Необходимость защиты от недобросовестной конкуренции
Переход России к рыночной системе экономических отношений способствует возникновению конкуренции между производственными и коммерческими предприятиями. Конкуренция рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов обеспечения гармонии между спросом и предложением. Однако постоянным спутником свободной конкуренции во всех государствах при всех политических режимах всегда была и остается недобросовестная конкуренция.
Каковы возможности контроля за конкуренцией при свободной игре рыночных сил? Теоретически потребитель может выполнять роль судьи на рынке, отказываясь от покупки товаров, появившихся в результате недобросовестных действий производителя или продавца. На практике это невозможно. И чем более напряженная ситуация складывается на рынке, тем в меньшей степени потребитель может выполнять функцию судьи. Как правило, потребитель просто не в состоянии обнаружить, что имеет место недобросовестная конкуренция, и действовать соответствующим образом, например, отказываясь от приобретения товара. Таким образом, потребитель выступает в данной ситуации на рынке как субъект, требующий защиты так же, как и честный производитель товаров или услуг.
Поскольку система саморегулирования рынка не обеспечивает полную защиту от недобросовестной конкуренции, эта система должна быть усилена определенными государственными институтами путем принятия специального законодательства, базирующегося на антимонопольном законе и законе о пресечении недобросовестной конкуренции. Оба эти акта содействуют установлению честных правил поведения на рынке, но действуют они с разных направлений. Антимонопольный закон призван гарантировать свободную конкуренцию, закон о пресечении недобросовестной конкуренции предназначен для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Таким образом, оба закона дополняют друг друга. Мировая практика показывает, что одного антимонопольного закона недостаточно для установления честной свободной конкуренции на рынке. Для этого необходимо принятие специальных мер и закона о добросовестной конкуренции.
Особенностью последнего должна быть большая гибкость, поскольку в его рамках нецелесообразно введение регистрационных процедур, как в Законах о патентах или товарных знаках. Закон о добросовестной конкуренции должен обеспечивать механизм принятия защитных мер не только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но и при нарушении коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы и т.п.
В соответствии со ст. 10bis (2) Парижской конвенции «актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах». Следует отметить, что термин «честные обычаи» достаточно неопределен, поскольку в приложении к конкуренции он отражает моральные, социальные и экономические традиции, существующие в конкретном обществе, и поэтому трактовка данного термина может быть различной в разных странах. Кроме того, эти традиции в каждой из стран могут изменяться с течением времени. Более того, всегда есть вероятность появления новых форм недобросовестной конкуренции, так как нет пределов в развитии форм конкуренции как таковой. Таким образом, невозможно дать исчерпывающую формулировку недобросовестной конкуренции, которая охватывала бы все существующие и будущие ее варианты. Вместе с тем ряд вариантов недобросовестной конкуренции однозначно следует из ст. 10bls Парижской конвенции. Наиболее распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качества продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.
Однако существуют варианты таких действий предпринимателя на Рынке, которые на первый взгляд не являются предосудительными и не наносят ущерба потребителю, вызывая в то же время отрицательное влияние на экономику в целом. Примером таких действий является длительная продажа какого-либо товара по демпинговой цене. Результатом такого действия будет разорение мелких и средних предпринимателей, что повлечет за собой установление на рынке монополии и нарушение принципа свободной конкуренции, что скажется на всем обществе. Вот почему наиболее современные законы о недобросовестной конкуренции, например, закон Швейцарии от 1986 г. или закон Испании от 1991 г., обеспечивают решение одновременно трех задач: защиты частного предпринимателя, защиты потребителя и защиты интересов общества в целом.