Органы исполнения наказаний.
После войны вышла директива МВДСССР по вопросу улучшения условий заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях. В ней подчеркивалось, что их «содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание… должно соответствовать основным принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства». В этой связи усиливался прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ, которая по материалам проводимых проверок обязывалась сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и в соответствующую прокуратуру.
Трудности, сложившиеся с обеспечением заключенных продовольствием и вещевым имуществом заставили Совет МинистровСССР принять важное решение: заключенным, которые отбывали наказание на Севере, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане теперь разрешалось получать без ограничения продуктовые и вещевые посылки и передачи, в том числе и лицам, осужденным на каторжные работы в период их содержания на пересыльных пунктах.
В 1947 году была введена в действие «Инструкция по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР». Она не только восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режим), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказаний. Так, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии 1/3 срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей режима направляли на срок до 3 месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт, имевшийся в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК.
Инструкция предусматривала раздельное содержание четырех категорий осужденных: за преступления контрреволюционного порядка, бандитизм. В отличие от довоенного времени всем осужденным гарантировалось право на свидание с родственниками. На общем режиме число свиданий не ограничивалось. Вводились и некоторые другие правила, в определенной мере смягчавшие положение осужденных.
Вместе с тем Инструкция содержала ряд ошибочных положений. Так, в штрафных лагерных пунктах (колониях) предусматривалось совместное содержание переведенных с разных видов режима нарушителей установленного порядка в ИТУ и лиц, совершивших уголовные преступления, в том числе и тяжкие, что не могло способствовать их исправлению.
Число осужденных в лагерях по состоянию на 1 января 1946 года составило 600 897 человек. Однако прогнозы на дальнейшее снижение численности оказались несостоятельными. Этому были свои причины.
Рост уголовной и политической преступности происходил в основном за счет населения республик и областей, находившихся в оккупации. Этому способствовала ликвидация националистических бандитских формирований в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтийских республиках. Значительное количество активных пособников гитлеровцев «растеклось» по стране. Пытаясь скрыть свое прошлое, многие из них предпочитали быть осужденными за уголовные преступления.
На увеличение количества и изменение качественного состава заключенных оказали влияние миграция населения (возвращение эвакуированных, демобилизованных, репатриантов), наличие у граждан большого количества огнестрельного оружия, детская беспризорность и безнадзорность.
Свою роль сыграло и изменившееся уголовное законодательство, особенно указы 1947 года: «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан». Применение этих законодательных актов привело к увеличению числа осужденных, особенно на сроки от 10 до 25 лет. К концу 40-х годов подавляющее большинство из них содержалось за совершение уголовных преступлений.
В июле 1949 года было утверждено новое Положение о Главном управлении лагерей, в котором поставленные задачи требовали направления основных средств исправительно-трудового воздействия на перевоспитание заключенных. Пересматривалась также вся нормативная базы, регулирующая деятельность администрации ИТУ.
Отмена смертной казни в стране существенным образом повлияла на осложнение обстановки в местах лишения свободы. К «войнам» между воровскими группировками заключенных различной окраски добавились массовые вооруженные побеги с нападением на охрану и ее разоружением. В связи с этим в феврале 1948 года Совет Министров СССР принял постановление «Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников». Вслед за этим МВД СССР приняло решение об организации особых тюрем (Владимирская, Александровская, Верхнеуральская), предназначенных для содержания шпионов, диверсантов, националистов, белоэмигрантов, а также лиц, считавшихся троцкистами, правыми, меньшевиками, эсерами, анархистами, участниками других антисоветских организаций и групп.
16 марта этого же года принимается совместное решение МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР «Об организации особых лагерей и тюрем МВД для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении последних после отбытия наказания в ссылку на поселение под надзор органов МГБ». Для размещения спецконтингента на базе существующих ИТЛ было создано пять особых лагерей: Минеральный, Горный, Дубравный, Степной и Береговой.
В декабре 1948 года было принято решение и об организации специальных лагерных подразделений строгого режима в ИТЛ и УИТЛК МВД-УВД, предназначенных для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления. Сюда подлежали направлению осужденные за бандитизм, вооруженный грабеж, неоднократно судимые.
Практика показывала, что значительный рост численности осужденных сводил на нет усилия администрации ИТЛ по улучшению быта, досуга, медицинского обслуживания, режима, трудового использования, воспитательной работы. Материально-бытовое положение заключенных осложнялось внутрисоюзными перебросками их с одних производственных объектов на другие. Создание бытовых условий отставало от решения производственных задач. К тому времени, когда создавались нормальные жилищные условия, заканчивалось строительство и осужденных вывозили на новые объекты, где все приходилось создавать заново.
Введение в 1947 году системы зачета рабочих дней в срок отбытого наказания в отдельных ИТЛ в значительной степени способствовало повышению производительности труда заключенных, но полностью проблемы не решало. Требовалось добиться включения каждого заключенного в трудовые процессы, а для этого следовало изыскать новые возможности стимулирования их труда. В 1950 году Советом Министров СССР было принято Постановления об оплате труда заключенных, за исключением приговоренных к каторжным работам.
Оплата труда вводилась исходя из пониженных тарифных ставок и должностных окладов, с применением сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем, установленных для рабочих и служащих соответствующих отраслей. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания заключенного, иски по исполнительным листам, алиментам и т.д., но не менее 10 процентов (гарантированный минимум) должно было оставаться в его распоряжении.
Постановлением предусматривалась организация торговой сети и общественного питания для заключенных, предоставление хорошо работающим за плату возможности приобретать в буфетах, столовых продукты питания сверх гарантированных норм. Устанавливалась повышенная оплата труда бригадирам.
В 1953 году произошло массовое освобождение осужденных за уголовные преступления по амнистии, объявленной Указом ПВС СССР от 27 марта 1953 года. Следует отметить, что в силу ряда причин не были предусмотрены меры по нейтрализации отрицательных последствий, которые свойственны каждой амнистии. Часть освобожденных не имела места жительства, утратила социальные связи с родственниками. Вопросы трудового и бытового устройства заранее не решались. Некоторые из амнистированных, оказавшись на свободе и не получая помощи от государственных органов в решении социально-бытовых и трудовых вопросов, не имея средств к существованию на первое время после освобождения, вновь становились на путь совершения преступлений.
12 июня 1953 года Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым ГУЛАГ был выведен из подчинения МВД и вошел в состав Министерства юстиции. В союзных и автономных республиках, краях и областях управления исправительно-трудовых лагерей и колоний и отделы исправительно-трудовых колоний включались в состав министерств и управлений юстиции в качестве их структурных подразделений. Вскоре практика показала ошибочность принятого решения, и поэтому постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1954 года они были возвращены в систему МВД СССР.
Мероприятия 1953 – 1954 гг. имели ряд отрицательных последствий, непосредственно касающихся ИТУ. В связи с перемещением оставшихся в заключении лиц и ликвидацией многих лагерей и колоний увеличилась концентрация осужденных за наиболее опасные преступления; активизировали преступную деятельность лица, к которым амнистия не была применена. За то время, когда места лишения свободы находились в составе Министерства юстицииСССР, десятки тысяч квалифицированных сотрудников ИТУ перешли на работу в другие ведомства, что негативно сказалось на кадровом составе сотрудников мест заключения.
В июле 1954 года было введено в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВДСССР. В этом правовом акте в качестве основной задачи исправительно-трудовых учреждений, наряду с исправлением и перевоспитанием заключенных, признавалось создание условий, исключающих возможность совершения осужденными преступлений.
К середине 1956 года в лагерных подразделениях общего режима все еще находилось свыше тысячи воров-рецидивистов. В августе коллегия МВДСССР специально рассматривала этот вопрос и приняла решение о вывозе заключенных этой категории в созданные для этих целей тюрьмы с расчетом образования на их базе подразделений строгого режима с собственным производством.
В дальнейшем совершенствовании деятельности ИТУ принципиальное значение имело постановление ЦК КПСС и Совета МинистровСССР от 25 октября 1956 года. Его основными требованиями являлись:
- ликвидация исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих решения задачи исправления и перевоспитания заключенных;
- укрепление воспитательных аппаратов за счет введения в ИТУ должностей начальников отрядов, которые стали играть решающую роль в перевоспитании заключенных;
- принятие решительных мер по разложению уголовно-бандитствующих группировок из числа заключенных, мешавших созданию нормальных условий для реализации воспитательного процесса;
- создание собственной производственной базы, необходимой для трудового использования осужденных;
- широкое привлечение общественности к участию в реализации исправительно-трудовой политики.
В период с 1954-го по 1958 год был издан ряд правовых актов, в которых нашли отражение произошедшие изменения в деятельности ИТУ. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР (1958 г.) и принятые тогда же Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик оказали заметное влияние на укрепление законности в работе ИТУ. Ограничивались функции администрации по досрочному и условно-досрочному освобождению заключенных. Решение этих вопросов стало компетенцией суда. Только суду предоставлялось право перевода заключенных при определенных условиях из колонии в тюрьму, из тюрьмы в колонию. Он же назначал подсудимому вид лишения свободы, а администрация ИТУ определяла конкретную колонию, в которой заключенному предстояло отбывать наказание.
Основы уголовного законодательства СоюзаССР и союзных республик (1958 г.) возродили практику максимальной экономии кары при определении меры наказания. Только за особо тяжкие преступления допускалось лишение свободы на срок до 15 лет. Это принципиально важное изменение в карательной политике указывало на усиление гуманных, воспитательных начал.
Принятие уголовных кодексов союзных республик с изменением санкций по составу ряда преступлений в меньшую сторону фактически привело к освобождению всех ранее осужденных на срок свыше 15 лет, если они его уже отбыли.
По иному законодатель подошел к вопросу о досрочном освобождении. В зависимости от совершенного преступления осужденные могли освобождаться условно-досрочно по истечении 1/2 или 1/3 установленного срока наказания.
Таким образом, в последующие годы в исправительно-трудовые учреждения должны были поступать лица, приговоренные, как правило, на срок не более 10 лет. Перед практическими работниками ИТУ встала задача интенсификации воспитательных воздействий на заключенных с учетом изменившихся сроков наказания.
Взятый в конце 50-х годов курс на ликвидацию исправительно-трудовых лагерей заставил местные советские органы союзных республик более энергично повести работу по открытию ИТК.
Начало 60-х годов характеризовалось принятием новых мер по совершенствованию исправительно-трудовой политики на основе постановления ЦК КПСС и Совета МинистровСССР,принятого 3 апреля 1961 года, одобрившего примерное Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД союзных республик. На основе данного постановления решались такие принципиально важные вопросы, как предоставление республикам права самостоятельно регулировать карательно-воспитательный процесс с учетом национальных особенностей, введение новой системы ИТУ, нацеленной на более углубленную дифференциацию контингента осужденных, ликвидацию необоснованных излишеств в условиях содержания правонарушителей и другие.
В 1961 году было положено начало экспериментальной работе в ИТУ (Вологодский эксперимент): созданию колоний-поселений, развитию сети спецкомендатур через направление осужденных на стройки народного хозяйства.
Нормативные акты в целях раздельного содержания разных по степени общественной опасности категорий осужденных и дифференцированного на них воздействия предусматривали создание колоний четырех видов режима: общего, усиленного, строгого и особого. Тюрьмы как места лишения свободы хотя и сохранялись, но только для осужденных, нуждавшихся в особо строгой изоляции. С принятием этих положений ликвидировался один из основных недостатков прежнего распределения осужденных по видам режима - совместное содержание впервые осужденных и неоднократно судимых.
Условия содержания осужденных в зависимости от их исправления изменялись в лучшую сторону в пределах одной колонии: при хорошем поведении, по отбытии половины срока наказания. Это позволяло администрации ИТК создавать работоспособные коллективы осужденных, укреплять самодеятельные организации, вести более углубленное индивидуальное изучение личности и тем самым обеспечить правильный воспитательный подход к каждомуизних.
На дальнейшей деятельности исправительно-трудовых учреждений сказалась принятая на XXII съезде партии новая программа КПСС. В ней указывалось, что «пока имеются проявления преступности, необходимо применять строгие меры наказания к лицам, совершающим опасные для общества преступления». Отсюда ставилась задача усиления борьбы с опасными преступлениями и применения за их совершение строгих мер уголовного наказания.
Вместе с тем некоторые из положений программы не выдержали проверку временем, так как в них были элементы отрыва от реальности, забегания вперед. Так, тезис программы о том, что «в обществе, строящем коммунизм, не должно быть места правонарушениям и преступности», по существу был левацким отступлением от марксизма–ленинизма, ориентировал общество на решения заведомо невыполнимых задач.
Имевшиеся в эти годы попытки «перепрыгнуть» определенные этапы не могли привести к положительным результатам. Объявленный курс на более широкое применение мер, не связанных с лишением свободы при совершении правонарушений, стали трактовать как курс на замену государственного принуждения мерами общественного воздействия. Как показало время, стремление вести борьбу с преступностью, прежде всего такими мерами носило преждевременный характер, привело к ухудшению общего состояния преступности в стране.
Отмена в начале 60-х годов условно-досрочного освобождения для части осужденных способствовала поиску альтернативы, способной при длительных сроках наказания стимулировать становление заключенных на путь исправления. С точки зрения адаптации этих лиц к условиям лишения свободы необходимо было найти такую форму досрочного освобождения, при которой осужденные определенную часть срока не отбытого наказания находились бы под контролем государства. В 1962 году в Казахстане были созданы экспериментальные колонии-поселения. Опыт их работы нашел закрепление в изданном 26 июня 1963 г. Указе Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления». Аналогичные указы были приняты затем в большинстве республик.
Решение о создании нового вида ИТК (колоний-поселений) свидетельствовало не только о гуманизме исправительно-трудовой политики, но и позволяло решать ряд принципиально важных вопросов. В частности, сократить число лиц, находящихся под охраной, увеличить занятость осужденных трудом в колониях закрытого типа, создать для правонарушителей благоприятные условия к постепенной адаптации на свободе. Колонии-поселения открывали перспективу для всех категорий осужденных, и, прежде всего, для тех, кто не подпадал под действие норм условно-досрочного освобождения. Условия содержания в колониях-поселениях позволяли не только вызывать осужденным семьи для совместного проживания, но и вступать в брак. Это решение соответствовало государственным и общественным интересам.
Крупномасштабное строительство новых народнохозяйственных объектов в различных районах страны, неудовлетворительное положение с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы заставляло искать выход из положения. Опыт послевоенных лет по привлечению осужденных, отбывших часть срока наказания, на строительство промышленных объектов был положен в основу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 года «Об условном освобождении вставших на путь исправления впервые осужденных с направлением их на стройки народного хозяйства». Действие указа не ограничивалось во времени, что позволяло работникам ИТУ использовать его как средство воздействия на заключенных.
На протяжении 60-х годов проводилась большая работа по кодификации исправительно-трудового законодательства, закончившаяся в 1969 году. В республиканских положениях об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, принятых в начале 60-х годов, по-разному решались многие вопросы, в том числе и имеющие существенное значение для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. В 1969 году впервые в истории государства был принят общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания - Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Этим актом устранялись неоправданные различия в условиях отбывания наказания в союзных республиках, что сыграло важную роль в обеспечении единства и в совершенствовании исправительно-трудового законодательства. В течение 1970-1971 годов в соответствии с Основами и на их базе во всех республиках были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы.
Таким образом, в области уголовной и исправительно-трудовой политики к концу 60-х годов сложилась принципиально новая по отношению к предшествовавшему периоду система мест лишения свободы, ведущее место в которой заняли исправительно-трудовые колонии. Эта система включала в себя колонии общего, усиленного, строгого и особого видов режима, колонии-поселения, воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режима, следственные изоляторы, тюрьмы, межобластные специальные больницы.
Пожарная охрана.
В первые послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки, восстановление и развитие материально-технической базы, противопожарную профилактику. В мае 1947 года на текстильном комбинате «Красная нить» в Ленинграде впервые была создана пожарно-техническая комиссия (ПТК). На неё возлагалось проведение общественных смотров противопожарного состояния предприятий, детальный осмотр всех производственных зданий, организация рационализаторской работы по вопросам пожарной безопасности, борьба с нарушениями противопожарного режима. Опыт ленинградцев нашел широкое распространение. На предприятиях создавались обще объектовые и цеховые ПТК.
Постановлением СМ РСФСР от 29 ноября 1947 г. «О мерах по усилению пожарной охраны в городах, рабочих поселках и на промышленных предприятиях» в жилом секторе городов и рабочих поселков введен институт общественных уполномоченных по пожарной охране. Систематический надзор за противопожарным состоянием жилых домов, своевременное осуществление противопожарных мер возлагался теперь на управляющих и комендантов.
19 сентября 1953 г. вышло Постановление СМ СССР «Об организации пожарно-производственных команд на промышленных предприятиях». Оно стало правовой базой для более широкого привлечения общественности, усиления боевых расчетов малочисленных пожарных команд, поддержания на производстве строгого противопожарного режима. Министерства и ведомства по согласованию с МВД СССР получили право реорганизовывать профессиональные пожарные команды в пожарно-производственные (ППК). В штате ППК помимо начальника команды, его помощника по профилактике, начальников караулов, предусматривались шоферы пожарных автомобилей и дозорные. Боевые расчеты ППК комплектовались на добровольных началах из числа рабочих и служащих предприятий без отрыва от производства. Перед началом рабочей смены личный состав ППК получал инструктаж и номер боевого расчета в пожарном депо.
7 сентября 1947 г. был опубликован Указ Президиума Верховного СоветаСССР о награждении столичной пожарной охраны орденом Ленина в связи с 800-летием г. Москвы и за достигнутые успехи в деле противопожарной обороны. Так был оценен самоотверженный ратный труд московских пожарных, которые в годы войны и в послевоенный период мужественно сражались с огнем.
В ходе восстановления народного хозяйства успешно решалась задача создания современных средств пожаротушения. В 1948 году в ЦНИИПО была разработана автоматическая установка углекислородного тушения, авторы которой были удостоены Государственной премии. В 1948-1949 гг. ГУПО вместе с учеными ЦНИИПО и личным составом Бакинского гарнизона впервые в стране провели эксперимент по тушению нефтепродуктов в резервуарах. Было испытано новое пожарно-техническое вооружение. Выработанные рекомендации использовались в практической работе.
После войны пожарные школы были преобразованы в пожарно-технические училища. В 1948 году в Москве открылись Высшие пожарно-технические курсы. В 1949 году Министерство высшего образованияСССР издало приказ об улучшении преподавания в вузах техники безопасности и противопожарной техники.
В 50-60-х годах общее руководство по обеспечению пожарной безопасности в стране осуществлял Совет Министров СССР,а в союзных и автономных республиках - соответствующие советы министров, в краях, областях, автономных округах - Советы народных депутатов. В отраслях народного хозяйства - руководители министерств, ведомств, объединений. Непосредственное управление противопожарной службой было возложено на союзно-республиканское МВД. На основе законовСССР, указов Президиума ВССССР, постановленийСМ СССР МВД издавало руководящие документы по вопросам пожарной безопасности, организовывало и проверяло их исполнение. Функции Государственного пожарного надзора выполняли ГУПО, управления пожарной охраны МВД союзных и автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов краев, областей.
В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) продолжалась работа по усилению противопожарной защиты объектов народного хозяйства, вовлечению общественности в борьбу с пожарами. Оправдал себя введенный в начале пятидесятых годов институт внештатных пожарных инспекторов. Набирали силу пожарно-технические комиссии на промышленных предприятиях, неуклонно повышалась их роль в борьбе с нарушениями правил пожарной безопасности.
Постановлением СМ СССР 1955 г. «Об усилении пожарной охраны в сельской местности» был определен комплекс первоочередных мер. Советы министров АССР, край облисполкомы получили право передачи на баланс колхозов пожарной техники. Документ предусматривал ускорение строительства в сельских районах пожарных депо, водоемов, приспособление имеющихся на животноводческих фермах хозяйственных водопроводов для целей пожаротушения, устройство грозозащиты, обеспечение общественных зданий средствами пожаротушения.
В 1956 году в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Ответственность за противопожарное состояние районов возлагалось на руководителей частей и отрядов. Произошли изменения и в подготовке личного состава пожарных команд. Все бойцы теперь должны были не только уметь обращаться с пожарной техникой, но при необходимости заменить товарищей. В командах стали создаваться технические классы.
1956 год был знаменателен и оживлением международного сотрудничества в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. С большим интересом знакомились они с постановкой пожарного дела в стране, новой техникой, опытами тушения газовых фонтанов в Баку. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1956 г. в Одессу прибыла делегация муниципального совета г. Ливерпуля, которая по поручению городского Союза пожарных передала советским пожарным приветственный адрес.
На проходившем в сентябре 1957 года в Варшаве международном конгрессе под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (KTIF) советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноправный членKTIF.
В этом же году, в июне открылись двери первой в стране пожарно-технической выставки. В августе был создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВДСССР в Москве. В октябре 1957 года Указом Президиума Верховного СоветаСССР учреждена медаль «За отвагу на пожаре».
Наряду с положительными моментами в развитии пожарной охраны (в том числе – возобновлением выпуска журнала «Пожарное дело»), сложное экономическое положение страны не позволяло успешно решать многие вопросы. Так, было сокращено свыше 250 объектовых команд, прекращено финансирование многих научно-технических разработок, в частности, механических автолестниц и т.п.
На 1 января 1960 г. в РСФСР насчитывалось всего 740 городских и районных ДПО. В народном хозяйстве работало большое количество различных самостоятельных пожарных организаций. Это промышленные и сельские добровольные пожарные дружины, пожарно-производственные команды, ЮДПД, а также общественные инспекторы, уполномоченные по пожарной охране и другие.
Деятельность добровольных пожарных команд сдерживалась раздробленностью, отсутствием единого республиканского центра. Жизнь заставила создать Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). Учредителем и организатором ВДПО было МВД в лице Главного управления пожарной охраны и управлений и отделов пожарной охраны всех субъектов Российской Федерации. В состав ВДПО вошли все ДПО республик, краев и областей России. Была воссоздана организация добровольцев, упраздненная в 1921 году.
В ноябре I960 года в Свердловске состоялась первая учредительная конференция ВДПО, где был принят устав, избраны руководящие органы. С созданием ВДПО в ряды общества влились тысячи новых членов, укрепились связи его низовых организаций с УПО, ОПО.
До 1966 года работники пожарной охраны, добровольцы, опираясь на широкие слои общественности, проделали большую работу, направленную на укрепление пожарной безопасности. Во время общественных противопожарных смотров жилого сектора только в РСФСР было отремонтировано свыше 1 млн. печей и 300 тысяч дымоходов, заменено 11,7 млн. метров непригодной электропроводки, обработано огнезащитным составом около 900 тысяч квадратных метров деревянных конструкций. Все это повлияло на снижение количества пожаров и убытков от них в Ленинградской, Владимирской, Куйбышевской, Смоленской, Московской областях и во многих других регионах.
Лекция 11
Органы внутренних дел в период замедления
темпов общественного развития, реформирования
СССР и его распада. Развитие и реформирование
Органов внутренних дел на современном этапе.
(конец 60-х XX века – по настоящее время).
Учебные вопросы:
1. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью.
2. Создание подразделений по борьбе с организованной преступностью в стране.