Евразийская региональная патентная система

Еще до фактического распада СССР в декабре 1991 г. была предпринята попытка создания региональной патентной системы на территории провозгласивших независимость стран бывших субъектов СССР. В октябре 1991 г. полномочные представители названных стран подписали протокол о намерении заключить Конвенцию по охране промышленной собственности. Учитывая невозможность разработки Конвенции в короткий срок, было принято решение о подготовке «Временного соглашения об охране промышленной собственности». Соглашение подписали уполномоченные представители делегаций шести государств на встрече в Минске в конце 1991 г., в связи с чем это соглашение довольно часто называют Минским.

Соглашение так и не вступило в силу. Основной причиной этого явился заложенный в его основу постулат, что материально-техническая и информационная база Госпатента СССР и подведомственных организаций является совместной собственностью государств - бывших субъектов СССР. Фактически это означало раздел собственности, принадлежавшей Госпатенту СССР и находящейся на территории России, что несомненно привело бы к ослаблению российской национальной патентной системы. Учитывая, что вновь провозглашенные независимые государства (бывшие республики СССР) объявили своей собственностью все находящиеся на их территории объекты союзного значения, аналогичное решение было принято Российской Федерацией. На международном уровне такое разделение собственности СССР было закреплено на совместном заседании Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ 9 октября 1992 г. в г. Бишкеке, которое приняло Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности.

После вступления в силу данного Соглашения правовая и практическая основы реализации Минского соглашения исчезли, и наступил новый этап работ по созданию региональной патентной системы на территории бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о мерах по охране промышленной собственности, подписанным в 1993 г. главами правительств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана и Украины, в мае 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. На заседании присутствовали представители ВОИС во главе с Генеральным директором этой организации, а также президент Германского патентного ведомства, что указывало на значительный интерес государств дальнего зарубежья к вопросу облегчения процедуры патентования изобретений иностранными заявителями на территории бывшего СССР. На заседании было решено подготовить проект Патентной конвенции, для чего была образована постоянно действующая Межгосударственная рабочая группа экспертов. Состоялось несколько заседаний названной рабочей группы, причем на всех заседаниях активную роль играли представители ВОИС.

Окончательный вариант конвенции, которая получила название «Евразийская патентная конвенция» (ЕАПК), был подготовлен на третьем заседании Межгосударственного совета, проходившего при непосредственном участи и Генерального директора ВОИС 14-17 февраля 1994 г. в Женеве. Подписание Конвенции состоялось на заседании глав правительств стран СНГ в Москве 9 сентября 1994 г. Конвенцию подписали девять государств Содружества, за исключением Узбекистана и Туркменистана. Далее наступила фаза ратификации Конвенции. Федеральный закон о ратификации Евразийской патентной конвенции был подписан Президентом Российской Федерации в июне 1995 г.

Конвенцией учреждается Евразийская патентная система, которая организационно оформляется в виде межправительственной Евразийской патентной организации, состоящей из Административного совета и Евразийского патентного ведомства. Членами Организации являются все договаривающиеся организации. Штаб-квартира Организации и Евразийское патентное ведомство находятся в г. Москве. Депозитарием Конвенции является Генеральный директор ВОИС, который также выступает в качестве посредника при возникновении какого-либо спора по вопросам толкования или применения Конвенции.

Главной целью Конвенции является создание межгосударственной системы правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств - участников Конвенции. Названный патент выдается Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ) по результатам экспертизы по существу, проводимой по ходатайству заявителя, при условии соответствия изобретения критериям патентоспособности. Срок действия евразийского патента - 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

В соответствии с Конвенцией Евразийская патентная организация является самофинансируемой. Никакое договаривающееся государство не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию. Однако Российская Федерация предоставляет Организации авансы, причем размеры этих авансов и условия являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.

Евразийский патент может быть получен любым физическим или юридическим лицом из государств - участников Конвенции, а также заявителями из других государств, подавшими заявку в установленном порядке. Лица, имеющие постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо договаривающегося государства, могут подавать заявки самостоятельно, остальные заявители обязаны действовать через патентного поверенного. Заявка подается на русском языке, который, будучи официальным языком Организации, используется и для делопроизводства по заявкам. ЕАПВ выдает патент на изобретение при условии, что оно соответствует критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. Выданные патенты обладают автономным правовым режимом в каждом из государств. Это означает, что споры относительно действительности патента или его нарушения разрешаются национальными судами в каждом из договаривающихся государств. Такие решения имеют силу лишь на территории конкретного договаривающегося государства.

Евразийская заявка может быть подана непосредственно в ЕАПВ или (для заявителей договаривающихся государств) через национальное патентное ведомство. При непосредственной подаче заявки в ЕАПВ уплачивается единая процедурная пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. При подаче заявки через национальное патентное ведомство последнему уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку. Единая процедурная пошлина уплачивается ЕАПВ при пересылке заявки в это ведомство.

ЕАПВ проверяет заявку на соответствие формальным требованиям и проводит по ней поиск. Заявка вместе с отчетом о поиске публикуется незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или с даты конвенционного приоритета. После опубликования заявки заявителю предоставляется временная правовая охрана в соответствии с национальным законодательством договаривающихся государств. В течение 6 месяцев с даты публикации отчета о поиске заявитель может подать ходатайство о проведении экспертизы. При этом должна быть уплачена пошлина за проведение экспертизы.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче патента принимаются от имени ЕАПВ коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками ведомства и, если иной порядок не принят единогласно Административным советом, гражданами различных договаривающихся государств. При несогласии с решением об отказе в выдаче патента заявитель в трехмесячный срок может, уплатив пошлину, подать возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией ЕАПВ. За выдачу патента ЕАПВ должна быть уплачена пошлина в течение 3 месяцев с даты получения заявителем уведомления о готовности ведомства выдать патент.

Для поддержания патента в силе уплачиваются ежегодные пошлины, причем для продолжения действия патента в каждом договаривающемся государстве патентовладелец должен указать название каждого из государств, в которых он желает продолжение действия патента. Размеры пошлин за поддержание патента в силе в отношении каждого Договаривающегося государства устанавливаются этим государством. Валюта, в которой должна быть уплачена пошлина за поддержание Патента в силе, устанавливается Административным советом. Пошлины за поддержание патента в силе уплачиваются ЕАПВ, причем одна часть пошлин остается в ЕАПВ, а другая передается национальному ведомству каждого из указанных договаривающихся государств.

Евразийское патентное ведомство начало прием заявок в январе 1996 г., и оценить численное соотношение этих заявок и заявок, подаваемых из стран СНГ и дальнего зарубежья, можно только в первом приближении. Однако ясно, что заинтересованность заявителей из дальнего зарубежья достаточно высока, поскольку необходимо подавать только одну заявку, не требуется перевода на официальные языки договаривающихся государств, нет необходимости оплаты услуг патентных поверенных в каждом из договаривающихся государств. Учитывая экономию на оплате услуг патентных поверенных и отсутствие необходимости оплаты переводов патента на несколько официальных языков стран СНГ, заявители из дальнего зарубежья получают существенную экономию средств при патентовании в соответствии с механизмом ЕАПВ в сравнений с патентованием изобретений в нескольких странах СНГ на основе национальной процедуры.

Для заявителей из договаривающихся государств ситуация с применением ЕАПК иная. К настоящему времени во всех странах СНГ приняты патентные законы и созданы государственные органы, ответственные за обеспечение охраны промышленной собственности С целью облегчения взаимного патентования между странами СНГ и в первую очередь между Россией и остальными странами СНГ заключен целый ряд соглашений в области промышленной собственности. Суть этих соглашений состоит в том, что заявки могут подаваться в договаривающиеся страны непосредственно заявителями (без посредства патентных поверенных), пошлины уплачиваются в национальной валюте и в размерах, предусмотренных для национальных заявителей. Кроме того, ряд государств СНГ (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) принимает заявки на русском языке. Поскольку пошлины для национальных заявителей, а следовательно, и для российских (в соответствии с названными соглашениями), весьма невысоки, при пач ентовании в трех-четырех странах СНГ экономически выгоднее использовать национальные процедуры, а не процедуру ЕАПК.

Для примера можно привести только некоторые цифры. Так, единая процедурная пошлина в соответствии с ЕАПК составляет 800 долл. США за одно изобретение, пошлина за экспертизу 800 долл. США и пошлина за выдачу патента 500 долл. США (в соответствии с проектом размеров пошлин). Итого, минимальные затраты на получение патента - 2100 долл. США. Анализ информации, приведенной в первых двух бюллетенях ЕАПВ, показывает, что из поданных непосредственно в ведомство 27 заявок только две заявки поданы из государств - участников ЕАПК (из России и Белоруссии). Можно предположить, что и в дальнейшем основной поток заявок будет поступать из стран дальнего зарубежья.

Вместе с тем следует учитывать, что физические лица, имеющие постоянное место жительства или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в котором уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения этого государства, составляет 3000 или менее долл. США, уплачивают пошлины по временному льготному тарифу. Льготным тарифом (20% сумм основных пошлин) пользуются граждане всех государств, являющихся в настоящее время членами ЕАПК. Следует еще раз подчеркнуть, что юридические лица из указанных государств льгот по уплате пошлин не имеют.

Таким образом, выбор процедуры патентования (ЕАПК или национальная процедура) должен делаться любым заявителем из стран СНГ только после сопоставительного анализа затрат на патентование.

Глава 4. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Введение

С товарными знаками мы сталкиваемся ежедневно, когда совершаем мелкие и крупные покупки, будь то пакет молока или автомобиль. Товарный знак представляет собой символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя. Товар одного и того же вида, например мыло, может производиться различными фирмами, причем каждая из них проставляет на этом продукте свой товарный знак. Потребители, руководствуясь этими знаками, делают покупки. Если ранее приобретенный ими товар полностью удовлетворил их, то повторно аналогичный продукт покупается, как правило, с запомнившимся товарным знаком. Совершенно необязательно, чтобы покупатель точно знал, кому принадлежит товарный знак. При покупке потребитель делает выбор между аналогичными по назначению товарами, производимыми фирмами-конкурентами, ориентируясь исключительно на товарный знак. Очевидно, что товарные знаки должны быть не только разными, но и отличаться друг от друга с первого взгляда, т.е. необходимо, чтобы они обладали высокими различительными свойствами.

История товарных знаков уходит в века и точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным. Однако примерно с 5000 г. до н. э. человечество начинает массовое по тем временам производство и продажу глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована первыми (из обнаруженных к настоящему времени) отчетливыми обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства.

Еще более широкое распространение получили товарные знаки в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара и потому ставил на него свое клеймо (товарный знак). Часто несколько ремесленников участвовали в производстве одного продукта, например, нож производился кузнецом, который ковал лезвие, плотником, который делал рукоятку, и кожевенником, изготовлявшим чехол. В этом случае каждый из них мог проставлять свое клеймо на результате своего труда.

Первый законодательный акт, касающийся товарных знаков, был принят английским парламентом в 1266 г. В соответствии с этим актом каждый пекарь обязан был проставлять свой знак на хлебе, чтобы, «если хлеб выпечен недостаточного веса, было известно, кто является виновным». Однако до начала промышленной революции товарные знаки имели довольно ограниченное применение, так как товары часто были трудноразличимыми, отпускались на вес из ящиков или сосудов.

С началом промышленной революции стала широко использоваться индивидуальная упаковка. Это дало возможность использовать товарные знаки как средство идентификации продукта и как средство рекламы. Примером широкого практического использования товарного знака, начиная с XIX в., является американская компания «Проктор энд Гембл». До 1880 г. мыло производилось дома или покупалось на вес. В магазине продавец по просьбе покупателя отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, поэтому качество мыла отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Проктор и Гембл выбрали для производимого ими мыла наименование «IVORY», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества и чистоты.

Товарные знаки выполняют три основные функции.

Первой функцией является идентификационная, обеспечивающая выделение товара среди других подобных и указывающая на источник его происхождения. Покупатель, приходя в магазин и покупая товар с предпочитаемым им товарным знаком, тем самым выбирает конкретного производителя среди конкурентов. Особенно велико значение этой функции сейчас, когда большинство магазинов в мире использует принцип самообслуживания и продавец в принципе не имеет возможности «навязать» тот или иной товар покупателю. Если бы не было идентификации, у производителя не было бы оснований гордиться своей продукцией, а у покупателя не было бы возможности винить конкретного производителя за плохое качество или, напротив, хвалить за высокое качество продукта. Без товарных знаков продукты становятся как бы анонимными, а анонимность в условиях конкуренции скорее приведет к ухудшению качества, чем к улучшению, поскольку за счет снижения затрат на производство, проводимых в ущерб качеству, можно повысить прибыль.

Второй функцией товарных знаков является донесение до потребителя информации о качестве продукта. Даже если товарный знак не гарантирует высокого качества, он гарантирует его стабильность. Кроме того, потребитель, привыкая к тому, что продукты, маркированные определенным товарным знаком, удовлетворяют его по качеству и цене, часто готов покупать и другие товары, снабженные тем же товарным знаком.

Третьей функцией товарного знака является рекламная функция. Товарный знак сам по себе может быть выполнен в виде этикетки товара или присутствовать на этикетке, проставляться на упаковке. С учетом этого обстоятельства упаковка товара становится четко выделяемой среди других и начинает нести функцию товарного знака, в том числе и рекламную.

Активная законотворческая деятельность по товарным знакам началась с середины XIX в. С 1857 по 1900 г. сначала во Франции, а затем еще в семи странах были приняты национальные законы, касающиеся товарных знаков. В 1883 г. одиннадцатью странами была подписана Парижская конвенция, содержащая основные международные нормы по товарным знакам. В настоящее время подготовлен международный документ, регламентирующий вопросы гармонизации законодательств по товарным знакам различных стран мира.

Наши рекомендации