зарубежных государств, где с использованием метода сравнительного правоведения рассмотрены правоохранительные органы некоторых стран. Для более углубленного изучения настоящего курса перечислены законодательные и литературные источники.
ГЛАВА 1
Предмет курса, его цели.
ГЛАВА 3
Правовой статус судей
Правовой статус судьи — это совокупность правовых положений, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и правовые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.
Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.
Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.
Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, или стаж работы судьей не менее пяти лет.
Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, или стаж работы судьей не менее десяти лет.
Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.
Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей.
Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.
Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу. Председатели Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Председатели областных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. Председатели коллегий и судьи областных судов, председатели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных заседаниях соответствующих областных судов.
Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспечиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.
Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.
Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления.
В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.
Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопустимо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.
Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным конституционным законом.
Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в отношении Председателя Верховного Суда — Президентом Республики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.
Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случаях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.
Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.
С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Конституционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховного Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отведенные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.
Так, в 2009 году всего по отрицательным основаниям освобожден от должности 31 судья, из них 7 — в связи с заключением Судебного жюри, 24 — за невыполнение требований, предъявляемых к судье. Количество возбужденных в отношении судей уголовных дел составило 5[22].
Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии в отношении любого судьи Республики; областным дисциплинарно — квалификационным коллегиям — в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан.
За нарушение законности при рассмотрении судебных дел и за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике, а также за грубое нарушение трудовой дисциплины судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Следует заметить, что отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.
Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка. не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.
Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и не может быть уменьшено. Судьям, в зависимости от занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки, выслуги лет и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные классы.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также ведение судебной статистики осуществляется аппаратом Верховного Суда.
Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ГЛАВА 7
Задачи и функции
Органы национальной безопасности Республики Казахстан непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно- технического и оборонного потенциала страны.
В 1992-м году Указом Президента страны Комитет государственной безопасности был преобразован в самостоятельную отечественную спецслужбу — Комитет национальной безопасности. Современная история КНБ РК начинается с преобразования КГБ Казахской ССР в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, в соответствии с которым в системе существовавших органов государственной безопасности республики были проведены организационные мероприятия и структурные изменения, направленные на создание полноценной спецслужбы суверенного государства. В частности, Первое управление КГБ Казахской ССР было преобразовано в Управление разведки КНБ РК. В его состав перешли также казахстанские разведчики, ранее работавшие в ПГУ КГБ СССР. В статусе Управления внешняя разведка Казахстана просуществовала до 1996 года, а затем была преобразована в Главное управление разведки КНБ РК и впоследствии — в Департамент разведки КНБ РК.
Указ об организации Комитета национальной безопасности был подписан Президентом Республики 13 июля 1992 года. Если говорить о приоритетах деятельности КНБ, необходимо, прежде всего, назвать противодействие терроризму, посягательствам на информационные ресурсы (шпионаж, измена государству, преступления в электронных сетях), предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Несомненно, разведывательная деятельность и защита границы по всему периметру государства также являются одними из главнейших направлений работы КНБ. Одной из основных направлений деятельности спецслужб является борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, противодействие незаконному обороту наркотиков и контрабанде.
Деятельность органов национальной безопасности регламентируется законом «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710.
Задачами органов национальной безопасности являются:
1. участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
2. добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан;
3. выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
4. выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;
5. выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности;
6. обеспечение Президента Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время;
7. — организация шифровальной работы в государственных органах, организациях, Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
8. обеспечение охраны и защиты государственной границы Республики Казахстан.
Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безопасности только законом.
Основные принципы деятельности органов национальной безопасности — это принципы законности, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Правовую основу деятельности органов национальной безопасности составляют: Конституция и законы Республики Казахстан; закон «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»; международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан; нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президентом Республики Казахстан.
Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют: Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, его ведомства, территориальные и иные органы национальной безопасности, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подведомственные организации.
Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики. Комитет национальной безопасности возглавляет Председатель, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики и освобождается Президентом Республики от должности.
Председатель Комитета национальной безопасности:
1. организует работу Комитета, осуществляет руководство деятельностью органов национальной безопасности и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач, распределяет обязанности между заместителями Председателя Комитета;
2. вносит предложения Президенту Республики Казахстан об образовании, реорганизации и упразднении структурных подразделений и ведомств Комитета национа