Место и роль медицинского права в системе законодательства РФ.
В настоящее время в России и во всем мире все яснее осознается важность взаимоотношения: медицина и право.
Знание законов, уважение к ним — необходимая предпосылка их точного соблюдения, одного из основных условий профилактики правонарушений. Практика свидетельствует, что чем выше уровень юридической культуры медицинского работника, тем лучше он разбирается в основных нормах права и неукоснительно выполняет предписания закона.
Реформирование системы охраны здоровья граждан в России, медицинское страхование породили сложные медико-правовые проблемы, требующие высокой правовой компетенции медицинских работников. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, регулируются целым рядом отраслей права, а нормы права прямо или косвенно связаны с охраной здоровья населения. Однако медицинская деятельность регулируется и подзаконными актами: приказами, инструкциями, положениями, разъяснениями Министерства здравоохранения
и социального развития РФ, — что приводит к необходимости формирования такой отрасли права, как медицинское право.
Понятие медицинского права дано академиком РАМН Ю.Л. Шевченко. Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении
санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.
Система медицинского права включает в себя лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические нормы, а также нормативные правовые акты, регламентирующие медицинскую и фармацевтическую деятельность в сфере здравоохранения.
Знание медицинским работником основ медицинского права позволяет ему правильно ориентироваться в определенных жизненных ситуациях и при выполнении профессионального долга. С ростом общественного правосознания растет количество обращений пациентов в судебные органы
за защитой своих нарушенных прав и, как правило, с возмещением морального вреда в денежном выражении.
Академик РАМН Ю. Д. Сергеев (1997) отмечает, что пути развития здравоохранения в России в последнее время сопровождаются мощной волной законотворчества в области медицины и повышением общественного интереса к правовым нормам, регламентирующим медицинскую деятельность.
Анализ судебной практики показывает, что в условиях развития обязательного медицинского страхования (ОМС) и активизации движения за права потребителей, с одной стороны, и производителей — с другой, отмечается резкий рост случаев обращения пациентов в судебные органы
и региональные общества защиты прав потребителей с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
Обращения в судебные инстанции могут инициироваться и страховыми организациями в процессе становления системы контроля качества медицинских услуг по результатам вневедомственной экспертизы. В России уже предъявлено достаточное количество исков в судебные органы; многие из них уже удовлетворены в интересах пациентов.
В подобных условиях становится очевидным, что медицинские учреждения очень часто нуждаются в юридической защите с точки зрения четкой правовой регламентации. Это выгодно и пациенту, и врачу, постоянно принимающему большое количество мгновенных, ситуационных решений,
например, во время операций, несущему при этом огромный груз ответственности и моральной, и материальной, и, несомненно, юридической.
Представители других профессий в правовом плане более защищены, нежели медики. Вряд ли кто может вспомнить об ответственности, скажем, юриста-законодателя за не то что неэффективный, а даже оказавшийся губительным для государства и общества закон.
Особая связь медицины с правом и особая значимость и ценность информации обо всем, так или иначе относящемся к медико-правовым вопросам, взаимоотношения пациента и медика, их права, обязанности, взаимные претензии — специфическая медицинская проблема.
Академик РАМН О. П. Щепин (1995) с соавторами подчеркивают
острейшую необходимость сохранения здоровья нации, что в настоящее время требует скорейшей разработки продуманной и обоснованной, ответственной государственной политики в области охраны здоровья, в целях правовой регламентации организационных, структурных, финансовых
и экономических принципов функционирования системы здравоохранения на федеральном, региональном и местном уровнях. Россия нуждается в последовательном эволюционном правовом реформировании всей системы
здравоохранения с сохранением имеющихся положительных характеристик и выявлением механизмов ее адаптации к изменившимся правовым и социально-экономическим условиям.