Тема 7.2. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
Признавая человека, его права и свободы главной социальной ценностью, Конституция декларирует также соблюдение основных прав и свобод человека на территории России. Закон РФ «О безопасности» 1992 года определяет безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз…».
Студенты должны знать, что государственными правоохранительными органами обеспечения правопорядка и безопасности в РФ называются государственные органы (военизированные и вооруженные), входящие в структуру соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью и другими правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, общества и государства.
Общее руководство органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Он же формирует и возглавляет Совет Безопасности. Президент РФ также утверждает военную доктрину, координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и российских спецслужб.
Система государственных органов обеспечения правопорядка и безопасности включает в себя: Органы внутренних дел, Таможенные органы, внутренние войска МВД РФ, органы ФСБ РФ, органы Госнаркоконтроля. Также к системе таких органов относятся служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система Минюста РФ.
Однако, правоохранительным органом, на который возложена обязанность по решению вопросов обеспечения безопасности прав личности, общества и государства в Российской Федерации должен быть признан Совет Безопасности РФ.
Совет Безопасности осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, Закона РФ «О безопасности», другим нормативным актам по вопросам безопасности.
Студент должен знать, что основными задачами Совета Безопасности являются определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности. На базе этого Совет Безопасности разрабатывает основные направления стратегии и тактики в деятельности всех правоохранительных подразделений, создании для них целевых программ. Исходя из задач, определяются и основные функции в деятельности Совета Безопасности: рассмотрение вопросов внутренней, внешней, военной политики в области обеспечения безопасности; подготовка соответствующей нормативной базы; организация и координация разработки стратегии области внутренней, внешней и военной политики; подготовка целевых программ по обеспечению безопасности; решение иных задач, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Органы Федеральной службы безопасности
Федеральная служба безопасности (далее ФСБ) – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ. В соответствии Федерального Закона «О Федеральной службе Безопасности» является федеральным органом исполнительной власти, возглавляет его Директор на правах федерального министра. Должности Директора ФСБ РФ соответствует воинское звание генерала армии.
К органам федеральной службы безопасности относятся:
Ø федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
Ø управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
Ø управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
Ø управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
Ø другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
Ø авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности;
- иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
В них предусмотрена военная служба, а сотрудники имеют статус военнослужащих, им присваиваются военные звания.
Контрразведывательная деятельность - это деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности России.
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия.
Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным Законом «О Федеральной службе Безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Борьба с преступностью.Органы ФСБ РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих свое целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с преступностью осуществляются в соответствии в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.
Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ РФ. Сведения об организации, тактике, методах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Направлениями пограничной деятельности являются:
1. защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2. защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.
Изучая настоящую тему, студенты должны знать, что сотрудникам органов ФСБ разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами РФ для сотрудников милиции.
Органы ФСБ формируются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками ФСБ. Сотрудником органов ФСБ может быть гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Для осуществления своей деятельности органы ФСБ могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
Также без лицензирования органы ФСБ разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие принятие на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.
Контроль за деятельность органов ФСБ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законам
Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. При этом установлено, что в предмет прокурорского надзора не входят сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике и методах, средствах осуществления деятельности органов ФСБ.
Органы внешней разведки
Под внешней разведкой понимается совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки. Внешняя разведка является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.
Органы внешней разведки осуществляют правоохранительную деятельность посредством осуществления оперативно-розыскных действий.
Сферы деятельности органов внешней разведки определены ст. 11 ФЗ «О внешней разведке». Разведывательная деятельность осуществляется:
- Службой внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, экологической сферах, в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами РФ, икомандированных за границу граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющих государственную тайну;
- Органом внешней разведки Министерства обороны РФ – в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы. Сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.