Вопрос 2. Язык судопроизводства и принцип гласности в суде.

Вопрос 5. Состязательность сторон по гражданским и уголовным делам.

Принцип состязательности сторон, предусмотренный ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 УПК, определяет такое построение уголовного процесса, в котором функции обвинения (уголовного преследования) и защиты разграничены между собой, отделены от судебной деятельности и выполняются сторонами, пользующимися равными процессуальными правами для отстаивания своей позиции, а суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав и разрешает уголовное дело по существу.

Состязательность сторон предполагает, что судебное разбирательство по уголовному делу может быть начато только при наличии обвинительного заключения (акта), утверждённого прокурором, или жалобы частного обвинителя, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Это правило отражает значение спора сторон как движущего начала состязательного судебного процесса. Из этого правила вытекает также и то, что отказ инициатора судебного процесса от выдвигаемого обвинения (прокурора от поддержания государственного обвинения, частного обвинителя от жалобы, истца от иска) либо признание жалобы, обвинения или иска противоположной стороной влечёт прекращение производства по делу. В уголовном судопроизводстве отказ государственного или частного обвинителя от обвинения, а гражданского истца от иска обязателен для суда и влечёт прекращение производства по делу (полностью или в определённой части). Однако признание подсудимым своей вины не влечёт немедленного вынесения приговора, поскольку это противоречило бы принципу презумпции невиновности, согласно которому вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Лишь по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы, признание подсудимым своей вины позволяет суду вынести приговор без проведения судебного разбирательства (ст. 314 - 316 УПК).

Состязательность сторон характеризуется разделением процессуальных функций сторон и отделением от них функции суда по разрешению дела.

Принцип состязательности сторон понимает под сторонами участников уголовного судопроизводства, выполняющих на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения.

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Вопрос 8. Нотариат.

Основы законодательства РФ о нотариате.

Совершение нотариальных действий – вид деятельности, которая очень близка к правоохранительной деятельности, в частности, в одной из ее функций – оказание юр. помощи. Ст. 1 Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 года) – этот вид деятельности призван обеспечивать, в соответствии с К РФ и другими законодательствами, защиту прав и законных интересов граждан и юр. лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия очень многочисленны и разнообразны.

Нотариат:

  • Государственные нотариальные конторы;

Государственные нотариальные конторы – образуются Министерством Юстиции РФ или территориальными органами юстиции, по указанию. Все нотариусы, работающие в таких конторах, являются государственными служащими, получают зарплаты из бюджетных средств. Как и работникам органов юстиции, им присваиваются классные чины.

  • Должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;

В тех местах, где нет нотариуса, в том числе и тех, которые занимаются частной практикой, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти. Это могут быт командиры воинских частей, начальникам исправительных учреждений, главврачам и т.д.

В основном это следующие действия: удостоверение верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей и т.д.

Чуть шире круг полномочий должностных лиц консульских учреждений, находящихся за рубежом. Они утверждаются Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством Юстиции РФ.

  • Нотариусы, занимающиеся частной практикой.

С 1993 года в РФ допускается и поощряется частная нотариальная практика. Этим видом деятельности может заниматься любой российский гражданин, который имеет высшее юридическое образование, прошедший практику не меньше одного года у государственного нотариуса или в нотариальной конторе, сдавший квалифицированный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. В некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до 6 месяцев. Экзамен сдается комиссии, которая образуется при территориальном органе юстиции. Решение комиссии может быть обжаловано в Апелляционной комиссии при Министерстве юстиции РФ, а решение последней – в суд. После сдачи квалифицированного экзамена на основании решения квалифицированной комиссии, территориальными органами юстиции выдается лицензия. Органы юстиции назначают на должность данное лицо, после чего нотариус может выполнять свои обязанности. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Нотариусы действуют в соответствии с Основой законодательства о нотариате, где определены все их действия.

Нотариус, занимающийся частной практикой обязательно должен быть членом нотариальной палаты (профессиональное объединение).

Нотариальные палаты – объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью. Образуются в округах, краях, республиках, в городах. Защищают интересы и права нотариусов. Способствуют развитию частной деятельности нотариусов, помогают проходить стажировку, повышают квалификацию нотариусов. Это самоуправляющиеся организации. Их высший орган – собрание. Собрания утверждают устав палат, избирают правление и президентов.

Все палаты образуют – Федеральную нотариальную палату, высшим органом которой является Собрание представителей местных палат. Собрание утверждает устав палат, избирает правление и президентов.

Полномочия

Полномочия пленума:

  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;
  • утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
  • рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы по вопросам ведения Верховного Суда РФ;
  • заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
  • рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (или действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) законодательству РФ или постановлениям Пленума Верховного Суда РФ;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ содержат именно те толкования, которые отсутствуют в законодательстве. Разъяснения устраняют пробелы и двузначность в праве.

Вопрос 22. Требования, предъявляемые к судьям.

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Статья 8 ГПК

  • При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только К РФ и ФЗ.
  • Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
  • Гарантии независимости судей устанавливаются К РФ (Статья 120) и ФЗ.

Данный принцип относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам; он объединяет два взаимосвязанных положения:

1) независимость судей;

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель имеют право приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Вопрос 34. Министерство юстиции РФ. Его структура, задачи. (Положение о Министерстве юстиции РФ от 12.05.2008)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В структуру Минюста входят:

  • Центральный аппарат
    • 11 департаментов по основным направлениям деятельности
      • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
      • Департамент организации и контроля
      • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
      • Департамент государственной службы и кадров
      • Департамент международного права и сотрудничества
      • Департамент конституционного законодательства
      • Департамент гражданского и социального законодательства
      • Департамент управления делами
      • Департамент по делам некоммерческих организаций
      • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
      • Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения
    • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
      • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
      • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
      • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
      • Отдел делопроизводства
  • Научный центр правовой информации
  • государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
  • Российская правовая академия
  • Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»
  • Судебно-экспертные учреждения
  • Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

Вопрос 44. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и порядок их назначения, приостановление, прекращение полномочий судей

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше:

  • судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
  • судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является:

  • признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ;
  • избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ.

Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения.

Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований:

  • письменное заявление судьи об отставке;
  • неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине;
  • письменное заявление о переходе на другую работу;
  • истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;
  • увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • прекращение гражданства РФ;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
  • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  • смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  • достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Обжаловать решение квалификационной коллегии судья может в Верховном Суде РФ.

Важно, что приостанавливает и прекращает полномочия судьи решение квалификационной коллегии судей, а назначает Президент РФ. Тем самым закреплена высокая степень доверия внутри судейского корпуса.

Прекращение полномочий судей судов общей юрисдикции по п. 1,2,3,4,5,9,11,12 считается отставкой, т. е. почетным уходом или почетным удалением с должности судьи. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу, он может быть повторно назначен судьей. Прекращение отставки возможно по следующим основаниям: невыполнение требований, предъявляемых к судьям; совершение проступка, порочащего его и умаляющего авторитет судебной власти.

При прекращении отставки судья имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Вопрос 45. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, их права, обязанности и ответственность.

На должность нотариуса в РФ назначается в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате, гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

  • осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу;
  • ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
  • по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции рФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Должности нотариуса учреждаются и ликвидируются совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты в каждом нотариальном округе отдельно. Таким же решением устанавливается и их число. В случае возникновения разногласий при решении таких вопросов окончательное решение принимается Министерством юстиции РФ.

Решение о количестве должностей нотариусов принимается с учетом реальной потребности населения в нотариальных услугах и может быть увеличено или сокращено в зависимости от изменения численности населения в конкретном нотариальном округе или потребности в таких услугах. При определении количества должностей нотариусов принимается во внимание численность населения в данном нотариальном округе, но обязательно учитывается и количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом за определенный отрезок времени. В случае, если потребность населения в нотариальных услугах сокращается, орган юстиции вправе по согласованию с нотариальной палатой региона принять решение о сокращении должностей нотариусов, так же как и увеличить при возникшей необходимости.

Нотариус имеет право:

  • совершать предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;
  • составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
  • истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий (в случае непредставления нотариусу
  • необходимых для совершения нотариального действия сведений или документов нотариус вправе отказать в его совершении).

Законодательством республик в составе РФ нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, обладает правом иметь контору, нанимать и увольнять работников; открывать в банках финансовые счета; распоряжаться поступившим доходом; выступать в суде от своего имени.

Нотариус обязан:

  • оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;
  • разъяснять физическим и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред (они должны быть поставлены в известность о том, что после подписания документа и удостоверения его нотариусом участники сделки или лица, по просьбе которых совершено нотариальное действие, не вправе отказаться от его выполнения);
  • выполнять свои обязанности в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, законодательством республик в составе РФ и присягой;
  • хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности – это касается не только непосредственно нотариальных действий, но и всех тех сведений и документов, на основании которых все эти действия были совершены (суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия);
  • рассматривать предъявленные при совершении нотариального действия документы на предмет их соответствия действующему законодательству России;
  • отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам;
  • представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ).

Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности, а также иметь место (контору) для совершения нотариальных действий в пределах своего нотариального округа.

Вопрос 2. Язык судопроизводства и принцип гласности в суде.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой

Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы России (общей юрисдикции, включая военные, и в арбитражных судах) рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел происходит гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам – не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу.

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой – свидетельствует о демократических началах судопроизводства. В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио– и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

В целях усиления воспитательной роли правосудия практикуются различные способы расширения гласности в деятельности суда: организация выездных процессов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в отдельных поселках и других населенных пунктах вне местонахождения суда. Не запрещена и используется на практике трансляция судебных процессов по радио и телевидению.

В открытых судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела рассматриваются не только в первой инстанции, но и в кассационном (апелляционном) порядке. В исключительном – надзорном – порядке суд приглашает на заседание обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и их представителей лишь в случае, когда сочтет необходимым.

Закон, проводя в жизнь принцип гласности деятельности суда, четко установил случаи, когда может проводиться закрытое судебное заседание.

В уголовном судопроизводстве это делается в случаях, когда необходимо сохранить государственную тайну, а также по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, о половых и иных преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо связанных с унижением их достоинства. Заседание может быть закрытым, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, членов их семей и близких. В частности, такая практика находит свое применение по делам о террористической деятельности.

В гражданском судопроизводстве процесс может быть закрытым с целью неразглашения факта усыновления, сохранения тайны переписки и в некоторых других случаях, в арбитражном судопроизводстве – дополнительно – при удовлетворении судом ходатайства участвующих в деле лиц, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой тайны.

Приговор и решение суда во всех случаях провозглашается публично.

Вопрос 3. ВАС РФ. Порядок образования судов, состав, структура и полномочия.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным в

Наши рекомендации