Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека. Приемлемость обращений.
Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению Европейским Судом, необходимо соблюдать следующие правила.
1. Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции).
При этом не имеет значения, назовете ли Вы свое обращение в Суд заявлением, петицией или жалобой.
2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции и не выполнены условия, изложенные в пункте 5.
3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Россиянам надо иметь при этом в виду, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.
4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция, а вслед за ней и Протокол формулируют требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты(ст. 35 Конвенции). Смысл этого важного процессуального требования Европейский Суд по правам человека разъяснил в одном из первых своих решений. Он указал, что система защиты прав человека, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной, т. е. вспомогательной, что воплощено в установленном ею процессуальном правиле: лицо вправе подать жалобу в Совет Европы, лишь исчерпав все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Это значит, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Европейский же Суд должен содействовать национальным судам, являясь для них важной опорой в деятельности по толкованию и применению конвенционных норм, а также осуществлению контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне. Правило об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты требует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систему, добиваясь ее функционирования в соответствии с общепризнанными нормами международного права и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией. Отныне такая задача становится актуальной и для России.
В то же время в практике Суда сложился достаточно гибкий подход к применению требования об исчерпании правовых средств. По Конвенции, а затем и согласно Протоколу № 11 это процессуальное условие принятия жалобы к рассмотрению сопровождается оговоркой, которая допускает отступление от него, если обжалование по внутригосударственным инстанциям не является эффективным согласно общепризнанным нормам международного права. Суд выработал несколько критериев для решения вопроса о том, какие внутренние средства защиты в каждом конкретном случае подлежат исчерпанию и мог ли податель жалобы добиться при их использовании успеха. К таким критериям относятся доступность, целесообразность и эффективность обращения. Например, если национальная правовая система предусматривает возможность подачи индивидуальной жалобы о нарушении прав и свобод в Конституционный Суд, то этот орган признается одним из необходимых средств правовой защиты, т. е. должен быть задействован до обращения в Совет Европы, но только в том случае, если данная жалоба подведомственна Конституционному Суду. В отдельных случаях Комиссия и Суд не признавали в качестве средства правовой защиты институт омбудсмена из-за низкой его эффективности в деле защиты прав человека.
загрузка...
При решении вопроса о процедуре исчерпания определенное значение придается также критериям, выявляющим бессмысленность или бесполезность обращения в судебные или административные органы конкретного государства, когда сложившаяся в них практика правоприменения не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы. Такое же значение имеют критерии определения адекватности и эффективности средств правовой защиты, когда жалоба направляется в государственные органы, обладающие лишь консультативной компетенцией, или в инстанции, не способные приостановить исполнение обжалуемых судебных или административных решений.
Следует отметить, что принцип эффективности средств правовой защиты утверждается в ст. 13 Конвенции как универсальный. Эта статья гарантирует их любому лицу, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, были нарушены. Кроме того, и это важно подчеркнуть, в этой статье говорится, что средства правовой защиты должны быть эффективными и в том случае, когда нарушение прав и свобод человека было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Оценка контрольными органами состояния средств правовой защиты по названным признакам часто приводит к заключению об отсутствии эффективных средств защиты на национальном уровне.
5. Особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне(ст. 35 Конвенции). Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после ратификации Россией Конвенции и только в течение шести месяцев после окончательного внутригосударственного решения.
6. Суд не рассматривает жалобы, которые:
— являются анонимными;
— являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
— являются несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней;
— являются необоснованными;
— представляют собой злоупотребление правом подачи петиции (ст. 35 Конвенции).
7. Поскольку Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.
По указанным выше критериям Суд ежегодно отвергает подавляющее большинство жалоб. Поэтому, чтобы Ваша жалоба, уважаемый читатель, не была отвергнута сразу же, нужно обратить самое серьезное внимание на соблюдение правил ее приемлемости.
Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т. е. определить ее как неприемлемую,если обстоятельства приводят его к выводу о том, что:
— жалоба не соответствует вышеназванным правилам, и потому является неприемлемой для рассмотрения;
— заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
— вопрос был решен или по любой другой причине, если Суд посчитает неоправданным продолжать рассмотрение петиции.
Суд может принять решение восстановить жалобу в списке дел, если он сочтет, что обстоятельства оправдывают такой шаг.
Решения Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства.
Вопрос о приемлемости жалобы решается комитетами, образуемыми Судом в составе трех его членов. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если все его члены единогласно проголосуют за это. Если такое решение не принято, то тогда дело рассматривается Палатой Суда, состоящей из семи членов. Она выносит решение о приемлемости индивидуального заявления и по существу дела (ст. 29 Конвенции). В тех случаях, когда дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос толкования Конвенции или Протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос будет противоречить ранее вынесенному Судом решению, Палата до того, как она вынесет свое решение по существу, и если ни одна из сторон в деле не возражает против этого, может передать дело в Большую Палату (ст. 30 Конвенции). Большая Палата образуется Судом и состоит из семнадцати его членов.
В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.
Важная роль в справедливом и дружественном разрешении жалоб принадлежит представителю Российской Федерации в Европейском Суде. Он должен не только отстаивать интересы государства, но искать пути и способы дружественного урегулирования разногласий между участниками спора. Ведь в Суде обязательно кто-то проиграет. Поэтому уже в самой начальной стадии судебного разбирательства нужно приложить максимум усилий для достижения соглашения между гражданином и государством. Это соглашение должно быть достигнуто на основе уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней (ст. 38 Конвенции). Дружественное урегулирование споров — скорейший и кратчайший путь к урегулированию разногласий. И лишь в том случае, когда стороны не приходят к согласию, их спор разрешается Судом.
Если усилия по дружественному урегулированию спора увенчаются успехом, Суд исключает дело из своего списка, вынося решение, в котором дается лишь краткое изложение фактов и суть достигнутого урегулирования (ст. 39 Конвенции).
Если дружественного урегулирования дела достичь не удалось, Суд рассматривает его в Палатах, заседания которых являются открытыми.
Заявитель, если его жалоба принята, может выразить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Если необходимо, а это случается весьма часто, заявитель может быть представлен адвокатом.
Процесс рассмотрения жалобы Европейским Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката(тем не менее это участие рекомендуется). Благодаря финансовым средствам, предоставляемым Советом Европы, Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не располагающему достаточными финансовыми средствами. Это может происходить в том случае, когда для разрешения дела необходим обмен замечаниями по существу жалобы между государством, против которого подана жалоба, и заявителем. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.
Вынося решение в пользу заявителя, Палаты, как правило, предоставляют справедливое удовлетворение потерпевшей стороне, возмещая ущерб, нанесенный ей государством.
Решение Палаты считается окончательным:
— если стороны заявляют, что они не собираются подавать прошение о рассмотрении спора в Большой Палате; или
— если прошло три месяца со дня вынесения Палатой решения по существу, и за это время от сторон не поступило требований о направлении дела в Большую Палату; или
— если камера Большой Палаты, состоящая из пяти членов, отказала в просьбе о рассмотрении спора.
Решения Большой Палаты являются окончательными и не подлежат пересмотру. Если решение по существу дела в целом или его части не выражает единогласного мнения судей, то любой из них вправе представить отдельное мнение.
Государства — участники Конвенции обязаны выполнять окончательные решения Суда, а надзор за их исполнением осуществляет Комитет Министров Совета Европы.
Число судей в составе Суда равно числу государств — участников Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской ассамблеей из числа трех кандидатов, представленных каждым государством, на срок шесть лет. Судья может быть переизбран на новый срок, но он должен уйти в отставку по достижении им 70 лет. Возрастные ограничения для судей были введены ввиду возрастающей нагрузки на них и увеличения объема работы.
Системе рассмотрения жалоб в Европейском Суде уготована долгая жизнь. Такие жалобы неизбежны. В любом государстве, даже самом демократическом, нарушаются права и свободы. Так, каждый год только из Великобритании в Совет Европы поступает свыше тысячи жалоб. А ведь эту страну многие представляют как образец западной демократии. Неизбежен поток жалоб и из России, которая по численности населения значительно превосходит Великобританию. Этот поток предопределен не только характером нарушений прав и свобод человека и гражданина, но и наличием пробелов в российском законодательстве и его несоответствием европейским стандартам.
Однако мы хотим повторить наши советы читателю: не торопитесь, внимательно изучите Конвенцию и в особенности правила приемлемости петиции, и лишь в случае уверенности в своей правоте направляйте заявления в Европейский Суд по правам человека.
При решении вопросов, связанных с оплатой расходов Суда, он учитывает финансовые возможности заявителя. Если Вы не имеете средств оплатить предполагаемые расходы Суда, то Вам необходимо представить соответствующие документы, подтверждающие ограниченность Ваших финансовых средств (сведения об общей сумме Ваших доходов и имеющихся финансовых накоплениях).
В этом случае Суд может решить оплатить лицам, вызываемым для дачи показаний, суточные и транспортные расходы.