Полномочия суда кассационной инстанции при рассмотрении частных жалоб или частных протестов на определение суда первой инстанции
Суд кассационной инстанции, рассмотрев частную жалобу или частный протест на определение суда первой инстанции, имеет право:
1) оставить определение без изменения, а частную жалобу или частный протест - без удовлетворения;
2) отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
- Сущность и значение пересмотра судебных постановление в порядке судебного надзора.
В силу принципа законности ГПК создает гарантии права на судебную защиту для отмены неправомерных судебных постановлений и в случаях, когда они вступили в законную силу. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает для этого 2 вида производств как самостоятельных стадий процесса:
® в порядке судебного надзора
® по вновь открывшимся обстоятельствам
Эти производства имеют особенность, которая их объединяет, – возможность пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, и устранение неправомерности этих постановлений после рассмотрения дела в судебном заседании. Вместе с тем они существенно различаются по способам возбуждения пересмотра, порядку пересмотра и полномочиям судов.
В производстве по пересмотру судебных решений, определений и постановлений в порядке надзора отражаются требования принципов судебного и прокурорского надзора, с целью обеспечения единообразного применения норм права и единства судебной практики.
Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Особенностью надзорного производства является возникновение гражданских процессуальных правоотношений, направленных на пересмотр дела в суде надзорной инстанции до принесения протеста и возбуждения дела в суде. Подробное регулирование ГПК таких отношений, особенно в части подачи надзорных жалоб, облагаемых государственной пошлиной, позволяет считать их гражданскими процессуальными правоотношениями, а их совокупность относить к стадии возбуждения надзорного производства. Надзорное производство после его возбуждения протестом проходит стадии: подготовки дела к судебному заседанию (извещение юридически заинтересованных в исходе дела лиц, направление им копии протеста в порядке надзора); рассмотрения дела в судебном заседании судом надзорной инстанции (ст. 445 ГПК); вынесения определения или постановления, в которой суд разрешает дело в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 446 ГПК).
Общность функции по пересмотру незаконных и не-обоснованных судебных постановлений предопределяет сходство кассационного и надзорного производств. Это проявляется прежде всего в единстве оснований к отмене судебных постановлений – необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права; пределах обязательности указаний суда, рассматривающего дело в порядке надзора; пределах пересмотра дела в судебном заседании – в полном объеме как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте; сходстве большинства полномочий, кроме права на вынесение нового решения на основании исследования новых доказательств.
Существенные отличия кассационного и надзорного производств предопределили их существование как самостоятельных стадий по разрешению дел.
ГПК также различно определяет судебные инстанции, управомоченные на рассмотрение дел в кассационном и надзорном производствах, а также круг лиц, имеющих право на возбуждение дел. В надзорном производстве допускается неоднократный пересмотр дела разными судами, но невозможно установление новых обстоятельств, исследование доказательств, т.е. отсутствуют апелляционные начала.
Пересмотр гражданских дел в порядке надзора – самостоятельная стадия разрешения дела, совокупность гражданских процессуальных правоотношений по проверке поводов и оснований для истребования дел и принесения протеста в порядке надзора, опротестованию и пересмотру в судебном заседании судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
- Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора. Надзорная жалоба.
Производство дел в суде надзорной инстанции имеет место только при наличии установленных законом поводов и оснований (ст. 437 ГПК). Поводами к истребованию дела и принесению протестов в порядке надзора являются:
® надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы были нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;
® представление судьи, участвовавшего в рассмотрении дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;
® представления председателей судов;
® инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.
Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судебными органами.
Обращения иных участников гражданского процесса, не имеющих юридической заинтересованности в исходе дела (ч. 3 ст. 54 ГПК), а также граждан, права и интересы которых не были нарушены судебным постановлением, с просьбой о пересмотре дела не являются поводами и к рассмотрению не принимаются.
Надзорная жалоба – основной повод к принесению протеста. Она может быть подана в течение трех лет со дня вступления судебного постановления в законную силу. Однако это не распространяется на ответчика в случае рассмотрения дела в его отсутствие без надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Установленный законом срок для подачи жалобы является пресекательным и не подлежит восстановлению. Жалобы, поданные по истечении указанного срока, к рассмотрению не принимаются.
Если судебные решения не обжаловались в кассационном порядке, надзорная жалоба принимается к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не подавалась кассационная жалоба, будут признаны уважительными лицом, имеющим право принесения протеста.
Надзорная жалоба – установленная законом форма обращения юридически заинтересованных в исходе дела лиц к должностным лицам суда и прокуратуры, имеющим право принесения надзорного протеста, с просьбой о проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорная жалоба подается в письменной форме и должна содержать сведения (реквизиты), указанные в ст. 438 ГПК. В частности, в жалобе должны быть указаны:
1) имя (наименование) должностного лица, которому адресуется;
2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства или мест нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений;
5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;
6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.
В жалобе указываются причины, по которым судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке.
Если судебным постановлением были нарушены права или охраняемые законом интересы лиц, не являющихся юридически заинтересованными в исходе дела, в жалобе должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица оказались нарушенными.
Если жалоба в надзорную инстанцию ранее подавалась, то указывается на это, а также на решение, принятое по жалобе.
Закон (ч. 5 ст. 438 ГПК) устанавливает инстанционность в прохождении жалоб. Жалоба может быть подана на имя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей, если она ранее оставлена без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами.
Жалобу подписывает лицо, подающее жалобу, или его представитель. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
К жалобе прилагаются заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала жалобу в порядке надзора.
Жалоба оплачивается государственной пошлиной в размере, установленном законодательством.
Если жалоба не соответствует требованиям ст. 438 ГПК и не оплачена государственной пошлиной, то возвращается лицу, подавшему ее, с указанием мотивов возврата. После устранения недостатков жалоба может быть подана вновь.
- Лица, уполномоченные на истребование дела, приостановление исполнения решения, принесение протестов. Принесение протестов в надзорную инстанцию.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;
3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.
Каждое из указанных выше должностных лиц вправе принести протест в определенные суды надзорной инстанции.
Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование и изучение дела соответствующими должностными лицами суда и прокуратуры.
Должностные лица, имеющие право вносить протесты в порядке надзора, могут истребовать любое дело и в случае обнаружения оснований к опротестованию внести протест в соответствующие суды надзорной инстанции или войти с представлением о внесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, которое имеет право принесения протеста.
Надзорная жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела. При отсутствии оснований для принесения надзорного протеста заявителю дается мотивированный ответ, в котором указывается, почему его просьба оставлена без удовлетворения. Истребованное дело возвращается в суд, вынесший решение, определение или постановление по данному делу. Отказ в принесении протеста не исключает возможности повторного обращения с аналогичной просьбой к тому же должностному лицу или другим лицам, имеющим право приносить протесты.
При наличии оснований для опротестования должностное лицо, имеющее право на принесение протеста, составляет протест и направляет его вместе с делом в соответствующий суд для рассмотрения в сроки, установленные ст. 442 ГПК.
Недопустимо принесение одного протеста по нескольким делам независимо от их связанности. По каждому делу протест составляется отдельно.
Принесенный в порядке надзора протест по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный (ст. 409 ГПК). В нем должны содержаться следующие сведения:
® наименование суда, которому он адресуется;
® решение, определение или постановление, которое опротестовывается, и суд, постановивший эти судебные акты;
® обоснование вывода о неправильности решения, определения или постановления; в чем заключается просьба должностного лица;
® перечень письменных материалов, которые прилагаются к протесту;
® подпись должностного лица, принесшего протест.
В силу ст. 445 ГПК суд надзорной инстанции проверяет законность опротестованных актов по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам, поэтому и протест может основываться не только на материалах дела, но и на новых дополнительных материалах, которые прилагаются к протесту. При необходимости дополнительные материалы вправе истребовать и сам суд по собственной инициативе или по ходатайству участников гражданского процесса.
Дополнительные материалы суд надзорной инстанции не вправе использовать как средство доказывания, но они могут быть использованы для обоснования уже установленных обстоятельств, а также ошибочности установленных обстоятельств, невыполнения требований ГПК об оказании содействия в истребовании доказательств.
Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле (ст. 442 ГПК).
- Суды надзорной инстанции.
Рассматривать протесты в порядке судебного надзора имеют право только указанные в законе судебные инстанции. В соответствии со ст. 440 ГПК пересматривать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, имеют право:
® президиумы областного, Минского городского судов, Белорусский военный суд,
® Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь,
® Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь,
® Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.
К компетенции президиумов областного, Минского городского судов относится рассмотрение дел по протестам на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам соответствующего суда (ч. 5 ст. 440 ГПК).
В состав президиумов областного, Минского городского судов входят председатель, его заместители и ряд членов этого суда.
Белорусский военный суд рассматривает протесты на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке (ч. 4 ст. 440 ГПК).
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорусским военным судом.
В компетенцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь входит рассмотрение надзорных протестов на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам в порядке надзора в составе трех членов суда.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Военной коллегии, а также патентной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь. В его заседании при рассмотрении протеста необходимо участие большинства членов Президиума.
Не допускается пересмотр надзорными органами дважды одного и того же дела по протестам разных должностных лиц.
- Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дела в порядке надзора.
При рассмотрении протеста в порядке надзора применяются правила ГПК, установленные для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными гл. 33, а также с учетом сущности надзорного производства (ч. 1 ст. 445 ГПК).
Суд надзорной инстанции вправе также по аналогии применить процессуальные нормы, регулирующие производство дел в кассационном порядке 1.
Так, в подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве прокурора, кем принесен по данному делу протест в порядке надзора, выясняет, нет ли у участников процесса отводов. Затем явившимся в заседание лицам разъясняются их права и обязанности.
Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые были извещены о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. 4 ст. 445 ГПК).
Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании лиц и по ним выносятся соответствующие определения. Следующая часть заседания – рассмотрение протеста – начинается докладом по делу. В заседании судебной коллегии дело докладывается одним из членов суда, участвующим в его рассмотрении. В Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиуме областного, Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей. В докладе излагаются обстоятельства дела и вынесенные по нему судебные решения, определения, постановления. Сообщается содержание протеста и представленных в суд дополнительных материалов, которые не были предметом проверки в суде первой инстанции и при рассмотрении дела в кассационном порядке.
После доклада юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения.
В рассмотрении дела в порядке надзора вправе принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя (ч. 7 ст. 445 ГПК).
После этого суд приступает к вынесению определения или постановления по делу.
Рассмотрев протесты в порядке надзора, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь, а также президиумы областных, Минского городского судов выносят постановления.
Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.
Постановления и определения принимаются в надзорной инстанции простым большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против его удовлетворения, протест считается отклоненным.
Постановления президиумов всех судов подписываются председательствующим, определения судебной коллегии – тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.
При вынесении определения, постановления никто из судей не вправе воздержаться от участия в голосовании. Член суда, рассматривающего дело в порядке надзора, не согласный с решением большинства, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу.
- Основания к отмене в порядке надзора судебных постановлений. Полномочия надзорной инстанции.
Согласно ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных решений, определений и постановлений являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебные решения, определения и постановления признаются необоснованными, если:
® судом не учтены все факты, которые входят в предмет доказывания по делу;
® факты, положенные судом в основу решения, не подтверждаются достаточными и достоверными доказательствами;
® изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.
В судебной практике чаще всего решения, определения и постановления отменяются в порядке надзора в связи с неисследованностью обстоятельств дела.
Судебное решение, вынесенное в нарушение требования обоснованности, во всех случаях подлежит отмене.
Наряду с необоснованностью основанием к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебное решение, определение или постановление признается незаконным в связи с существенными нарушениями норм материального права в случаях:
® применения судом норм материального права, которые не подлежат применению;
® неправильного применения судом норм материального права, которые подлежат применению;
® неправильного истолкования судом нормативного акта.
Существенные нарушения норм процессуального права – это такие нарушения, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Дать исчерпывающий перечень случаев существенного нарушения норм процессуального права невозможно. Некоторые их них прямо предусмотрены законом (ст. 404 ГПК). Например, вынесение или подписание решения не тем судьей, который рассматривал дело, нарушение требований закона об отводе (самоотводе) судьи (судей), рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания и т.д.
Судебное постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу или оставлением заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в ст. 164–165 ГПК. В отличие от проверки дел в кассационном порядке в надзорной инстанции судебные решения, определения и постановления пересматриваются порой по истечении значительного времени после их принятия. Поэтому надзорная инстанция, обнаружив допущенные судами при рассмотрении дела ошибки, во-первых, оценивает их с точки зрения правильности разрешения дела по существу, во-вторых, учитываются обстоятельства, которые имели место после вынесения решения и повлияли на отношения между участниками спора либо на материальный объект спора, в-третьих, принимается во внимание состояние доказательственного материала на момент пересмотра решения. Не обоснованная серьезными доводами отмена решения в порядке надзора может поколебать сложившиеся после разбирательства дела правоотношения участников спора. Часть 2 ст. 448 ГПК в связи с этим запрещает отмену судебных постановлений лишь по формальным основаниям.
Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
1) оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора – без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;
3) отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;
5) изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательства, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.
Полномочия суда надзорной инстанции несколько шире полномочий кассационной инстанции: надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных решений, определений или постановлений.
- Понятие производства по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам и его стадии. НЕ НАШЛИ СТАДИИ
Пересмотр судебных постановлений1 по в новь открывшимся обстоятельствам – один из способов проверки правильности разрешения судами гражданских дел. Наряду с кассационным производством и производством в порядке надзора пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам способствует осуществлению задач, стоящих перед правосудием, укреплению законности, направлен на защиту нарушенных или оспариваемых субъективных прав или охраняемых законом интересов.
Необходимость этого института в гражданском судопроизводстве объясняется тем, что иногда суду по вине одной из сторон или другим, не зависящим от него причинам, не удается выявить необходимые факты, относящиеся к данному делу.
Вновь открывшиеся обстоятельства – это юридические факты, которые опровергают выводы суда по делу. Эти факты существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны заявителю, а следовательно, и суду. О них суду стало известно лишь после вынесения постановления по делу. Например, после вступления в законную силу решения суда о разделе имущества в порядке наследования по закону стало известно, что наследодателем оставлено завещание (завещание может быть составлено в любой нотариальной конторе), согласно которому все имущество завещано лицу, не входящему в круг наследников по закону. При установлении этого факта вынесенное по делу решение оказывается незаконным и подлежит пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основная задача данного института – проверить правильность вынесенных судебными органами постановлений в свете вновь открывшихся обстоятельств и отменить в связи с этим незаконное или необоснованное постановление.
Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
® решения и определения суда первой инстанции, вступившие в законную силу;
® определения кассационной инстанции;
® определения и постановления, вынесенные в порядке надзора.
- Основания пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;Под существенными обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 452 ГПК, следует понимать юридические факты, входящие в состав основания иска и возражений против иска, а также любые другие факты, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если бы эти факты были известны суду в момент рассмотрения дела, то суд должен был бы вынести иное по своему содержанию постановление. В том случае, когда суд мог установить необходимые для дела обстоятельства, но не сделал этого, вынесенное по данному делу решение, определение или постановление подлежит пересмотру в порядке надзора, а не по вновь открывшимся обстоятельствам.
От указанных обстоятельств следует отличать так называемые новые и изменившиеся обстоятельства. Новыми являются такие обстоятельства, которые не существовали в момент рассмотрения дела судом и появились после вынесения судебного постановления. Изменившиеся обстоятельства – это юридические факты, положенные в основу решения, определения и постановления, но впоследствии изменившиеся. Изменение обстоятельств, на которых основано судебное постановление, а также появление новых обстоятельств по делу может служить лишь основанием для предъявления самостоятельного иска, но не для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Например, ухудшение материального положения ответчика после вынесения решения суда о взыскании с него алиментов может служить основанием к предъявлению иска о снижении размера платежей (ст. 333 ГПК), а не к пересмотру решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
От вновь открывшихся обстоятельств следует отличать доказательства, обнаруженные после разрешения дела судом. Под обстоятельствами дела, как отмечалось, понимаются юридически значимые по делу факты, т.е. факты, обосновывающие прежде всего требования и возражения сторон. Доказательствами же являютсясведения о фактах, при помощи которых устанавливаются обстоятельства дела (юридические факты).2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля,заведомо ложные заключение эксперта или выводы специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;Дело может быть пересмотрено только в том случае, если суд убедится, что в его основу положены именно те юридические факты, которые установлены при помощи доказательств, признанных приговором суда недоброкачественными. Поэтому не будет основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам удостоверенный приговором суда факт недоброкачественности того или иного доказательственного материала, если юридические факты, положенные в основу судебного постановления, подтверждаются другими, вполне доброкачественными доказательствами.
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;. Преступные действия членов суда должны относиться к производству данного пересматриваемого дела. Осуждение же судьи за неправосудное решение по какому-либо делу не может служить основанием к пересмотру других постановлений, вынесенных с его участием.
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.для пересмотра решения, определения и постановления по этому основанию суд должен располагать соответствующим постановлением суда или иного органа, подтверждающим факт отмены постановления суда либо иного государственного органа, и убедиться в том, что отмененное постановление суда или иного органа действительно было положено в основание решения суда по данному делу ввиду преюдициального характера установленных судом фактов.
- Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Содержание определения суда о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Производство о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по заявлению юридически заинтересованных в исходе дела лиц либо представлению прокуроров или других лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора.
Юридически заинтересованные в исходе дела лица подают заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам в суд, который вынес решение, определение или постановление, не позднее трех месяцев со дня установления вновь открывшихся обстоятельств. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть по просьбе заявителя восстановлен судом. Заявление о восстановлении срока подается одновременно с заявлением о пересмотре судебного решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно ст. 455 ГПК срок для подачи заявления исчисляется:
1) в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 452, – со дня открытия этих обстоятельств;
2) в случаях, предусмотренных п. 2–3 ст. 452 ГПК, – со дня вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу;
3) в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 452 ГПК, – со дня вступления в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда или вынесения государственными органами акта, противоположного по своему содержанию приговору, решению, определению или постановлению, на которых было основано пересматриваемое судебное постановление.
Должностные лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Для возбуждения производства по пересмотру дела.необходимоналичие определенных условий:
® заявление должно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 54 ГПК);
® должен быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно.
При несоблюдении условий, свидетельствующих об отсутствии права на возбуждение производства по вновь открывшимся обстоятельствам, следует отказ в принятии заявления. На такое определение суда может быть подана частная жалоба (протест).
В заявлении (представлении) о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам должно быть указано: в какой суд оно подается и кто является заявителем; какое судебное решение, определение или постановление предлагается пересмотреть и по каким основаниям; доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств; время, когда заявителю стало об этом известно; перечень прилагаемых письменных материалов. Несоблюдение формы заявления может привести к оставлению заявления без движения (ст. 111 ГПК).
Государственной пошлиной заявления о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам не оплачиваются.
Заявление (представление) о пересмотре решений, определений или постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом в судебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании суд заслушивает объяснение сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, исследует представленные доказательства и по результатам рассмотрения дела удовлетворяет заявление или представление и отменяет решение, определение или постановление, либо отказывает в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд, рассмотрев заявление или представление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, либо удовлетворяет заявление или представление и отменяет судебное постановление, либо отказывает в пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определение суда об удовлетворении заявления или представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам выносится в совещательной комнате и обжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит.На определение суда об отказе в пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подана частная жалоба (протест), поскольку такое определение препятствует возможности дальнейшего движения дела (ст. 457 ГПК).
После отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается судом на общих основаниях.
2. Учащийся должен уметь:
применять теоретические знания и положения актов законодательства при решении задач.
Пример варианта обязательной контрольной работы
1. Перечислите лиц, уполномоченных на принесение протестов в порядке надзора.
2. В чем состоит отличие поводов к принесению протеста в порядке надзора от оснований для совершения таких действий?
3. Объектом пересмотра в кассационном порядке могут быть (выберите правильные варианты): А. решение суда Ленинского района г. Минска, не вступившее в законную силу; Б. решение суда Ленинского района г. Минска, вступившее в законную силу В. решение коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, Г. определение коллегии по гражданским делам г. Минска, Д. решение суда г. Минска по жалобе на действия избирательной комиссии.
4. Определите срок для подачи представления прокурора о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
5. Решите задачу. Обоснуйте ваш вывод.
Евпак, участвовавший в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, обратился в