Для преподавателей и курсантов 3 курса

факультета экономической безопасности

для подготовки к семинарским и практическим занятиям

И написания практикумов

ЧАСТЬ I

Москва

Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебно-методические материалы по специальности 03.05.01 «Юриспруденция» для подготовки к семинарским и практическим занятиям и написания практикумов. – М.: Московский университет МВД России. Часть I, 2011. 49 с.

Авторы:

Начальник кафедры предварительного расследования к.ю.н., доцент П. В. Фадеев; заместитель начальника кафедры предварительного расследования к.ю.н., доцент А. С. Есина; к.ю.н, доцент А. А. Орлова; профессор кафедры предварительного расследования к.ю.н., доцент, заслуженный юрист России М. В. Мешков; доцент кафедры предварительного расследования к.ю.н., доцент Н. В. Уханова; старший преподаватель кафедры предварительного расследования Т. П. Каратай; преподаватель кафедры предварительного расследования И. В. Титовец; преподаватель кафедры предварительного расследования Ж. Э. Аракелова.

Переработали:

преподаватель кафедры предварительного расследования У.В. Галкина.

Рецензенты:

Доцент кафедры предварительного расследования к.ю.н., доцент Н.В. Уханова.

Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры ________ ноября 2011 года, протокол № 3.

московский университет

МВД России, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование Страницы
1. Общие методические указания 4-7
2. Тематический план 8-9
3. Содержание практикума № 1 9-10
4. Содержание практикума № 2
5. Тема 1-2 10-12
6. Тема 3 12-14
7. Тема 4 14-16
8. Тема 5 16-20
9. Тема 6 20-24
10. Тема 7 24-28
11. Тема 8 28-32
12. Тема 9 32-36
13. Тема 10 36-40
14. Тема 11 40- 42
15. Тема 12 43-49
16. Тема 13 49-53
17. Приложение (образец титульного листа практикума)

Общие методические указания

С учетом объективной необходимости повышения качества образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности следователя особую актуальность приобретает прикладная направленность процесса обучения.

Следователи, приступая к выполнению своих служебных обязанностей, нередко испытывают трудности в комплексном использовании положений различных отраслей знания: уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, науки управления, психологии и других, и обнаруживают недостаток необходимых навыков их практического применения. Данное обстоятельство явилось одной из причин возникновения учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

Содержание предмета учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» определяет специфику организации и проведения учебных занятий, предполагает использование соответствующих форм, методов и средств обучения, позволяющих успешно формировать и совершенствовать профессионально-прикладные умения и навыки учащихся.

Предметом дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является предварительное следствие, понимаемое как урегулированная законом, скоординированная деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц (при самостоятельной организующей и направляющей роли следователя), осуществляемая в пределах компетенции каждого из них в рамках уголовного судопроизводства и имеющая целью расследование преступлений.

Особенностями организации учебного процесса являются:

метод формирования интегрированных тем учебных занятий, включающих в себя нормативно-правовые, теоретические и практические аспекты темы, подлежащей рассмотрению в рамках учебного занятия;

системный подход к формированию тематики учебных занятий, при котором каждая последующая тема занятий логически увязана с предыдущей, а все они в целом выстроены с учетом единой фабулы учебного уголовного дела (практикума), в контексте которого рассматриваются изучаемые проблемы и выполняются практические задания;

обязательное выполнение практических заданий в письменном виде, предполагающее приобретение учащимися необходимых навыков работы со служебными документами вообще и с процессуальными документами в частности, т.е. навыков по их составлению, оценке правильности их формы и содержания; пониманию их юридического значения; формирования у учащихся целостного представления о системе процессуальных документов в уголовном судопроизводстве и ее значении.

Проведение учебных занятий на основе моделирования конкретных следственных ситуаций позволяет учащимся почувствовать себя в роли следователей и, таким образом, в определенной мере адаптироваться к условиям профессиональной деятельности: приобрести необходимые профессиональные умения и навыки по организации расследования преступлений, проведению следственных и иных процессуальных действий, принятию процессуальных решений, составле­нию процессуальных и служебных документов.

В учебном плане и рабочей программе по данной дисциплине предусмотрены такие наиболее распространенные формы занятий, как:

лекции;

семинары;

практические занятия (разновидностью которых являются ролевые игры и следственные учения);

консультации;

самостоятельная работа;

занятия по освоению информационных технологий, программных продуктов, в том числе автоматизированных рабочих мест следователя и руководителя, информационно-поисковых систем, контрольно-обучающих алгоритмов и другие;

практикум по специализации.

Тематика лекционного материала сформирована с учетом предмета и задач учебной дисциплины.

Семинары, являясь классической формой теоретического обучения, применяются для освоения наиболее сложных тем учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». Как правило, семинарские занятия согласуются с проблематикой лекции, но не дублируют ее тему и вопросы, цель их - детально рассмотреть суть и содержание проблемы, максимально приближая процесс обучения к потребностям правоприменительной практики.

Основными задачами практического обучения являются:

совершенствование и комплексное использование учащимися теоретических знаний по криминали­стике, уголовному праву, уголовному процессу, оперативно-розыскной деятельности, науч­ной организации труда следователя и другим учебным дисциплинам при анализе специально моделируемых следственных ситуаций, решении практических задач и документальном оформлении соответствующих действий и решений участников уголовного процесса;

выработка у обучаемых необходимых умений и навыков по вопросам организации расследования преступлений;

формирование у курсантов и слушателей интереса к профессии следователя.

В зависимости от целей конкретного практического занятия, места проведения занятия, наличия необходимой специальной и криминалистической техники и оборудования, избираются следующие его виды:

аудиторные практические занятия;

практические занятия в специально оборудованных классах и кабинетах;

практические занятия на специальных (следственно-криминалистических) полигонах.

Могут быть избраны и другие виды практических занятий.

Особенностью практических занятий, возможных в рамках учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел», является то, что при их проведении может быть использовано значительное количество методов обучения, применяемых в педагогическом процессе и способствующих достижению поставленных целей, решению конкретной задачи и анализу следственной ситуации.

К числу методов обучения необходимо отнести следующие:

анализ специально моделируемой следственной ситуации;

демонстрацию учебных материалов, видеофильмов (видеоматериалов) о производстве процессуальных действий;

решение практических задач, требующих анализа конкретных следственных ситуаций;

работу с процессуальными и иными служебными документами следователя, архивными уголовными делами;

изучение опубликованной следственной и судебной практики;

применение контрольно-обучающих программ и автоматизированных информационных систем органов предварительного следствия;

применение ролевых игр и следственных учений;

решение тестовых заданий (тестирование).

Как показывает опыт, эффективность практических занятий существенно повышается, если в процессе их проведения одновременно комплексно применяются несколько вышеуказанных методов. При проведении комплексного практического занятия одни методы обучения могут применяться в определенной последовательности, сменяя друг друга; другие необходимы только по определенным темам; третьи используются одновременно, дополняя друг друга. При этом следует помнить, что практические занятия в аудитории не заменяют, а дополняют такие формы практического обучения, как упражнение, ролевая игра или следственное учение, проводимые на условном месте происшествия или специальном криминалистическом полигоне.

Использование различных методов обучения дает возможность преподавателю разнообразить педагогический процесс, усилить наглядность учебного материала и практическую направленность учебных занятий, вызвать у обучаемых совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки.

В целом обучение учащихся включает в себя:

изучение, анализ и обсуждение практических ситуаций и процессуальных документов с точки зрения их законности, обоснованности, мотивированности и иных критериев качества;

анализ документов в целях определения уголовно-правовой квалификации совершенного деяния, перечня криминалистических и процессуальных действий, необходимых в предлагаемой ситуации;

работу по составлению процессуальных документов по теме практического занятия;

обсуждение составленных документов, выявление и исправление ошибок и недостатков.

В процессе обучения учащиеся обязаны подготовить два практикума, которые составляются на практических занятиях и в часы, отведенные для самостоятельной работы (образец оформления титульного листа практикума см. в приложении).

Практикумы являются обязательным условием допуска к зачету. Итоговой формой контроля знаний курсантов по изучению дисциплины в 7-м семестре является зачет.

Помимо заданий, которые входят в состав практикумов, учебно-методическими материалами предусмотрены и другие письменные задания, которые курсанты должны выполнять в тетрадях или на отдельных листах (по их усмотрению), с целью самостоятельного закрепления навыков по составлению процессуальных документов.

Задания, которые не предусматривают составления документов, могут выполняться как устно, так и письменно, по усмотрению курсантов (например, задания, где требуется оценить действия следователя).

тематический план

по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД»

для курсантов 3 курса факультета экономической безопасности

во 2 полугодии 2011/2012 учебного года

№ темы Название темы Всего В том числе Примечание
Лекции Семинары Практич. занятия Деловые игры Контр. работы  
Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел»        
История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в современной России        
Нравственные начала в деятельности следователя. Следственная этика        
Научная организация труда следователя. Планирование и учет в работе следователя        
Взаимодействие следователя с органами дознания      
Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором      
Правовые отношения следователя с судом (судьей)      
Правовые отношения следователя с адвокатом      
Взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств      
Государственная защита свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса      
Реабилитация      
Деятельность следователя на этапе возбуждения уголовного дела      
Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования      
  Практикум              
  ВСЕГО:    
  Зачет              

Содержание практикума № 1

По теме 5:

1) поручение органу дознания проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного (практическая ситуация № 2);

2) поручение органу дознания проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного (практическая ситуация № 3).

По теме 6:

1) постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (практическая ситуация № 2);

По теме 7:

1) постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Г.Н. Самарина (практическая ситуация № 1).

2) постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении обыска в жилище Р.Ю. Тагирова (практическая ситуация № 2).

По теме 8:

2) постановление об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого В.И. Васильева (практическая ситуация № 3);

По теме 9:

1) план действий следователя по исполнению запроса о И.Б. Туркиной (практическая ситуация № 1);

2) запрос об оказании правовой помощи о получении характеризующих данных на гражданина Украины (практическая ситуация № 3);

По теме 10:

1) постановление о сохранении в тайне данных о личности (практическая ситуация № 1);

3) постановление о применении мер безопасности в отношении обвиняемого (практическая ситуация № 2);

По теме 11:

1) постановление о прекращении уголовного преследования в отношении В.С. Голикова с признанием права на реабилитацию (практическая ситуация № 2).

Содержание практикума № 2

По теме 12

1) протокол принятия устного заявления;

2) протокол осмотра места происшествия;

3) объяснение;

4) постановление о возбуждении уголовного дела.

5) Заполнить статистическую карточку ф. № 1

По теме 13

1) план расследования;

2) постановление о признании лица в качестве потерпевшего;

3) план допроса потерпевшего;

4) протокол допроса потерпевшего;

Темы 1-2

Предмет, система и задачи учебной дисциплины

«Предварительное след­ствие в органах внутренних дел».

История развития органов предварительного следствия в России.

Организация предварительного следствия в системе МВД России

Цель занятия: уяснение теоретических положений, определяющих предмет, систему и задачи учебной дисциплины «Предварительное след­ствие в органах внутренних дел», а также касающихся истории и организации предварительного следствия в России.

Семинар – 2 часа

Вопросы для рассмотрения

1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

2. Связь учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» с дру­гими дисциплинами и науками.

3. Предварительное следствие в России до 1917 года.

4. Предварительное следствие в России после 1917 года.

5. Организация предварительного следствия в системе МВД России.

Методические рекомендации

Для подготовки курсантов к семинарскому занятию по 1-й и 2-й темам преподаватель предлагает им ознакомиться с вопросами занятия, предназначенными для рассмотрения в ходе аудиторного занятия, а также для самостоятельной работы. Вопросы для самостоятельной работы могут стать темами для докладов отдельных курсантов (по их желанию).

При подготовке к занятию курсанты должны изучить текст лекции и рекомендованные им на лекции нормы закона и подзаконные правовые акты. Подготовка к занятию предполагает знакомство с содержанием настоящих учебно-методических рекомендаций, включая тематический план, с учебной и научной литературой, перечень которой дан в учебно-методических рекомендациях. Кроме того, при подготовке к ответу на второй вопрос курсантам рекомендуется воспользоваться знаниями, приобретенными ими в ходе изучения дисциплин: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность и других.

Для закрепления учебного материала преподавателем могут быть даны задания по составлению схем:

взаимосвязи дисциплин, необходимых для изучения дисциплины «Предварительное следствие в ОВД»;

структуры органов предварительного следствия.

Данные схемы могут быть составлены как в ходе аудиторного занятия, так и во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – 6 часов

Вопросы для рассмотрения

1. Организация предварительного расследования в России до Царского Указа от 08 июня 1860 года.

2. Предварительное следствие в период с 1860 г. до 1917 г.

3. Следственные органы России в первой половине ХХ века.

4. Образование и развитие следственного аппарата МВД СССР и России.

5. Образование Следственного комитета Российской Федерации.

6. Структура Следственного департамента МВД России.

Методические рекомендации

При рассмотрении первых четырех вопросов следует иметь в виду, что до Царского Указа от 08 июня 1860 года органы предварительного расследования не были разделены на предварительное следствие и дознание. В период с 1860 до 1917 годы в Российской Империи существовал единый следственный аппарат, а после 1917 года в нашем государстве начинает господствовать принцип параллельного существования нескольких следственных аппаратов, который продолжает существовать и до настоящего времени.

Для изучения пятого вопроса необходимо ознакомиться с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ и Указом Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» от 14 января 2011 года № 38.

Перед тем, как рассматривать структуру Следственного департамента МВД России, необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами. При этом следует обратить внимание на функции входящих в Департамент подразделений.

Нормативные правовые акты и литература

Федеральный закон РФ «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ// Российская газета от 30 декабря 2010 года.

Указ Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» от 14 января 2011 года № 38// Российская газета от 17 января 2011 года.

Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 01 марта 2011 года № 248// Российская газета от 02 марта 2011 года.

Деришев Ю. В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998.

Копылов И. А. Предмет, система и задачи учебного курса «Предварительное следствие в органах внутренних дел»: Лекция. Волгоград: ВА МВД России, 2002.

Смирнов П. В., Шендяпин И. М. История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в структуре правоохранительных органов Российской Федерации // Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. М. В. Мешкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 11-34.

Тема 3

Наши рекомендации