Признаки государства, его функции и формы. Концепция правового государства.
Признаки государства, его функции и формы. Концепция правового государства.
Государство – политико-территориальная суверенная организация , осуществляющая на правовой основе управление обществом.
Признаки гос-ва:
1.Наличие территории
2. Власть
3.Спец. аппарат принуждения
4.Суверенитет
5.Придание религии общеобязательной силы через право
Функции:
Главные направления и стороны деятельности гос-ва по осуществл. важнейших задач , стоящих перед ними: внешние и внутренние.
Внешние:
1. Оборона
2. Сотрудничество
3. Участие в обеспечение мира и кол-ой безопасности всего мирового сообщества.
Внутренние :
1. Экономич.
2. Соц-культурная
3. Идеологич.
4. Экологич.
5. Охрана оппозиционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Форма гос-ва- способ организации, структуры организации, его органов, их взаимоотношений, а также осущ. гос власти.
Включ.:
-форму правления
-форму гос. устройства
-политич. режим.
Понятие права, его система. Источники права.
Право - это фундаментальный общеобязательный, охраняемый законом общесоциальный регулятор, выражающий высшую политическую справедливость, предназначенный для упорядочивания наиболее важных общественных отношений путем законодательного установления или санкционирования системы норм, определяющих юридические права, обязанности, гарантии субъектов права с целью обеспечения прогрессивного развития общества.
Таким образом цель у государства и права одинакова - обеспечить прогрессивное развитие общества (государство - путем управления, право - путем регулирования наиболее важных общественных отношений).
Основные признаки права:
- общеобязательность;
- выражение в установленных формах;
- государственная обеспеченность;
- государственная нормативность;
- справедливость.
Право характеризуется системностью (система права), то есть такой взаимосвязью юридических норм, которая придает праву необходимую целостность, единство, внутреннюю согласованность.
Система права РБ включает в себя: конституционное, административное, финансовое, гражданское, жилищное, семейное, трудовое, экологическое, земельное, аграрное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.
К основным формам (источникам) права относятся: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор
На определенных этапах исторического развития общества в качестве источников выступали юридические доктрины, т.е. научно-обоснованные мнения известных ученых-правоведов по вопросам содержания и применения права.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь. Их действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" выделены такие нормативно-правовые акты, как
· Конституция Республики Беларусь
·Решение референдума
·Программный закон;
·Кодекс Республики Беларусь;
·Закон Республики Беларусь;
·Декрет Президента Республики Беларусь;
·Указ Президента Республики Беларусь;
·Постановления палат Парламента;
·Постановление Совета Министров Республики;
·Акты Конституционного Суда Республики Беларусь;
·Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь;
·Регламент;
-Инструкция;
·Правила;
·Устав;
·Приказ;
·Решения органов местного управления и самоуправления;
·Правовые акты.
Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.
(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Фин право
финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью оптимально-эффективного функционирования экономики для удовлетворения материальных потребностей всех членов общества.
предметом:общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и фондов денежных средств.
метод правового регулирования общественных отношений, т.е. совокупности приемов воздействия на общественные отношения, применяемых при регулировании этих отношений.
черты метода:
- ограничение правовой инициативы субъектов финансового права
- юридическое неравенство субъектов финансового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект финансового правоотношения, наделено более широкими правами
- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.
Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.
В систему источников финансово права включаются законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, составляющих предмет финансового права.,КонститРБ,декреты и указы президента ,постановления ,инструкции,распоряжения и тд.
Жилищ право
Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.
Принципы жилищного права - это основные положения правового регулирования жилищных правоотношений. Важнейшими принципами жилищного права являются:
принцип законности;принцип равноправия граждан;принцип сочетания личных интересов с общественными;принцип императивности предписания жилищных законов;принцип стабильности и непрерывности жилищных прав;принцип целевого использования жилого фонда;принцип недопустимости произвольного лишения гражданина жилища;принцип допустимости для граждан условий найма жилых помещений. право на жилище гражданин может реализовать на основе договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда; договоров найма жилого помещения социального пользования, служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии и др., вступления в члены ЖСК и ЖК либо путем приобретения жилья в собственность;
принцип неприкосновенности жилища, то есть охраны права на жилище -- права пользования помещением без нарушения или ущемления права на жилище;
принцип цивилизованного использования жилых помещений;
принцип неприкосновенности собственности
Метод правового регулирования жилищных правоотношений заимствован из других отраслей права, так как жилищное право являемся комплексной отраслью законодательства, объединяющей нормы различных отраслей права. Поэтому при регулировании конкретных жилищных отношений применяются императивный, диспозитивный, гражданско-правовой, административно-правовой методы. Законодательство: Жилищный кодекс РБ, постан-е Сов Мин РБ
Жилое помещение-жилое помещение,отвеч. Устан для проживания санит и технич треб-м.
Субъекты жил отношений: граждРБ,иностр граждане и лица без гражданства; юр лица независимо от форм собст-ти; гос органы.
Основные понятия семейного права. Порядок и условия заключения брака. Брачный договор.
Сем. право-сов-ть правовых норм, регул. личные неимущ-е,связанные с ним имущ-ые отношения между гражданами, возн-е на основе брака, кровного родства, усыновления и др форм устройства детей и семью на воспитание. Источник: Кодекс РБ «О браке и семье»
Семья - это группа людей связанных браком, родством или усыновлением, проживающих вместе и имеющих общие доходы и расходы,связанныхмужду собой моральной и матер поддержкой,ведением общего хоз-ва,правами и обяз-ми.
Родство-кровная связь лиц происход-х 1 от другого или от общего предка
Свойство-отнош-я между супругами и близкими родств. другого супруга (дед,бабка…)
Муж и жена-родствен. не явл-ся,они состоят в браке,на основе кот-го возникает особое правоотношение супружества.
Члены семьи-другие родственники супруга(не близкие), нетрудиждевенцы,вискл. случаях и иные лица.
Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.
Брак может быть заключен при наличии следующих условий:
1. Взаимное согласие лиц, вступающих в брак
2. Достижение брачного возраста. (исключения: при рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, может снизить брачный возраст (восемнадцать лет), но не более чем на три года.)
3. Отсутствие препятствий для заключения брака(другие браки)
4.Являются близкими родственниками (усыновл. )
Начало процедуры-подача заявл в ЗАГС.Регистрация-соблпроцедур,кот порождает личные неим права и обяз-тисупругов.свид-во о заклбрака+отметка в паспорте.
При вступлении в брак супруги могут заключить брачный договор. Брачный договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. До расторжения брака могут внести изменения и дополнения в Брачный договор, удостоверив в органах нотариата.
Алиментные обязательства
1. Алименты на содержание несовершеннолетних (или нетрудоспособных) детей родителем не проживающим с ними совместно.
Закон устанавливает размер взыскиваемых алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку: на одного ребенка - 25%, на двух детей - 33%, на трех и более детей - 50% заработка родителя (минимум соответственно 50%, 75%, 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения).
Если после развода один ребенок остается с отцом, а другой - с матерью, то алименты взыскиваются с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, в твердой денежной сумме. если ребенок, , тяжело заболел или получил увечье, то другой родитель, с имеет право обратиться в суд с просьбой взыскать средства для лечения ребенка.
Между родителем, обязанным уплачивать алименты, и лицом, получающим алименты может быть заключено Соглашение об уплате Алименты в соответствии с Соглашением об уплате алиментов могут уплачиваться:
- в процентном отношении к заработку и (или) иному доходу родителя, обязанного уплачивать алименты;
- в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически;
- в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;
- путем передачи имущества в собственность ребенка.
Выплата алиментов прекращается:
- в связи с достижением ребенком совершеннолетия, за исключением ребёнка-инвалида, которому алименты выплачиваются пожизненно,
- в связи с приобретением ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия,
- при усыновлении ребенка, на содержание которого взыскивались алименты,
- при устройстве детей на государственное обеспечение и возмещении родителями расходов, затраченных государством на их содержание,
- в связи со смертью лица, получающего алименты, либо обязанного их уплачивать.или их размер уменьшается, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети
2. Алименты на содержание совершеннолетними детьми нетрудоспособных и нуждающихся родителей.
3. Алименты на содержание супруга или бывшего супруга.
Право на алиментирование имеют лишь нуждающиеся в материальной помощи нетрудоспособный супруг и жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за ребенком в течение трех лет после рождения ребенка, ребенком-инвалидом до 18 лет, нетрудоспособным ребенком.
Условия, необходимые для права на алиментирование после развода:
- наступление нетрудоспособности до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения,
- достижение пенсионного возраста не позднее пяти лет с момента расторжения брака, если брак продолжался длительное время (не менее 10 лет),
- наступление беременности до расторжения брака.
Суд может освободить супруга от обязанности по содержанию в случаях:
- непродолжительного срока брака,
- недостойного поведения супруга, требующего выплаты ему алиментов
Выплата алиментов прекращается:
• при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов,
• при вступлении супруга, получающего алименты, в новый брак,
• в связи со смертью лица, получающего алименты, либо обязанного их уплачивать.
Вопрос 49. Рабочее время.
Рабочее время- это время , в течение которого работник обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности, а также время работы, выполняемое по предложению, распоряжению нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени ( праздник, выходной).
Продолжительность рабочего времени:
· Полная (48 часов- рабочая неделя)
· Сокращенная (для инвалидов 1 и 2, работающих в зоне эвакуации, несовершеннолетние от 16 до 18- 35 ч., несовершеннолетние от 14 до 16- 23 ч.)
· Неполная- уменьшение продолжительности еженедельной или ежедневной работы по согласованию с нанимателем (оплачивается пропорционально отработанному времени).
Ночная работа 22.00 до 06.00. В ночное время не могут привлекаться беременные женщины, женщины с детьми до 3 лет, работники до 18 лет, инвалиды с согласия. Накануне гос. праздников продолжительность работы сокращается на 1 ч.
Сверхурочная работа- работа, выполняемая по предложению, распоряжению начальника (не более 180 ч. в год.,10 ч. в неделю, 12-ти часовой раб день). Привлечение к сверхурочной работе согласия работника за исключением работ связанных с предотвращением катастроф, аварий, общественно полезные работы. Компенсация сверхурочной работы- оплата в двойном размере либо предоставление дополнительного дня отдыха в соответствии с часами переработки.
Режим рабочего времени- порядок распределения нанимателем для работников ежедневной и еженедельной продолжительности раб времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца, года.
Виды раб времени:
1. Обычный
2. Суммированный
3. С разделение раб дня на части
4. Гибкое раб время
Понятие социального партнерства. Заключение коллективных договоров (соглашений).
Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на заключение коллективных договоров.
Частью 2 ст. 361 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) установлено, что коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
В приведенных нормах речь идет о праве и возможности заключения коллективного договора, что не подразумевает его обязательного наличия в каждой организации.
Благодаря тому, что нашу страну отличает высокий уровень социального партнерства, коллективно-договорным регулированием трудовых отношений на начало 2009 года охвачено 96 % белорусских работников, заключено 17 559 коллективных договоров.
Включение в коллективный договор конкретных обязательств сторон по предоставлению денежных средств, имущества и имущественных прав позволяет автоматически вывести такие обязательства за пределы сферы действия Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.10.2009).
Коллективный договор в ТК определяется как локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (ч. 1 ст. 361 ТК).
Одним из основных принципов социального партнерства, перечисленных в ст. 353 ТК, является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.
Из вышеизложенного следует, что нормы коллективного договора являются обязательными для его сторон.
Признаки государства, его функции и формы. Концепция правового государства.
Государство – политико-территориальная суверенная организация , осуществляющая на правовой основе управление обществом.
Признаки гос-ва:
1.Наличие территории
2. Власть
3.Спец. аппарат принуждения
4.Суверенитет
5.Придание религии общеобязательной силы через право
Функции:
Главные направления и стороны деятельности гос-ва по осуществл. важнейших задач , стоящих перед ними: внешние и внутренние.
Внешние:
1. Оборона
2. Сотрудничество
3. Участие в обеспечение мира и кол-ой безопасности всего мирового сообщества.
Внутренние :
1. Экономич.
2. Соц-культурная
3. Идеологич.
4. Экологич.
5. Охрана оппозиционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Форма гос-ва- способ организации, структуры организации, его органов, их взаимоотношений, а также осущ. гос власти.
Включ.:
-форму правления
-форму гос. устройства
-политич. режим.