Охарактеризуйте этапы возникновения государства. Раскройте понятие и сущность государства. Опишите исторические типы государства. Укажите отличительные признаки государства.
Раскройте понятия предмета, метода, системы и функции курса «Основы права». Укажите основные методологические принципы, присущие курсу «Основы права». Установите связь науки «Основы права» с другими смежными отраслями права.
ОП – это основная юридическая учебная дисциплина, способствующая формированию исходных представлений о государственно-правовых явлениях.
Методы «ОП» - совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет. Методы «ОП»: всеобщие, общенаучные, частнонаучные.
В предмет изучения данной дисциплины входят закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, определение основных юридических понятий, а также основные положения таких базовых отраслей казахстанского права как: конституционное, гражданское, уголовное и административное право. Преподавания курса «ОП» призвано, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий. Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, которые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют практическим потребностям.
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Традиционно принципы права делятся на: общеправовые (свойственны праву в целом), межотраслевые (свойственны группе смежных отраслей), отраслевые (свойственны отдельным отраслям права).
Право-это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Конституционное право как отрасль права регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей. Уголовное право есть совокупность юридических норм, которые определяют задачи и принципы уголовного законодательства, понятие преступления, основание уголовной ответственности, устанавливают виды и признаки преступлений, наказаний за них, определяют основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Раскройте понятие и состав правонарушения. Охарактеризуйте обстоятельства, исключающие понятие юридической ответственности: необходимая оборона и крайняя необходимость. Объясните понятие и значение презумпции невиновности.
Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица.
Элементы состава правонарушения: объект, объективная и субъективная стороны, субъект.
Общий объект – охраняемые законом общественные отношения.
Объективная сторона включает: 1.деяние в форме действия или бездействия; 2.вредные последствия; 3.причинную связь между ними.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъект – физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью.
В практической жизни бывают ситуации, когда человеку приходится действовать вынужденно либо по принуждению, выполняя свой гражданский долг, рискуя, ради достижения какой-либо другой общественно значимой цели. Играет свою роль и психическое состояние субъекта. При таких обстоятельствах поведение индивида признается правомерным и, следовательно, не влекущим никакой юридической ответственности.
К одним из таким обстоятельствам относится необходимая оборона. Необходимая оборона (ст.32 УК РК) «Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны». В указанной статье также подчеркивается, что «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.
Крайняя необходимость (ст.34 УК РК) «Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости». Законодатель выставляет три условия: а) опасность не могла быть устранена иным путем, т.е. у лица не было другого выбора; б)причинение вреда должно соответствовать характеру и степени опасности; в)причиненный вред должен быть меньше предотвращенного.
Презумпция невиновности - один из важнейших принципов уголовного процесса
Его формулировка содержится в ст. 77 Конституции РК: «Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда». Презумпция невиновности выражает не личное отношение какого-либо конкретного человека к обвиняемому, а объективное правовое положение. Государство, общество считают гражданина добросовестным, добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено законным порядком компетентной судебной властью.
Проанализируйте понятие и этапы развития Конституции Республики Казахстан. Дайте правовую оценку нормативным договорам как источникам конституционного права РК. Определите основные свойства и функции конституции.
Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.
История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. Конституция была принята 30 августа на республиканском референдуме в результате тайного голосования.
Нормативный договор является источником конституционного права РК. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве.
Юридические свойства Конституции:1) Особая юридическая сила заключается в верховенстве и непререкаемости Конституции. 2) Особое юридическое содержание означает, что в Конституции закрепляются самые существенные общественные отношения. 3) Особый порядок разработки, принятия и изменения.
Функции Конституции:1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права. 2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством). 3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни). 4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина). 5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).
Что представляют собой основы конституционного строя. Укажите конституционные основы правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан. Установите свойства верховенства и прямого действия Конституции Республики Казахстан.
Конституционный строй можно определить иными словами, а именно устройство государства, которое включает в себя форму правления, форму государственного устройства, политический режим. "Конституционный строй" представляет собой общественные отношения, в совокупности образующие государственный и общественный строй или устройство, организацию государства и общества.
Общественные отношения, являющиеся предметом регулирования конституционно-правовых норм раздела 1 "Общие положения" Конституции РК, образуют институт основ конституционного строя. Нормы иных разделов Конституции лишь конкретизируют принципы, составляющие основу конституционного строя.
В теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина. Здесь предполагается положение человека в обществе, государстве, закрепляется возможность совершения им действий по своему усмотрению, реализующиеся в нормах международного права и внутригосударственного права.
Все права и свободы делятся на: а) естественные права и б) права и свободы, закрепленные за человеком национальным законодательством.
Положение человека в обществе, государстве, зафиксированное в международных пактах определяют правовым статусом человека. Правовой статус человека, дополненный нормами внутригосударственного права, правами и свободами определяют правовым статусом гражданина.
Правовой статус отличен от конституционного статуса гражданина, т.е. последний в отличие от первого не может быть изменен без ведома государства, законодателя; не зависит от социального положения, материальных возможностей и других изменений в жизни человека.
Юридические свойства Конституции- существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов.
1. Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: - нормы Конституции - источник других отраслей права; - нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией; - все нормативные акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.
3. Прямое действие. Это свойство означает, что: - нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; - нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.
12. Охарактеризуйте основы административного права Республики Казахстан. Раскройте предмет и метод административного права. Что представляет собой юридически властное содержание предписаний и запретов. Дозволение.
Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в Казахстане очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.
Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства с помощью выбора способов правового регулирования. Методы административного регулирования: прежде всего, предписание (возложение прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение совершать определенные действия), также в незначительной степени применяются дозволение и согласование, основанные на равенстве сторон.
Предписание и запрет - наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения. Установление определенного порядка действий или принятия решений - предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности. Запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограниченийили определенных требовании. Например, государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Дозволение —это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.
13. Рассмотрите понятие и принципы государственной службы. Определите понятие «государственный служащий». Выделите основные требования, предъявляемые к государственным служащим.
Государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Государственная служба основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, закрепленных в законодательстве. Принципы государственной службы: принцип законности, принцип единства системы государственной службы, принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, принцип общедоступности, принцип добровольного поступления граждан на государственную службу, принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, принцип учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Государственный служащий - это гражданин РК, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка РК должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства (ст.1 Закона РК «О государственной службе»).
Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям: 1. обладать гражданством Республики Казахстан; 2. быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики; 3. обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.
14. Раскройте понятие и основные признаки административной ответственности. Укажите субъектов административной ответственности. Что представляет собой административное правонарушение. Сформулируйте состав административного правонарушения.
Административная ответственность— вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.Административная ответственность обладает следующими признаками: а) является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица. Субъект административной ответственности, он же субъект административного правонарушения - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности. Устанавливается две группы субъектов административной ответственности:1) физические лица и 2) юридические лица (организации); Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность. Административная ответственностьза правонарушения, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность. Объект административного правонарушения— это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом. Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение. Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение. Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:вина— это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины — умысел и неосторожность. Умысел— заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел). Неосторожность в свою очередь может проявляться как небрежность. Мотив— внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение); цель— конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.
15. Укажите основания освобождения от административной ответственности. Охарактеризуйте производство по административным правонарушениям. Определите обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Основания освобождения от административной ответственности. Статья 67. Административного кодекса. Освобождение от административной ответственности в связи с деятельным раскаянием.Статья 68. Освобождение от административ ответственности при малозначительност правонарушения. Статья 69. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности Статья 70. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания на основании акта амнистии Статья 71. Освобождение от административной ответственности в связи с изменением обстановки, болезнью. Статья 71-1. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон.Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок наложения судом административных взысканий в процессе рассмотрения уголовного или гражданского дела определяется положениями настоящего Кодекса и соответственно Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится данное дело. Статья 580. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: 1) отсутствия события административного правонарушения; 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения возраста, предусмотренного настоящим Кодексом, для привлечения к административной ответственности; 3) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; 4) утраты силы закона или отдельных его положений; 5) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; 6) наличия по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела; 7) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Обстоятельства, исключающие административную ответственность, играют важную роль в механизме административно-правового регулирования. Посредством их закрепления создаются необходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан от необоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний, внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но не имеющих общественно вредного характера. К числу обстоятельств, исключающих административную ответственность, относят, как правило, совершение деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или невменяемости. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. В этих случаях в действиях лица присутствуют все признаки административного проступка, и ответственность не наступает только в силу того, что такие действия совершены из общественно полезных побуждений (мотивов), вызванных наличием предусмотренных законодательством условий, исключающих общественно вредный и противоправный характер деяний. Непременным условием для признания лица виновным в совершении административного правонарушения является вменяемость. Ее отсутствие означает, что в действиях лица нет состава административного проступка как основания ответственности. Состояние невменяемости лица, совершившего деяние, подпадающее с точки зрения объективной стороны под признаки правонарушения, не устраняет общественной вредности действий указанного лица и, следовательно, не может свидетельствовать о правомерности его поведения. Сказанное позволяет сделать вывод, что невменяемость не входит в число обстоятельств, исключающих административную ответственность. Таким образом, предусматривается только два обстоятельства, исключающих административную ответственность, - совершение деяния, подпадающего под признаки административного проступка, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Это, однако, что это данный перечень обстоятельств, исключающих административную ответственность. Еще одно обстоятельство, исключающее административную ответственность, что действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание преступника, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику. Хотя это обстоятельство зафиксировано в нормативном акте об ответственности лишь за хулиганские действия, оно имеет для законодательства об административных правонарушениях не частное, а общее, принципиально важное значение. Совершение при задержании преступника деяния, подпадающего под признаки административного проступка, во всех случаях, если не нарушены условия правомерности задержания, не является общественно опасным и не влечет наступления ответственности.
16. Охарактеризуйте основы гражданского права Республики Казахстан. Рассмотрите понятие, предмет, принципы гражданского права. Проанализируйте метод гражданского права.
Гражда́нское пра́во— отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право Республики Казахстан в полной мере опирается на основные принципы частного права. В существующей правовой системе Республики Казахстан гражданское право - одно из основных и ведущих звеньев, именуемых отраслями права . Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, статья 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего являются человек, его жизнь, права и свободы. Защита этих ценностей составляет главную задачу Казахстана .Значение гражданского права в системе всех отраслей права Республики определяется, во-первых, ключевой ролью тех отношений, которые являются предметом его регулирования; во-вторых, - широкой сферой его применения; в-третьих, - его неразрывной связью с защитой имущественных и неимущественных прав и интересов личности. Но в общую систему права Республики Казахстан входят помимо гражданского иные отрасли права - государственное, уголовное, административное и другие. Гражданское право отличается от них своими особыми признаками: характеризующими предмет и метод регулирования, а также основополагающими принципами права. Принципы гражданского права – исходные начала, определяющие сущность гражданского права, общеобязательные идеи, характеризующие гражданское право в целом. Принципы гражданского права:1)равенство участников отношений, регулируемых гражданским правом. Данный принцип определяет равную правоспособность участников отношений, одинаковое юридическое положение всех сторон, участвующих в гражданских правоотношениях, независимо от их роли в хозяйственной и иной деятельности; 2)неприкосновенность собственности. Каждый субъект, надлежащим образом соблюдающий нормы права, должен быть уверен в том, что его право собственности нарушено не будет; 3)свобода договора – участник гражданского правоотношения волен заключать договоры различного характера на условиях, не противоречащих закону, и, кроме того, самостоятелен в выборе партнера, с которым заключает договор;4)недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела – никакие органы и граждане не вправе вмешиваться в дела участников гражданского права (тайна деловой и личной переписки, тайна телефонных переговоров и т.д.);5)беспрепятственное осуществление гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои права в своем интересе и своей волей. Ограничение гражданских прав возможно только на основании закона; 6)восстановление нарушенных прав, их судебная защита. Принцип предполагает возможность обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов власти местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд; 7)свобода передвижения товаров, услуг и финансовых средств.Предмет гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Метод гражданского права – система связанных между собой средств, приемов и способов, посредством которых оказывается воздействие на гражданско-правовые отношения между участниками. Метод гражданского права – диспозитивный. Данный метод характеризуется равенством участников правоотношений, их имущественной самостоятельностью, а также возможностью самостоятельного определения участниками правоотношений своего поведения и возможностью защиты своих нарушенных прав в суде (общей юрисдикции, арбитражном, в избранном сторонами третейском).
17.Что представляет собой гражданско-правовое отношение и укажите его основные элементы. Дайте правовую оценку гражданам (физические лица) и юридическим лицам как субъектам гражданско-правовых отношений.
Гражданско-правовые отношения - это имущественные и личные неимущественные отношения между имущественно отдельными, юридически равными участниками, которые являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей, которые возникают, изменяются, прекращаются на основе юридических фактов и обеспечиваются возможностью применения средств государственного принуждения. Его элементы: субъекты, объекты, субъективное гражданское право и субъективная гражданская обязанность. Субъекты гражданско-правовых отношений - это лица, принимающие участие в гражданско-правовых отношениях. Субъект, которому принадлежит право, называется активным субъектом, или субъектом права. Субъект, на которого возложена обязанность, называется пассивным субъектом, или субъектом обязанности. Как правило, в гражданско-правовом отношении каждый из участников имеет субъективные права и несет субъективные обязанности. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор. Это с неизбежностью отражается и в характере гражданских правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга. Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского правоотношения. С утратой этого свойства из гражданского оно превращается в иное правоотношение. Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. В качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать юридические лица. Субъектами гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Для возможного правообладания государство наделяет граждан правосубъектностью. Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - означает способность иметь гражданские права и исполнять обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти . Дееспособность - означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, созда