Стабильность и длительность отношений
Отличие налога от сбора:
1)сбор носит возмездный характер
2)сбор- разовый платеж
3)сбор носит добровольный х-р
4)отсутствие индивидуальности
5) уплата сбора- 1 из условий совершения в отношении лица, уплатившего сбор, юридически значимых дей-й
Функция налога - основное направление дей-я налога, выражающее его сущность
Фискальная функция - изъятие и перераспределение части нац-го дохода ч-з бюдж. Сис-му
Распределительная(социальная)функция-с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из пр-венной сферы в непр-венную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
Регулирующая (стимулирующей)-как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.).
Контрольнаяфункция-осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них нал.зак-вом
5. Принципы – базовые идеи и положения в нал.сфере.Основные принципы н/обл-я в Республике Беларусь, то есть базовые правила построения, организации и функционирования нал.системы Республики Беларусь закреплены в ст.2
1) Пр-п справедливости. Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Справедливость по вертикали – если равные по экон и соц положению налогоплат-ки платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
2) Пр-п равенства. Плат-ки определенного налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог на равных основаниях.
3) Пр-п установления налога законом. Налог не мб установлен, изменен или отменен иначе как законом.
4) Пр-п определенности нал.обязанности. Налог должен отвечать предельной конкретности и понятности, что предполагает возможность знать, понять и усвоить содержание актов зак-ва о налогах и сборах не только специалистам в области юриспруденции, но и рядовым налогоплат-кам.
5) Пр-п презумпции толкования в пользу налогоплат-ка всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налзак-ва.
6) Пр-п непридания нал.законам обратной силы. Изменения, вносимые в зак-во, не должны подрывать уверенность гр-н в стабильности их правового и экон положения, в прочности правопорядка.
7) Пр-п единства налог системы. Обосновывается конституц положениями о том, что террит РБ едина и неотчуждаема, а также проведением на террит РБ единой бюд-фин, налог, ден-кредит, валют политики.
8) Пр-п исчерпывающего перечня налогов. Установление исключ перечня налогов и сборов является основой построения налог сис-мы любого гос-ва, а также осуществления полноценной кодификации налог зак-ва.
9) Пр-п подвижности. Гос-во может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей.
10) Пр-п стабильности налог зак-ва. В зак-во о налогах и сборах не должны вноситься изменения в течение финн-го года.
4. Перечислить и дать хар-ку видов налогов, сборов (пошлин).
1. По степени компетенции орг-в власти различных уровней выделяют республиканскиее и местные налоги.
Республиканские налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский, так и в местные бюджеты
Местныеналоги устанавливаются реш-ями местных Советов депутатов и являются обязательными к уплате на соответствующих территориях. В перечень местных налогов входят налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
2. По способу взимания налоги подразделяются напрямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плат-ков. В процессе взимания прямых налогов между государством и плат-ками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. (пример: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость).
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плат-ком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. (акцизы, налог на добавленную стоимость). Юридическим плат-ком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель представляет собой реального плат-ка – носителя налога.
3. По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).
4. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.
Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).
Целевые (специальные) налоги используются д/финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. Посредством таких налогов в РБ формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов.
5. В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог).
6. по времени дей-я: постоянныевводятся на неопределенный срок – их большинствои временныевводятся ежегодно законом о бюджете на очередной год, например чрезвычйный налог д/ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС
7. В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения нал.базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта н/обл-я (нал. базы)