Вопрос 6. Надзор прокуратуры за исполнением законов в РФ

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени Г деятельность специально уполномоченных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения К РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Направления прокурорского надзора:

1. Общий надзор = Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Предмет – исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Полномочия прокурора:

ü Беспрепятственно входить на территории и в помещения министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к документам и материалам

ü Вправе требовать от руководителей этих орг-ций предоставления необх. документов, материалов, статистических сведений,

ü выделения специалистов для выяснения возникших вопросов,

ü проведение проверок по поступившим обращениям,

ü вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона.

Акты прокурорского реагирования:

ü протест (на противоречащий закону правовой акт, содержит требование его отменить/изменить, направляется органу/должн.лицу, его издавшему, должен быть рассмотрен в течении 10 дней, результат – в письменном виде)

ü представление об устранении нарушений закона (вносится тому органу/должн.лицу, который полномочны устранить допущенные нарушения, подлежат безотлагательному рассмотрению, меры – в теч. 1 месяца, результат – в письменной форме)

ü постановление о возбуждении производства

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предмет – рассмотрение и проверка жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

Уголовное правонарушение – возбуждает дело и принимает меры к наказанию.

Административное правонарушение – передает сообщение о правонарушении в орган или должн.лицу, которые уполномочены рассматривать такие дела.

Полномочия общего надзора.

Акты – протес и представление.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание предварительное следствие.

Предмет – установленный порядок принятия, учета и разрешения заявлений/сообщений о совершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение предварительного расследования.

Полномочия: устанавливаются УПК, З об оперативно-розыскной деятельности и др. В частности, они включают:

ü Проверка угол.дел, материалов о совершенных преступлениях

ü Дача письменных указаний следователям и дознавателям по вопросам расследования

ü Контролирование правомерности их решений о возбуждении угол.дел

ü Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и дознавателей

ü Возвращение угол.дел для дополнительного расследования

ü Изъятие дела из органа дознания и передача его от одного следователя другому

ü Возбуждение, приостановление, прекращение угол.дел.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предмет – законность нахождения в местах задержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговору судов к лишению свободы.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Вопрос 8. Нотариат.

Основы законодательства РФ о нотариате.

Совершение нотариальных действий – вид деятельности, которая очень близка к правоохранительной деятельности, в частности, в одной из ее функций – оказание юр. помощи. Ст. 1 Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 года) – этот вид деятельности призван обеспечивать, в соответствии с К РФ и другими законодательствами, защиту прав и законных интересов граждан и юр. лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия очень многочисленны и разнообразны.

Нотариат:

  • Государственные нотариальные конторы;

Государственные нотариальные конторы – образуются Министерством Юстиции РФ или территориальными органами юстиции, по указанию. Все нотариусы, работающие в таких конторах, являются государственными служащими, получают зарплаты из бюджетных средств. Как и работникам органов юстиции, им присваиваются классные чины.

  • Должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;

В тех местах, где нет нотариуса, в том числе и тех, которые занимаются частной практикой, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти. Это могут быт командиры воинских частей, начальникам исправительных учреждений, главврачам и т.д.

В основном это следующие действия: удостоверение верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей и т.д.

Чуть шире круг полномочий должностных лиц консульских учреждений, находящихся за рубежом. Они утверждаются Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством Юстиции РФ.

  • Нотариусы, занимающиеся частной практикой.

С 1993 года в РФ допускается и поощряется частная нотариальная практика. Этим видом деятельности может заниматься любой российский гражданин, который имеет высшее юридическое образование, прошедший практику не меньше одного года у государственного нотариуса или в нотариальной конторе, сдавший квалифицированный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. В некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до 6 месяцев. Экзамен сдается комиссии, которая образуется при территориальном органе юстиции. Решение комиссии может быть обжаловано в Апелляционной комиссии при Министерстве юстиции РФ, а решение последней – в суд. После сдачи квалифицированного экзамена на основании решения квалифицированной комиссии, территориальными органами юстиции выдается лицензия. Органы юстиции назначают на должность данное лицо, после чего нотариус может выполнять свои обязанности. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Нотариусы действуют в соответствии с Основой законодательства о нотариате, где определены все их действия.

Нотариус, занимающийся частной практикой обязательно должен быть членом нотариальной палаты (профессиональное объединение).

Нотариальные палаты – объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью. Образуются в округах, краях, республиках, в городах. Защищают интересы и права нотариусов. Способствуют развитию частной деятельности нотариусов, помогают проходить стажировку, повышают квалификацию нотариусов. Это самоуправляющиеся организации. Их высший орган – собрание. Собрания утверждают устав палат, избирают правление и президентов.

Все палаты образуют – Федеральную нотариальную палату, высшим органом которой является Собрание представителей местных палат. Собрание утверждает устав палат, избирает правление и президентов.

Наши рекомендации