Межгосударственные соглашения
Источники административного права внутриорганизационного характера
Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов).
21. Исполнительная власть. основные функции исполнительной власти
Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.
Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:
- исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
- «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;
- социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
- функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
- регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
- нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
- охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.
22.Понятие и виды административного принуждения.
АПр- это осуществляемое в случае и порядке, предусмотренных адм законодательством, деятельность гос органов (и в отдельных случаях органов местного самоуправления), и их должностных лиц, по предупреждению, пресечению адм правонарушений, причинения др вреда интересам гос-ва, общества, граждан, а также по привлечению к адм ответственности виновных лиц.
Признаки АПр:
1)Это деятельность либо самих органов исполн власти и их должностных лиц, либо др органов (в частности судов), которые обеспечивают выполнение функций исполнительной власти. Эта деятельность регулируется адм законодательством;
2)Любая деятельность органов исполн власти так ли иначе носит принудительный характер. Специфика собственно АПр заключается в том, что оно связано всегда с определенными дополнительными обременениями или ограничениями для тех, на кого оно распространяется (дополнительными в сравнение с обычным их функционированием).
Здесь либо происходит ограничение прав, либо возложение дополн обязанностей. Происходит это вне зависимости от их воли и желания;
3)Цели АПр:
предупреждение, пресечение правонарушений или причинение др вреда публичным интересам, а также привлечение к адм ответственности за адм правонарушение. Т.е. принуждение всегда связано с негативными явлениями. Негативные моменты- это не только правонарушения (потенциальные или реальные), но и явления иного характера (война, катастрофа, эпидемия, др, ЧП и их режимы);
4)Множественность субъектов, обладающих правом применение мер АПр: как правило, органы исполн власти (наиболее концентрированно АПр выражено в силовых органах), органы местного самоупр, суды и судьи, особые органы юрисдикционного характера (адм комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних).
5)Субъекты, на которых распространяются меры АПр- юр и физ лица (субъекты, внешние по отношению к исполн власти).
Гос служащие не могут быть привлечены к мерам АПр (в том случае если он исполняет свои обязанности)
Вопрос 2: Виды мер АПр.
I.В зависимости от их целевой направленности (нет определенной квалификации):
1)Адм предупреждение- мера, направленная на предотвращение будущих правонарушений или причинение какого-либо иного вреда публичным интересам
Возможны две трактовки данного понятия:
-В широком смысле- любая форма адм деятельности может подвергаться мерам адм предупреждения.
-В узком смысле, адм предупреждение- это те меры, которые носят исключительный характер и выражаются в дополнительном обременение.
Основная мера адм предупреждения- гос контроль.
Меры более частого характера: проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, вынесение представлений об исключении условий, способствующих совершению правонарушение.
Целый комплекс мер предупреждения связан с предотвращением вреда, вызванного эпидемиями, стихийными бедствиями и др чрезвычайными ситуациями (ФКЗ «О ЧП», «О военном положение» и д.р.).
2)Адм пресечение- мера, имеющая дело с уже совершенными правонарушениями или уже имеющим место причинением вреда граждан и обществу в целом.
Часто мера пресечения позволяет предупредить совершение др правонарушения в будущем и по сути может одновременно являться предупреждением.
Основная форма пресечения- представление об устранение нарушений законодательства (о прекращении противоправной деятельности).
Пр: Предупреждение о ненадлежащем исполнение бюджета.
Другие меры6 приостановление или аннулирование спец разрешения (прежде всего лицензии). Деятельность прекращается полностью.
(Важно знать ФЗ «О милиции»).
Некоторые законодательные акты в исключительных случаях предусматривают приостановление деятельности организации (ФЗ «о защите прав и интересов…» приостанавливает деятельность организаций, действующей в сфере инвестиций).
Меры о налоговом администрировании: мера пресечения- принудительное взыскание налога (с юр лиц- во вне судебном порядке).
В бюджетном администрировании- изъятие бюджетных средств, используемых не по назначению.
3)Адм ответственность. Данные меры строго формализованы: это адм наказание за адм правонарушения, указанные в КоАП.
4) (Не всегда выделяются как самостоятельные). Меры обеспечения производства по делам об адм правонарушениях (урегулированные в КоАП).
Смысл мер: нормальное, качественное производство по делам об адм правонарушении. Но многие из мер являются и мерами адм принуждения и мерами адм пресечения.
Пр.: задержание на срок не более 3-х часов, изъятие орудия преступления, арест имущества, задержание транспортного средства.
5) (Выделяются не всеми). Меры адм восстановления- меры, направленные на компенсацию вреда, причиненного, как правило, противоправным деянием публ характера.
Пр.: начисление и взыскание пени в связи с неуплатой налога или нецелевом использовании бюджетных средств (пеня- проценты, на которые неосновательно обогатился правонарушитель и на которые рассчитывало гос-во; размер пени- 1/300 учетной ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки). Пеня взыскивается в адм порядке с юр лиц, с физ лиц- в судебном порядке.
Пеня занимает место между взысканием налога и налоговым штрафом.
23.Административное правонарушение.
дминистративное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определениеадминистративное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. -Этопротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
1. Деяние- это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.
2.Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.
3.Бездействие— это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
4.Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права
5.Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.
6.Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.
7.Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.
Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.
Под составом административного правонарушения -это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Состав административного правонарушения:
-объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
-объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
-субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
-субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.
Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.
Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).
По особенностям конструкции различаются: 1.материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ); 2.формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.
В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).
24.Гражданская дееспособность и правоспособность.
Понятие и содержание гражданской правоспособности
Чтобы участвовать в гражданском обороте граждане должны обладать гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью. Именно через эти категории раскрывается правовое положение физических лиц.
Гражданская правоспособность — это признаваемая правом способность иметь гражданские права и нести обязанности. Другими словами, гражданская правоспособность — это способность лица быть носителем гражданских прав и обязанностей.
Она присуща человеку как социальному существу и не зависит от его Возраста, умственных способностей, состояния здоровья, образования, Расы, вероисповедания, образования, пола и т. д. Гражданская правоспособность признается равной за всеми гражданами России. Она неотчуждаема: сделки, направленные на ограничение гражданской правоспособности ничтожны (п. 3 ст. 22 ГК РФ). Исключения возможны на основании закона и лишь в строго определенных случаях (например, недопустимость коммерческой деятельности для государственных служащих – лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность как санкция за совершение преступления).
Гражданская правоспособность возникает в момент рождения и прекращается вместе со смертью.
Содержание гражданской правоспособности включает в себя широкий круг прав:
- иметь имущество на праве собственности,
- наследовать и завещать имущество,
- заниматься предпринимательской и любой другой, не запрещенной законом, деятельностью,
- создавать юридические лица,
- совершать любые сделки и участвовать в обязательствах,
- избирать место жительства,
- иметь авторские и иные, охраняемые законом, права на результаты интеллектуальной деятельности,
- иметь другие права.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства (апатридам) предоставляется национальный режим в наличии, приобретении и осуществлении гражданских прав и обязанностей, т. е. по общему правилу, правоспособность указанных субъектов приравнена к ГП российских граждан. Имеют место две группы исключений:
1. В целях государственной и общественной безопасности могут законом РФ ограничиваться права. Например, запрещено иностранным гражданам занимать государственные должности; быть в составе экипажа морских и воздушных судов и т. д. 2. В порядке реторсии, т.е. ответной меры на действия других государств по ограничению правоспособности российских граждан на своей территории.
Понятие и содержание гражданской дееспособности
Гражданская дееспособность — это способность своими действиями вызывать правовое воздействие, в особенности приобретать права и создавать обязанности. К примеру, гражданская дееспособность предоставляет возможность посредством своих действий заключать сделки; возможность нести ответственность за неправомерные действия, за причинение вреда физическому лицу либо ущерба чужому имуществу, нести ответственность за нарушение обязательства и т. д.
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме:
а) с достижением возраста 18 лет (с момента совершеннолетия);
б) со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
в) при объявлении органами опеки и попечительства или суда несовершеннолетнего эмансипированным (полностью дееспособным). Эмансипарованным может быть объявлен несовершеннолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).
По общему правилу, гражданская дееспособность не может быть ограничена. Ограничение гражданской дееспособности возможно только по решению суда в двух случаях (ст. 29, 30 ГК РФ):
1. По причине психического расстройства, когда гражданин не понимает значение своих действий или не может руководить ими. Над таким физическим лицом устанавливается опека, и сделки от его имени производит опекун.
2. Если гражданин вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение. В данном случае над лицом устанавливается попечительство. Ограничение гражданской дееспособности выражается, главным образом, в том, что лишь с одобрения попечителя ограниченно дееспособное лицо может совершать сделки (за исключением мелких бытовых), получать доходы и распоряжаться ими.
25.Предмет ,понятие и методы уголовного права РФ.
уголовное право — это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно-право- вых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.
Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.
Как отрасль юридической науки уголовное право — это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.
Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право».
Предмет уголовного права
Объективно существующие особенности отдельных видов общественных отношений, лежащие в основе деления системы права на отрасли, а также социальное назначение уголовного права и стоящие перед ним задачи определяют особенности его предмета и методов как самостоятельной отрасли российского права.Предмет в уголовном праве — это то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами — будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет«двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя:предмет уголовно-правовой охраны ипредмет уголовно-правового регулирования.
Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения — наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.
Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:
§ отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;
§ отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.
Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции. В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.
Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.
Методы уголовного права
Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы.Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.
Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права.Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательствапредставляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:
§ правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);
§ правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).
Методы уголовно-правовой охраны - это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.
Методы уголовно-правового регулирования - это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном правереализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.
Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.
Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, анализ материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.
Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы).