В прифронтовых и тыловых городах.
В июле 1941 года наркоматы государственной безопасности и внутренних дел были вновь объединены в НКВД СССР. Однако в апреле 1943 г. происходит новое разделение НКВД СССР на НКВД СССР и НКГБ СССР и Управление контрразведки РККА «Смерш».
В годы Великой Отечественной войны основные звенья системы органов внутренних дел не претерпели существенных изменений. Для руководства специальными войскам и НКВД по охране тыла действующей Красной Армии в структуре НКВД дополнительно создаются Управление войск по охране тыла действующей Красной Армии. Создание лагерей военнопленных потребовало организации специального органа, для централизованного управления этими структурами создано Главное управление по делам военнопленных и интернированных. Одной из важных функций возложенных на органы внутренних дел была борьба с вражескими агентами. Для руководства боевой и служебной деятельностью специальных подразделений выполнявших эти функции (истребительных батальонов) в составе наркомата внутренних дел создается штаб истребительных батальонов.
В составе Главного управления милиции был создан Центральный справочный адресный детский стол, а при республиканских, областных, районных и городских органах милиции - справочные адресные детские столы для борьбы с беспризорностью.
Условия войны потребовали значительного расширения функций органов внутренних дел, к ним прибавились такие как:
- непосредственное участие в боевых действиях на фронтах;
- организация местной противовоздушной обороны;
- охрана ценностей при их эвакуации в восточные районы страны;
- борьба с вражескими агентами, паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений;
- борьба с детской безнадзорностью и устройство детей, потерявших родителей при эвакуации и других обстоятельствах военного времени;
- борьба с военным и трудовым дезертирством;
- борьба со спекуляцией, злоупотреблениями в сфере распределения продуктов, мародерством;
- осуществление режимных мероприятий в местностях, объявленных на военном положении.
Учитывая особую опасность распространения в военное время ложных слухов, Президиум Верховного Совета СССР указом от 6 июля 1941 года предусматривает специальный состав преступления – распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, устанавливая за него строгое наказание. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года «Об ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий» установил, что рабочие и служащие предприятий военной промышленности являются на период войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. Самовольный уход рабочих и служащих с этих предприятий квалифицировался как дезертирство.
В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности, других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, Президиум Верховного Совета СССР указом от 13 февраля 1942 года признал необходимой на период военного времени мобилизацию трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве, в первую очередь в авиационной и в танковой промышленности, в промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности. Уклонение от мобилизации для работы на производстве и в строительстве влекло уголовную ответственность, установленную данным указом. Эти и многие другие нормативные акты свидетельствуют о том, что с первых дней войны были приняты жесткие меры по наведению порядка в условиях военного времени.
Одним из важных направлений в правоохранительной деятельности органов внутренних дел была беспощадная борьба с преступными элементами, которые, пользуясь перебоями в снабжении населения продовольствием, старались нажиться на этих трудностях. Следует отметить, что правительство затянуло введение нормированного продовольствия и только 18 июля 1941 года Совнарком СССР принял постановление «О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородах Московской и Ленинградской областей».
Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, мясо, рыбу, а также на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары.
Всего один месяц, и даже менее его, создали на продовольственном рынке напряженность, которой незамедлительно воспользовались спекулянты. Это положение осложнялось тем, что по мобилизации и добровольно уходили на фронт материально-ответственные лица (заведующие складами и базами), не передавая по акту имеющиеся продовольственные товары. Уже в первые дни войны в ОБХСС Ленинградской милиции по оперативным каналам и от населения стала поступать информация о том, что отдельные работники торговли, общественного питания и системы снабжения, пользуясь сложившейся тяжелой ситуацией, активно припрятывали продукты и товары первой необходимости для дальнейшей перепродажи. 24 июня, на третий день войны, была арестована повар одной из столовых Аипова, у которой дома изъяли почти полтонны продуктов и промтоваров на сумму 300 тыс. рублей.
Введение карточной системы, безусловно, приостановило волну вымывания продуктов из торговли. Под особый контроль ОБХСС была взята работа хлебозаводов. На ряде из них выявлены крупные шайки воров. Осенью 1941 года к уголовной ответственности здесь было привлечено 48 человек – технологов, экспедиторов, охранников, а вместе с ними – завмагов и базарных спекулянтов. На протяжении всех лет битвы за Ленинград милиция вела неустанную борьбу с хищением продовольствия, кражами карточек и хлеба «на рывок», со всеми попытками подделки фальшивых карточек. 829 продовольственных магазинов города были взяты под охрану милиции УНКВД. 30 января 1942 года ее начальник Е.С. Грушко в своей справке председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову сообщал, что «органами милиции за хищение хлеба задержано 235 человек. Среди них выявлены зачинщики, следственные дела, на которых закончены и переданы на рассмотрение военного трибунала. На предотвращение этих преступных проявлений мною мобилизован весь аппарат милиции…».
В блокированном Ленинграде работниками милиции активно велась борьба со всеми преступлениями. За период с 1 июля 1941 года по 30 апреля 1943 года только сотрудниками ОБХСС было привлечено к уголовной ответственности 11.059 человек, из них 6.889 арестовано. Благодаря неутомимой работе сотрудников милиции только во второй половине 1941 года у расхитителей и мародеров было изъято 455 тонн хлеба, сухарей, крупы, зерна, жиров.
У арестованных и привлеченных по уголовным делам было изъято ценностей, промтоваров и продуктов питания на сумму свыше 200 млн. рублей. За годы же блокады к уголовной ответственности по линии ОБХСС привлекались 13545 человек. У преступников конфисковано: 23317736 руб. наличными, 4081600 руб. – в облигациях, на 73420 руб. – золотых монет, 134 кг золота в изделиях и слитках, 6428 каратов бриллиантов, 767 кг. серебра, 40046 – долларов и т.д.
Борьба со спекуляцией и хищениями продовольствия велась повсеместно. В 1942 - 1943 гг., например, в Омской области были привлечены к уголовной ответственности несколько тысяч спекулянтов и расхитителей социалистической собственности. У спекулянтов было изъято и возвращено государству более 3 млн. рублей. В Московской области в сентябре 1941 года 3-м отделением ОБХСС был вскрыт ряд дел по обвинению торговцев и других в расхищении социалистической собственности. При аресте у преступников было изъято золотой валюты на 3000 рублей, изделий из золота на 50000 рублей, мануфактуры 1300 м. и т.д.
Здесь же была разоблачена спекулянтка, при обыске у которой были найдены 245 м. мануфактуры, 10 пар галош, 175 кг. пшена, 69 л. керосина, 431 кг. муки, 480 коробков спичек и другие товары.
Органами внутренних дел Пермской области была разоблачена группа спекулянтов, у которых во время обыска изъяли товаров и продуктов на 94700 рублей и денег 32000 рублей, нажитых преступным путем.
Работники органов выявляли организованные группы лиц, занимающихся хищением карточек, вели непримиримую борьбу с этим опасным видом преступления. Так, например, в Калининской области была разоблачена группа в составе 17 человек. У преступников изъяли более 1000 похищенных карточек и около 600 хлебных талонов.
Эффективно действовали аппараты БХСС Саратовской области. В 1942 году работники этих органов изъяли у расхитителей, спекулянтов и валютчиков и внесли в государственную кассу: наличных денег – 2078760 рублей, золота в изделиях – 4,8 кг, золотых монет царской чеканки – 2185 рублей, иностранной валюты – 300 долларов, бриллиантов – 35 каратов, серебра в изделиях – 6,5 кг. В 1943 году аппаратами БХСС было изъято у преступников денег свыше 81 млн. рублей.
Во фронтовых городах к преступникам – мародерам применялись самые строгие меры. Так, в соответствии с решением Сталинградского городского комитета обороны и приказом начальника гарнизона они расстреливались на месте без суда и следствия.
В военной обстановке принимались особые меры для борьбы с преступностью. В постановлении Военного Совета Архангельского военного округа «Об обеспечении общественного порядка и оборонных мероприятий по Архангельской и Вологодской областям» определялись меры ответственности граждан за нарушение установленных правил движения транспорта, торговли, пожарной охраны и другие. Постановлением предусматривалось сокращенные (до двух суток) сроки предварительного следствия по указанным делам, органам УНКВД и УНКГБ предоставлялось право в случаях, не допускающих промедления, производить обыска и аресты без санкции прокурора. В числе других важных задач, которые определялись военным положением, выступала борьба с дезертирством, проявлениями бандитизма и хищениями имущества у граждан. Постановлениями ГКО, военными советами фронтов и округов перед органами милиции ставились непосредственные задачи об ожесточении пропускного и паспортного режима.
16 января 1942 года ГКО принял постановление № 1159 С «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета». Наряду с этим постановлением был издан специальный приказ НКВД СССР от 24 января 1942 года за № 00167. Начальник Управления НКВД по Ленинградской области, руководствуясь вышеназванными документами в своем приказе от 2 февраля № 0049 «О борьбе с дезертирством и уклонением военнообязанных от воинского учета» предписывал:
1. В целях выявления лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации, начальнику Управления милиции города и области совместными нарядами органов милиции и военных комендатур производить во всех населенных пунктах периодическую проверку воинских документов у граждан:
а) проживающих в гостиницах, общежитиях, домах колхозников и заезжих дворах;
б) находящихся в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, пивных, магазинах, парикмахерских и т.п. в часы наибольшего скопления посетителей;
в) на рынках, базарах и в других местах скопления граждан;
2. На железнодорожных вокзалах, станциях и пристанях водного транспорта проверку военных документов производить совместными нарядами милиции и военных комендантов три раза в сутки.
3. В соответствии с 6 постановления ГКО, за уклонение от воинского учета в военное время и содействие этому виновных привлекать к ответственности, как за уклонение (пособничество уклонению) от призыва по мобилизации по ст.193 п.10 УК РСФСР».
Следует отметить, что Ленинград, который стал собирателем отступающей армии и населения из Прибалтики и Северо-Западных областей, с первых месяцев войны потребовал усиленного режима в проверке документов и это касалось, прежде всего, выявления не только шпионов, но и дезертиров. И уже 29 июля 1941 года Управление НКВД Ленинграда и области своим приказом № 00709 «Об усилении борьбы с дезертирством и проверки документов» предписывалось городским и районным органам:
«1. Организовать систематическую проверку документов у граждан и военнослужащих, чем-либо вызывающих к себе подозрение. Проверку производить не формально, а по существу, добиваясь устранения веских сомнений в личности проверяемого…
2. К проверке привлечь весь оперативный и строевой состав, включая постовых милиционеров.».
Одновременно прямо указывалось: «Не практиковать бесцельной задержки проверяемых и доставляемых без надобности в отделения ЛГМ или Управление коменданта».
В целях усиления систематической борьбы с дезертирством как одной из основных задач милиции в условиях военного времени в приказе предписывалось:
«а) начальнику ОУР Управления милиции совместно с представителями комендантского Управления организовать облавы в общественных местах с поголовной проверкой документов и задержание беспаспортных граждан и военнослужащих, не имеющих необходимых документов или имеющих просроченные;
б) в случае задержания дезертиров и уклоняющихся от призыва привлекать к уголовной ответственности наряду с ними и укрывателей, а также управхозов, виновных в допущении их проживания, в зависимости от обстоятельства дела, применяя к ним ст.17 или ч.1 и ч.3 ст.192-а УК».
Необходимость борьбы с дезертирством вызывалась, прежде всего, двумя обстоятельствами. Во-первых, - дезертир – это гражданин, уклоняющийся от защиты Родины. В условиях войны это деяние особенно недопустимо. Поэтому в отношении данных лиц и применялись суровые меры наказания. Во-вторых, - встав на путь воинского преступления, дезертир незамедлительно совершает и уголовное преступление и, прежде всего, бандитское.
Дезертиры, как правило, скрывались в специальных сооружениях (блиндажах, ямах, траншеях) с замаскированными выходами. Они порой создавали крупные банды и совершали опасные групповые преступления. Так, в сложном блокадном Ленинграде в 1942 году было отмечено: 904 бандитских проявлений, 125 – разбойных нападений с убийством и 365 – простых разбойных нападений. Бандитские группы блокадного города насчитывали от 2 до 6 человек, многие действовали в одиночку. Они, как правило, были хорошо вооружены. Всего же за период с июля 1941 года по июнь 1943 года по Ленинграду за бандитизм к уголовной ответственности было привлечено 2115 человек. Во 2-ом квартиле 1944 года было задержано 834 дезертира, 207 уклоняющихся от призыва в армию и 503 дезертира трудового фронта.
Понимая опасность для общества вооруженных дезертиров и их участие в бандитизме, Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением № 7512/51с от 30 мая 1942 года прямо указал, что дезертиры Красной Армии и Военно-Морского флота, уличенные в грабежах, вооруженных налетах и контрреволюционной деятельности, привлекаются к уголовной ответственности по ст.58-1-б и подлежат заочному осуждению. Члены же семей этих осужденных по вступлении приговора в законную силу подлежат ссылке на 5 лет в отдаленные местности страны.
Борьба с бандитизмом велась по всей стране. Особые организационные, тактические и оперативные меры применялись и органами милиции. Прежде всего, в городах с наиболее неблагополучной криминогенной обстановкой. Так, в Ташкенте специальная следственная бригада НКВД СССР за 40 дней работы ликвидировала банду в составе 48 человек, которая совершила более 100 тяжких преступлений. К уголовной ответственности здесь были привлечены несколько тысяч уголовников (в том числе 79 убийц и 350 грабителей), военный трибунал вынес 76 смертных приговоров. В Смоленской области было ликвидировано свыше 70 банд, у которых изъяли 16 пулеметов, свыше 300 винтовок и револьверов, много боеприпасов. В Сталинграде была ликвидирована банда в 30 человек. Аналогичные операции проводились в 1943 году в Новосибирске, в 1944 году – в Куйбышеве и других городах. Все это не замедлило сказаться на улучшении криминогенной ситуации, позволило органам милиции больше внимания уделять непосредственно своим задачам.
Еще одной важной проблемой, вставшей перед правоохранительными органами и, прежде всего, милицией, явилась проблема детской беспризорности. На детей выпали наиболее тяжкие лишения и страдания. Для их спасения было сделано очень многое. Из всех районов, над которыми возникла угроза оккупации, дети и детские учреждения эвакуировались в глубь страны. Только за вторую половину 1941 году – и в начале 1942 г. вывезены были 976 детских домов с 167223 воспитанниками. Одновременно шла эвакуация детей из Москвы, Ленинграда и других городов. Так, на 1 августа 1941 года из Москвы и Ленинграда в Рязанскую, Тульскую, Ярославскую и Московскую область было эвакуировано 750 тыс. детей школьного возраста.
Много детей направлялось в Саратовскую, Куйбышевскую и другие области. На работников милиции возлагалась задача сбора беспризорных и безнадзорных детей и при необходимости сопровождение их в район эвакуации. Это была очень важная работа. Нельзя было оставлять подростков наедине самим с собой. Они нередко попадали под влияние уголовных элементов и становились на преступный путь. Особенно эта проблема была крайне сложна и важна для Ленинграда. 7 января 1942 года Ленгорисполком принял решение «О мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью», согласно которому создавались 17 новых детских домов (по одному в каждом районе города, а в Октябрьском – два). Кроме того, для решения комиссии по борьбе с детской безнадзорностью, в состав которых обязательно входили сотрудники милиции.
13 февраля 1942 года Ленгорисполком своим постановлением «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» обязал районные советы создать в каждом районе приемники-распределители на 100-150 коек.
Данное решение основывалось на постановлении СНК СССР № 75 от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Постановление обязывало при областных, краевых, городских и районных Советах создавать комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей и усилить борьбу с детской безнадзорностью.
В приказе УНКВД № 010 от 7 февраля 1943 года «О мерах по усилению борьбы с детской безнадзорностью» перед Ленинградской милицией ставились следующие задачи:
а) обеспечить выявление и изъятие беспризорных и безнадзорных детей, организуя систематические обходы мест их возможного пребывания;
б) возобновить при отделениях милиции работу детских комнат, обеспечив в них необходимый санитарный минимум. Содержание задержанных детей вместе с взрослыми – запретить;
в) обеспечить тщательную фильтрацию задержанных детей, и тех из них, которые не имеют родителей, направлять в ближайшие детские приемники-распределители.
В апреле 1943 года было учреждено «Положение о комиссиях по устройству детей, оставшихся без родителей». В обязанности этой комиссии входило предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних и трудоустройство подростков. В августе 1943 года на основании приказа НКВД СССР № 001286 при Ленинградском областном Управлении внутренних дел был создан отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в количестве 13 человек, а созданные до этого 16 приемников-распределителей с февраля по июнь 1942 года приняли 15000 детей. Органы милиции задерживали всех детей, находившихся на улице без родителей после 21 часа. На рынки выделялись специальные патрули, создавались пикеты при отделениях милиции из молодежного актива.
Благодаря принятым мерам удалось в течение двух лет 1942-1943 гг. выявить и задержать около 300 тыс. беспризорных подростков и трудоустроить их. В 1943 году в стране имелись 745 детских комнат, а к концу войны их насчитывалось более тысячи.
Ответственные задачи легли на органы НКВД и, прежде всего, милицию в период особо ожесточенных боев за Москву, Ленинград, Сталинград и другие советские города, которые в планах гитлеровского командирования обязательно должны быть захвачены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, функции органов государственной власти в области охраны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали - высшему командованию войсковых соединений. В соответствии с этим органы внутренних дел переходили в полное подчинение военного командования.
В связи с приближением линии фронта к Москве и необходимостью наведения жесткого порядка на тыловых участках фронта, прилегающих к территории Москвы, ГКО постановил взять НКВД СССР под особую охрану зону, прилегающую к Москве, с запада и юга по линии Калинин-Ржев-Можайск-Тула-Коломна-Кашира. ГКО потребовал: «Организовать при НКВД СССР штаб охраны Московской зоны, подчинив ему в оперативном отношении расположенные в зоне войска НКВД (6000 человек по особому расчету), милицию, районные организации НКВД, истребительные батальоны и заградительные отряды».
В это же время из сотрудников РО НКВД дополнительно формируются партизанские отряды для действий во вражеском тылу, при захвате противником территории района, обслуживаемого отделом милиции. В указании начальника Управления НКВД Москвы и Московской области Журавлева, направленном 1 октября 1941 г. всем начальникам райотделов говорилось: «…Отряд должен быть скомплектован в количестве 75-110 бойцов из числа наиболее смелых и подготовленных в боевом отношении сотрудников РО УНКВД, милиции и бойцов истребительного батальона.
…Основной задачей партизанского отряда должна явиться всемерное уничтожение материальной части и живой силы противника в районах железных и шоссейных дорог».
19 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о введении осадного положения в Москве. В нем указывалось: «…В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищающих Москву, а также в целях пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма государственный Комитет Обороны постановил: 1. Ввести с 20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к городу районах осадное положение… Государственный Комитет Обороны призывает всех трудящихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Армии, обороняющей Москву, всяческое содействие».
С вводом осадного положения в Москве требования военного положения, объявленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», полностью сохраняли свое действие. Этим указом было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, функции органов государственной власти в области охраны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали - высшему командованию войсковых соединений. В соответствии с этим органы внутренних дел переходили в полное подчинение военного командования.
Вместе с этим устанавливался еще более строгий режим, расширялись права и полномочия органов милиции, НКВД и должностных государственных лиц, проводивших в жизнь эти правила и осуществлявших надзор за их соблюдением.
Если при военном положении нарушители установленных требований наказывались в административном порядке лишением свободы до шести месяцев или штрафом до 3 тыс. рублей, то при осадном положении дела о нарушении общественного порядка подлежали рассмотрению в военных трибуналах, а провокаторы, диверсанты, бандиты и грабители подлежали расстрелу на месте.
Только за первые сутки осадного положения (с 20.00 19.10.41 до 20.00 20.10.41) было задержано 1.530 человек, из них: провокаторов – 14 человек, дезертиров – 26, нарушителей порядка – 15, прочих нарушителей – 33 и отставших от частей – 1.442 человека. Из них: отправлены в маршевые роты через Московский пересыльный пункт – 1.375 человек, осуждены к тюремному заключению на разные сроки – 7 человек и к высшей мере наказания – расстрелу – 12 человек.
В кратком обзоре военной комендатуры от 14 декабря 1941 года «О происшествиях по Москве и мерах борьбы с правонарушителями за время с 20.10. по 13.12.1941 г.» указывалось, что задержано по разных причинам 121.955 человек, из которых заключено под стражу – 6.678, привлечено к административной ответственности – 27445, отобрана подписка о выезде из города Москвы у 2959, направлено в маршевые роты через Московский военно-пересыльный пункт – 32599, осуждено к тюремному заключению – 4741, освобождено по выяснению дела – 23927, расстреляно по приговорам военных трибуналов – 357 и 15 – расстреляно на месте. Это было суровое военное время, требовавшее максимум понимания и осознания каждым гражданином страны своего места в защите Родины.
В Ленинграде, который хотя и находился в блокаде, осадное положение не вводилось. Здесь продолжал действовать режим военного положения с некоторыми элементами осадного. Это особенно ярко проявилось в организации внутренней обороны города (ВОГ). На УНКВД Ленинграда возлагались дополнительные задачи по подготовке выделенных оборонительных рубежей, обучению личного состава тактике борьбы с авиадесантами и ведение уличных боев. В Управление ВОГ входили и 12 батальонов из личного состава УНКВД. Каждый батальон состоял из 400 человек. Приказом начальника УНКВД № 00353 от 27 октября 1941 года личный состав этих батальонов, а также личный состав других подразделений милиции, были сведены в стрелковую дивизию, подчинявшуюся начальнику войск НКВД Ленинграда комбригу А.П. Курлыкину. Особенностью этой дивизии являлось то, что ее личный состав продолжал нести службу по своим штатным должностям. Только с момента объявления сбора все категории сотрудников милиции переходили на должности в подразделения дивизии. А в остальных случаях их заменяла бригада содействия и советский актив. Другим приказом (№ 00362 от того же числа) была сформирована стрелковая дивизия пожарной охраны. На нее также возлагались функции, связанные с задачами внутренней обороны.
Следовательно, эти соединения в случае экстренной необходимости, т.е. в чрезвычайной обстановке привлекались к внутренней защите города и их личный состав должен был быть готов к уличным боям. Поэтому с ним проводились занятия по огневой, тактической и химической подготовке. Бойцы отрабатывали приемы рукопашного боя и умение действовать в ближайшем соприкосновении с врагом.
На случай прорыва врага в Ленинград под мосты через Неву, Обводный канал, Мойку, Фонтанку, Канал Грибоедова были заложены фугасы. На окраинах и на магистралях, ведущих к центру города, готовились к взрыву дома, чтобы при необходимости преградить путь танковым подразделениям противника. Выполнение этих задач также возлагалось на войска НКВД, органы милиции и пожарной охраны города. В сентябре 1941 года был утвержден план по выводу из строя важнейших промышленных и других объектов, если неприятель вторгнется на территорию города.
Вполне понятно, что это были крайние меры. Они касались не только Ленинграда, но и других городов, которым угрожал захват врагом. 9 октября 1941 года Председателю ГКО И.В. Сталину была передана записка комиссии по проведению специальных мероприятий, т.е. уничтожению предприятий и других объектов в случае захвата столицы гитлеровскими войсками. В списке были перечислены 1119 предприятий, которые разбивались на две категории: а) 412 предприятий, имеющих оборонное значение или частично работающих на оборону. Ликвидация их предполагалась путем взрыва. б) 707 предприятий необоронных наркоматов, ликвидация которых должна быть осуществлена путем механической порчи и поджога.
В составе комиссии находились представители НКВД СССР и Московского управления НКВД.
В Москве, Ленинграде и других прифронтовых городах состояние внутренней боеготовности не снижалось. И после прорыва блокады 9 июня 1943 года в своем приказании № 14 СС Начальник УНКВД Ленинграда и области П.Н. Кубаткин потребовал от начальников городских и районных отделов принять все меры к предупреждению проникновения вражеских парашютистов и диверсантов в город, на его оборонные объекты и в воинские части. В нем говорилось о том, что органам НКВД силами истребительных батальонов и МПВО с привлечением населения организовать на территории района постоянные дежурные наблюдательные посты за воздухом, особенно в ночное время.
Следить за появлением вражеских самолетов и при всех сообщениях с постов наблюдения соседних районов о предполагаемой выброске с немецких самолетов парашютистов немедленно высылать розыскные группы для их задержания.
Всех задержанных вражеских парашютистов тщательно допрашивать в кратчайший срок (2-3 суток) с тем, чтобы можно было по горячим следам изъять остальных сброшенных парашютистов, а после предварительного допроса направлять немедленно в Ленинград, в отдел КРР «Смерш».
Принятые меры по созданию внутренней обороны города с полным привлечением всех сил и средств, с предоставлением широких полномочий как гарнизона, УНКВД и УНКГБ не позволяли допустить массового проникновения в город и тыл его армии вражеских диверсантов, сорвать выброску массового десанта.
Но эти все действия были вызваны боевой обстановкой и складывающимися обстоятельствами в прифронтовой полосе. Они касались как непосредственного участия личного состава РККА в боевых действиях, так и оказания помощи войскам охраны тыла.
В годы войны органы НКВД и, прежде всего, милиция продолжали выполнять свои основные задачи по обеспечению общественного порядка. Особо следует подчеркнуть, что в это чрезвычайное время органы внутренних дел должны были руководствоваться постановлениями ГКО и СНК, Военного совета фронта и округов, местных советских органов, приказами НКВД СССР, УНКВД и начальников (комендантов) военных гарнизонов. Это требовало не только четкого согласования, но и жесткой регламентации.
Война потребовала максимума организованности и дисциплины на всех участках государственной и народно-хозяйственной жизни. Следовательно, большое внимание в эти годы уделялось обеспечению общественного порядка и государственной безопасности, вопросам укрепления дисциплины и правопорядка во всех звеньях государственного управления, повышению организованности и дисциплинированности всех людей. Необходимо было усилить работу по пресечению всех видов преступлений, и особенно наносящих непосредственный ущерб обороне.
Значительную помощь милиции в этом оказали комсомольские организации страны.
Уже 25 июня 1941 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором предложил создать при горкомах и райкомах комсомола бригады в помощь органам милиции по охране государственной собственности, по наблюдению за порядком на улицах, по выполнению населением – правил светомаскировки и противопожарной охране. Комсомольские отряды, создаваемые РК ВЛКСМ, делились на оперативные группы. Каждая из них четко знала место явки и свой район действия. Все они проходили военную подготовку и инструктажи ответственными работниками районных отделов НКВД. Какие же основные задачи по охране общественного порядка поручались комсомольским группам и отрядам? В их числе были: дежурство на улицах, у подъездов и на крышах домов. Они помогали охранять мосты, электростанции, водонапорные башни и другие важные объекты. При патрулировании свои задачи они осуществляли совместно с работниками милиции. Однако эти отряды и группы постоянными не были, очень часто в них происходила замена, что усложняло использование их в охране общественного порядка. 26 августа 1941 года Ленинградский ГК ВЛКСМ принял решение о формировании полка революционного порядка со строгой структурой и конкретными обязанностями. Полк состоял из батальонов, рот, взводов и отделений, вспомогательных подразделений обеспечения, связи и первой помощи и насчитывал 2160 человек.
Учитывая возможности комсомольского полка в оказании помощи органам милиции для обеспечения порядка и безопасности, руководство НКВД города организовало специальные занятия с его бойцами, причем основное внимание уделялось стрелковой и служебно-тактической подготовке личного состава. Служебным нарядам, выделяемым от полка на дежурство, выдавалось огнестрельное оружие. Создание комсомольско-революционного полка закреплялось постановлением Военного Совета Ленинградского фронта и Горисполкома. Правовой базой для выполнения поставленных ему задач являлось временное положение.
Резко возросшие с началом войны задачи, обязанности и права милиции учитывались при использовании комсомольского полка. С созданием этого формирования руководство УНКВД нашло выход по восполнению своих кадров. Впоследствии многие бойцы полка были приняты на службу в органы НКВД и с честью пронесли высокое звание сотрудника милиции через всю войну.
1941 г. - переломный и в работе пожарной охраны. Для успешного выполнения поставленных перед страной задач ГУПО организует работу всех пожарных организаций по трем главнейшим направлениям. Наряду с мероприятиями по пожарной профилактике значительное внимание уделено организации службы в пожарных командах всех без исключения наркоматов и ведомств в соответствии с имеющимися уставными положениями. Третьим направлением была боевая подготовка от одиночного бойца до соединений пожарной охраны. Новое в системе боевой подготовки частей и подразделений пожарной охраны заключалось в наибольшем приближении обучения людей к практическим условиям ведения военных действий. Постановлением СНКСССР в 1941 году усилена пожарная охрана Ленинграда. Она была военизирована и сведена в отряды соответственно административному делению города. В других регионах для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов в каждом городе, поселке, райцентре организованы добровольные пожарные дружины. Под контроль взято обеспечение противопожарным инвентарем каждого сельского дома и ДПД, организация ремонта всех имеющихся водоемов и подъездов к ним.
С первых дней Великой Отечественной войны ГУПО НКВД СССР проводит большую организационную работу в пожарной охране страны. Весь личный состав был переведен на казарменное положение. В центре внимания - подготовка бойцов и командиров нового пополнения. Отрабатываются методы и приемы борьбы с огнем в условиях возможного нападения с воздуха, ведутся поиски новых возможностей тактики тушения пожаров.
В городах страны работники пожарной охраны отрабатывают с населением приемы тушения зажигательных бомб, организацию противопожарной защиты жилого сектора. Все большее значение приобретают вопросы профилактики. И здесь массовое привлечение населения сыграло свою роль. Спешно очищались от различного мусора чердаки и лестничные клетки, разбирались сараи, заборы, строительные леса и другие деревянные сооружения.
Разработанные ЦНИИПО огнезащитные составы позволили в кратчайшие сроки при минимальных затратах повысить огнестойкость деревянных конструкций промышленных предприятий, жилых домов и хозяйственных построек.
Возможность возникновения массовых очагов пожаров от зажигательных бомб диктовала необходимость создания противопожарных звеньев в жилых массивах, на предприятиях, в учреждениях. Только в Москве в первые дни войны по решению Моссовета были организованы противопожарные формирования с общей численностью свыше двухсот тысяч человек.Они боролись с пожарами и возгораниями, вели профилактическую работу, готовили запасы воды, песка, шанцевого инструмента на своих участках. Был увеличен выпуск первичных средств пожаротушения, инвентаря. Противопожарные звенья организовывались и в сельской местности. 29 июня 1941 г. ГУПО утверждает «Наставление об организации тушения пожаров в сельских местностях».
2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жилых домах создаются формирования местной противовоздушной обороны (МПВО). Задача пожарной охраны