Выбор фирменного наименования

Фирменное наименование предприятия состоит из двух частей - произвольной, являющейся собственно фирменным наименованием, и обязательной части, которая должна однозначно характеризовать организационно-правовую форму предприятия.

В ГК РФ (первая часть) подробно излагаются правила составления фирменного наименования полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива и унитарного предприятия (в том числе казенного).

При выборе слов для произвольной части фирменного наименования следует учитывать, что применение слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний является регламентированным постановлением ВС РФ от 14 февраля 1992 г. С учетом действующих нормативных актов следует применять для фирменного наименования слово «Москва» и слова, образованные на его основе.

На практике для эффективной защиты предпринимателя от возможной недобросовестной конкуренции целесообразно правильно использовать в коммерческих целях фирменное наименование и товарный знак. При их сходстве с правовой точки зрения (абсолютное и исключительное право) они имеют и немаловажные различия.

Если регистрация товарного знака в РФ производится только после государственной экспертизы, предусматривающей проверку на новизну, которая предполагает сравнение с тождественными и со сходными /в том числе и фонетически) товарными знаками, то процедура регистрации фирменных наименовании носит чисто административный характер.

Важным фактом для регистрации фирменного наименования и последующей возможной судебной процедуры по оспариванию права на фирменное наименование является то, что для фирменного наименования предметом регистрации и защиты является полное фирменное наименование, а не его произвольная часть. Таким образом, совершенно правомерным является существование наименований «Акционерное общество «Сокол» и «Общество с ограниченной ответственностью «Сокол».

Естественно, что любой предприниматель, который создал фирменное наименование с легко запоминающейся оригинальной произвольной частью, не заинтересован в том, чтобы его творческую находку использовал конкурент на совершенно законных основаниях для своего предприятия другой организационно-правовой формы.

Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно защитить логотип, т.е. товарный знак, который полностью повторяет слово или словосочетание, образующее произвольную часть фирменного наименования. Возможно также включение произвольной части фирменного наименования в состав товарного знака как его составной части. Таким образом, одним из условий коммерческого успеха на рынке является правильный выбор фирменного наименования и сочетания этого фирменного наименования с товарными знаками, проставляемыми на продукции фирмы.




Глава 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И СМЕЖНЫМ ПРАВАМ

Введение

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» был принят Верховным Советом РФ в третьем чтении 9 июля 1993 г., а опубликован и вступил в силу 3 августа 1993 г.

Первый российский закон об авторском праве был принят в 20-е годы XIX столетия; немного позже впервые в европейской истории указом Николая I срок охраны авторского права после смерти автора был увеличен до 50 лет. Одним из поводов для появления этого указа было ходатайство вдовы А.С. Пушкина о соответствующем увеличении этого срока. Последний Закон об авторском праве в Российской империи был принят в 1911 г. По уровню охраны Закон 1911 г. вполне соответствовал нормам Бернской конвенции, а в ряде случаев даже опережал опыт других европейских стран.

После 1917 г. в советском авторском праве важное место занимала норма о возможности принудительного выкупа авторского права государством. Авторы, по сути, были лишены многих важных прав, таких, как право разрешать публичное исполнение выпущенного в свет произведения, его показ по телевидению или в кино, трансляцию по радио.

Более того, с принятием Основ гражданского законодательства и гражданских кодексов союзных республик в 1961-1965 гг. авторское право даже утратило свое самостоятельное место в системе законодательства, превратившись в несколько статей Особенной части Основ и Гражданского кодекса. Характерным для этого периода было и полное отсутствие охраны смежных прав. Основное внимание уделялось обеспечению охраны интересов государства и общества, результаты творчества всерьез предлагалось оценивать по критерию «общественной полезности».

Последние изменения в законодательство СССР об авторском праве были внесены в мае 1991 г. Однако принятые тогда Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы 1991 г.) фактически были введены в действие с 3 августа 1992 г. Основанием для этого было специальное постановление Верховного Совета Российской Федерации. Упомянутые Основы значительно расширили права авторов, ввели охрану смежных прав. Но десяти статей Основ оказалось явно недостаточно для эффективного и адекватного регулирования отношений в области авторских и смежных прав.

Структура Закона

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» состоит из пяти разделов. Раздел I содержит общие положения, раздел II включает нормы, относящиеся к авторскому праву, в разделе III регулируются смежные права, раздел IV посвящен коллективному управлению имущественными правами, а раздел V - защите авторских и смежных прав. Разделы III и IV содержат нормы, которые вводятся в наше авторское право впервые. Существенным нововведением является определение 27 наиболее значимых понятий авторского права в ст. 4 Закона. Всего Закон содержит 50 статей. Для сравнения можно отметить, что в Законе об авторском праве 1911 г. было 75 статей.

Общие положения Закона

Общие положения Закона относятся равным образом и к авторским, и к смежным правам.

Предметом регулирования нового Закона являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права) (ст. 1).

Источниками регулирования являются не только законы Российской Федерации и принимаемые на их основе законодательные акты республик в составе Российской Федерации, но и международные договоры, в которых участвует Российская Федерация (ст. 2 и 3). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

В настоящее время Российская Федерация является в качестве правопреемника СССР членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. (с 27 мая 1973 г.) и членом Конвенции 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 20 января 1989 г.). Кроме того, принятие Закона позволило Российской Федерации присоединиться с 13 марта 1995 г. к другим важнейшим международным соглашениям в области охраны авторских и смежных прав, таким как Бернская, Фонограммная, Римская конвенции и Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 г.

Важным вопросом является соотношение нового Закона и Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее - Закон о ПрЭВМ), принятого Верховным Советом Российской Федерации 23 сентября 1992 г. и вступившего в силу 20 октября 1992 г. В ст. 2 Закона «Об авторском праве и смежных правах» упоминается Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» как источник авторского права. В свою очередь ст. 2 Закона о ПрЭВМ устанавливает, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Следовательно, в целом Закон «Об авторском праве и смежных правах» выполняет роль общего закона по отношению к Закону о ПрЭВМ как закону специальному.

Вместе с тем в Законе «Об авторском праве и смежных правах» встречаются специальные нормы, как, например, декомпиляция (ст. 25) и другие. В свою очередь в Законе о ПрЭВМ существуют некоторые авторско-правовые нормы общего характера, такие, как личные (ст. 9) и имущественные (ст. 10) права, использование программ для ЭВМ, защита нарушенных прав и другие. При этом полной корреляции между такими «совпадающими» статьями обоих законов нет, из чего следует вывод о необходимости приведения Закона о ПрЭВМ в полное соответствие с Законом «Об авторском праве и смежных правах».

Впервые в законодательстве России об авторском праве и смежных правах определены его основные термины (ст. 4 Закона). Термины касаются объектов авторского права и смежных прав (аудиовизуальное произведение, произведение декоративно-прикладного искусства, программа для ЭВМ, база данных, исполнение, передача организации эфирного или кабельного вещания, фонограмма, экземпляр произведения, экземпляр фонограммы); субъектов охраны (автор, изготовитель аудиовизуального произведения, изготовитель фонограммы, исполнитель, режиссер-постановщик спектакля); прав обладателей авторских и смежных прав (обнародование произведения; опубликование произведения; воспроизведение произведения; репрографическое воспроизведение; публичный показ произведения, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения; сдача в прокат; передача в эфир; воспроизведение фонограммы и другие).

Авторские права

Сфера действия Закона распространяется:

1) на произведения, обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) произведения авторов - граждан Российской Федерации (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской федерации;

3) произведения авторов - граждан других государств (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации - в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 5).

Кроме этого введены два новых положения. Во-первых, установлено, что произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. Во-вторых, при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Объектами охраны являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Факт обнародования (или опубликования) произведения не имеет значения для его охраноспособности. В Законе дается также примерный перечень объективной формы, в которой может быть выражено произведение: письменная, устная, звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.); изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) (п. 2 ст. 6). Упоминание таких форм объективизации произведения, как цифровая, оптическая и другие, призваны приспособить Закон к современному уровню развития техники.

Важным и новым является положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6). Тем самым подчеркивается, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. Это указание Закона имеет важное значение для правоприменительной практики.

Подтвержден в Законе и принцип разграничения авторского права на произведение и права собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом само по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (п. 5 ст. 6).

Перечень объектов авторского права, который не является исчерпывающим, дает обобщенную классификацию произведений, соответствующую международной практике. В ст. 7 Закона указаны литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдофильмы, диафильмы и другие кино-, телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.

По сравнению с Основами 1991 г. (ч. 2 ст. 134) в новом Законе не выделены радиопроизведения и сборники. Это вызвано тем, что радиопроизведения и сборники могут представлять собой различные виды произведений: литературные, драматические, музыкальные и т.д. В отличие от Основ 1991 г. программы для ЭВМ также указаны не как самостоятельный вид произведений, а приравнены к литературным произведениям.

Наряду с оригинальными произведениями к объектам авторского права отнесены производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и составные произведения (сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда). Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом вне зависимости от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Выделение двух категорий произведений, базирующихся на ранее созданных произведениях - производных и составных произведений - дано в авторском праве России впервые.

Разграничение между ними происходит по следующему критерию: производные произведения представляют собой переработку (включая перевод) одного или нескольких ранее созданных произведений, творческий вклад разработчика состоит именно в переделке произведения. Составные произведения являются подборкой уже известных материалов (включая произведения) без их переделки, творческий вклад составителя заключается в подборе или расположении материалов.

Среди произведений, отвечающих общим признакам объекта авторского права, Закон выделяет четыре категории произведений, не охраняемых авторским правом в силу прямого указания Закона:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8).

В новом Законе по сравнению с Основами 1991 г.(ч. 5 ст. 134) Категория «официальные документы» дополнена официальными переводами таких документов, а категория «официальные символы и знаки Дана уже, чем прежде (в Основах 1991 г. указаны официальные символы и знаки», утвержденные государственными и общественными организациями). Закон ввел также новую категорию - «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер».

Регламентируя возникновение авторского права, новый Закон подтверждает свойственный российскому авторскому праву принцип отсутствия формальностей. Согласно ст. 9 Закона авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем впервые вводится чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что, при отсутствии доказательства иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Положение о соавторстве сформулировано в Законе традиционно. Относительно новым является указание: если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (ст. 10).

Принципиально новыми являются статьи об авторском праве на составные, аудиовизуальные и служебные произведения. При разработке Закона было решено отказаться от попыток сконструировать авторское право юридического лица в этих случаях. Однако необходимость обеспечения экономических интересов издателей газет, журналов и других составных произведений, изготовителей аудиовизуальных произведений, а равно любых работодателей в отношении служебных произведений потребовали компромисса.

В случае составных произведений была введена своего рода презумпция передачи издателю всех имущественных (экономических) прав на использование произведения. Согласно ст. 11 авторское право на составное произведение в целом признается за составителем. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Однако издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Иной подход был использован в случае аудиовизуальных произведений. Согласно ст. 13 авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

Вместе с тем заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

В отношении служебных произведений в новом Законе отказались от традиционного для советского авторского права подхода, который заключался в установлении в законе предельного срока на использование служебного произведения работодателем в три года (ст. 140 Основ 1991 г.). Эта норма зачастую трактовалась как социальная гарантия прав авторов, но на самом деле она совершенно не учитывала существующее многообразие служебных произведений и прежде всего произведений, создание которых требует объединения значительного числа авторов и серьезных капитальных затрат (программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения, периодические издания и многие другие).

В Законе сформулировано положение, призванное согласовать интересы авторов и работодателей. Прежде всего подтвержден принцип принадлежности автору авторского права на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Одновременно сняты все ограничения на выплату вознаграждения автору за использование служебного произведения и подчеркнуто, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (ст. 14).

Авторские права, согласно традициям континентального европейского права, Закон четко делит на личные неимущественные (моральные права — droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены.

Согласно ст. 15, автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого рода искажения или любого иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения.

Существовавшее ранее право на неприкосновенность произведения и имени автора (ст. 480 ГК РСФСР) формулировалось как право автора запрещать без его согласия вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, в его название, в обозначение имени автора, а также снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как любое неимущественное право оно было бессрочным и непередаваемым: согласно ст. 481 ГК РСФСР к наследникам переходило только право на охрану неприкосновенности произведения.

Однако на деле право на неприкосновенность включало не только моральный элемент, но и имущественное право на переделку произведения. Это, в частности, приводило к практическому тупику: экономический элемент права на неприкосновенность тем самым не мог передаваться другим лицам и не мог переходить по наследству после смерти автора. Обстоятельства реальной жизни, конечно, признавали возможность снабжения произведения иллюстрациями или внесения в него каких-либо изменений после смерти автора с согласия его наследников и другую передачу имущественной части права на неприкосновенность, однако в строгом юридическом смысле подобная практика шла вразрез с положениями закона. В новом Законе моральный и экономический элементы права на неприкосновенность разделены на право на уважение репутации автора и право на переработку произведения, что корреспондирует с соответствующими положениями Бернской конвенции (ст. 6'"s). Новым является и введение права на отзыв произведения.

Существенно обновлен и модернизирован перечень имущественных прав автора. Если ранее эти права были сведены к праву на воспроизведение и распространение произведения, то теперь ст. 16 предусматривает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

В новом Законе не упоминается право на вознаграждение как имущественное право автора, ранее существовавшее в советском законодательстве (ст. 479 ГК РСФСР, ст. 135 Основ 1991 г.), а содержится положение о том, что размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Введено отсутствовавшее ранее положение о «первой продаже» (first sale): если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров произведения путем их сдачи в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Закреплены также не известные ранее советскому законодательству право следования (droit de suite) и право доступа в отношении произведений изобразительного искусства (ст. 17).

Изъятия из авторских прав определены четко, детально и в соответствии с требованиями Бернской конвенции. В качестве преамбулы к статьям, устанавливающим ограничения авторских прав, дано общее положение о том, что ограничения прав авторов устанавливаются при условии, если они не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы автора.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Это положение не распространяется на репродуцирование книг и нотных текстов, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, а также произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (ст. 18).

Однако применительно к воспроизведению в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи в Законе устанавливается лицензия. Согласно лицензии авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм выплачивается вознаграждение изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения через организации, управляющие имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 26).

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения газетных и журнальных статей, речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; воспроизведение без извлечения прибыли произведений рельефно-точечным шрифтом (ст. 19). При этом речь идет только о правомерно обнародованных или опубликованных произведениях и о таком объеме использования произведения, который оправдан соответствующей целью.

Установлены также случаи и условия репродуцирования произведения в единичном экземпляре без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20); свободного использования произведений (архитектуры, фотографии и изобразительного искусства), постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения (ст. 21); свободного публичного исполнения во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22); свободного воспроизведения для судебных целей (ст. 23); свободной записи произведения краткосрочного пользования организациями эфирного вещания (ст. 24). Детально и в соответствии с европейской Директивой о правовой охране программ для ЭВМ урегулированы случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ (ст. 25).

Часть Закона, касающаяся ограничений прав авторов, коренным образом отличается от Основ 1961-1965 гг. и ГК РСФСР. Статья 138 Основ 1991 г., с одной стороны, вводит ряд изъятий в слишком широкой формулировке (например, допускается «репродуцирование в единичных экземплярах изданных произведений в научных, учебных и просветительских целях без извлечения прибыли»), с другой стороны, не устанавливает таких важных ограничений, как декомпиляция программ для ЭВМ или других, установленных ст. 22- 25 нового Закона.

По новому Закону срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охраняются бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 50 лет с даты его выпуска (posthumous publications). Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние (ст. 28). В общественное достояние попадают также произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.

Положения об авторских договорах в новом Законе существенно сокращены, чтобы предоставить большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем установлен целый ряд норм, позволяющих восполнить возможные пробелы в определении существенных условий авторских договоров. Статья 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

В ст. 31 устанавливаются существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (пли) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.

В новом Законе зафиксирован отказ от системы государственного нормирования авторского вознаграждения в любом его виде. Установлено правило, что вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения пли, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, - в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Охрана смежных прав

Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало во

Наши рекомендации