Нормы, институты гражданского процессуального права. Действие гражданских процессуальных норм во времени и пространстве.

Как и любая иная отрасль права, гражданское процессуаль­ное право состоит из совокупности норм, т. е. общеобязатель­ных мер должного или возможного поведения участников про­цесса, устанавливаемых государством.

Гражданские процессуальные нормы также содержат все признаки юридических норм. Они представляют собой обще­обязательные формально определенные правила деятельности суда и других субъектов судопроизводства и выражают государ­ственную волю.

Структура гражданских процессуальных норм, как и любой юридической нормы, состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – та часть правовой нормы, которая содержит условия применения нормы.

Диспозиция– та часть нормы, в которой содержится само правило поведения.

Санкция– та часть правовой нормы, которая содержит последствия.

Своеобразие гражданских процессуальных норм заключает­ся в том, что они:

1) устанавливаются только государством и в виде закона (по общему правилу, данные нормы не включаются в подза­конные акты);

2) регулируют правовые действия и отношения в сфере правосудия;

3) имеют цель способствовать своевременному, законному и обоснованному отправлению правосудия;

4) обеспечены возможностью государственного принужде­ния, которое сочетается с другими средствами воздействия.

Указанное положение наиболее очевидно в отношении неис­полнения или несоблюдения гражданских процессуальных пред­писаний (норм) лицами, участвующими в деле, и другими субъ­ектами. Меры принуждения зачастую применяются к участникам после истечения срока, установленного в законе для доброволь­ного исполнения той или иной обязанности (например, в случа­ях оставления судьей заявления без рассмотрения, когда стороны не просили рассмотреть дело в их отсутствие и не явились без уважительных причин по вторичному вызову, и т. п.).

Особенность гражданских процессуальных норм заключается в том, что уровень их правовой обязательности различен: они могут быть обязательны не для всех субъектов гражданских про­цессуальных правоотношений, а лишь для какой-либо одной группы участников. Так, только эксперты обязаны проводить экспертизу и могут быть допрошены в суде. Суд имеет возмож­ность назначить повторную или дополнительную экспертизу.

Обязанность составления судебного протокола возлагается только на секретаря судебного заседания, и только судья после объявления решения обязан разъяснить его содержание, поря­док и срок обжалования.

Гражданские процессуальные нормы в зависимости от их направленности, содержания и нормативных источников при­нято подразделять на дефинитивные, регулятивные, организа­ционные и охранительные.

Дефинитивные нормы. Они содержат формулировку важней­ших гражданских процессуальных понятий (ст. 55 ГПК — по­нятие судебного доказательства; ст. 196 ГПК — понятие судеб­ного решения; ст. 226 ГПК — понятие определения суда пер­вой инстанции и др.).

Регулятивные нормы составляют основной нормативный массив в гражданском процессуальном праве. В зависимости от степени обязательности они, в свою очередь, подразделяют­ся на диспозитивные, выражающие управомочения (например, ст. 39 ГПК), и императивные, устанавливающие процессуаль­ные обязанности (например, ст. 22 ГПК). По смыслу к импе­ративным нормам близки запрещающие нормы, в которых чет­ко выражены запреты (ч. 2 ст. 44 ГПК).

Организационные нормы формируют процессуальную дея­тельность или содержание процессуальных документов и в первую очередь определяют гражданскую процессуальную фор­му. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие разви­тие судебного заседания в суде первой инстанции (в частно­сти, ст. 160—166 ГПК), второй инстанции (ст. 327—329, 351—360 ГПК), реквизиты искового заявления (ст. 131 ГПК), апелляционной, кассационной жалобы или представления (ст. 322, 339 ГПК), судебного протокола (ст. 229 ГПК) и др.

Данные статьи имеют четко выраженный императивный ха­рактер.

Охранительныенормы призваны обеспечить точное и бес­препятственное осуществление всех иных гражданских процес­суальных норм. Характерная особенность названных норм со­стоит в их ярко выраженном санкционном характере, т. е. в том, что они регламентируют применение мер гражданской процессуальной ответственности и защиты (ст. 105 ГПК и др.).

Гражданские процессуальные нормы в основном сосредоточе­ны в Гражданском процессуальном кодексе, что свидетельствует о достоинстве гражданского процессуального регулирования.

Вместе с тем некоторые процессуальные нормы (в основ­ном те, что регламентируют судебную подведомственность воз­никающих споров о праве) помещаются в материально-право­вых законах с целью создания удобств при их правопримене­нии, в результате чего заинтересованные лица имеют комплексный нормативный акт, регулирующий как доброволь­ное, беспрепятственное осуществление субъективных прав и обязанностей, так и их защиту и принудительное осуществ­ление в процессуальном порядке.

Так, например, в Семейном кодексе РФ помещены десятки гражданских процессуальных норм, например о подведомст­венности споров о расторжении брака, лишении родительских прав, взыскании алиментов, участии в суде органов опеки и попечительства, признании усыновления недействительным, установлении отцовства и др.

Кроме того, в Гражданском кодексе РФ имеется достаточно гражданских процессуальных норм, не только предусматриваю­щих подведомственность тех или иных споров о праве, но и свидетельствующих о дополнительных условиях их подведом­ственности, а также о распределении обязанности по доказыванию при ответственности за нарушение обязательств (напри­мер, презумпция вины лица, нарушившего обязательство), на основании которых суд вправе признать гражданина недееспо­собным или отказать в этом, и т. д.

Гражданское процессуальное право в своей системе содержит образования правовых норм, которые называются институтами: институт подведомственности, подсудности, иска, лиц, участвующих в деле, доказательств и т.д.

Действие гражданских процессуальных норм распространя­ется на всю территорию Российской Федерации, поэтому все без исключения суды общей юрисдикции обязаны применять их при рассмотрении и разрешении гражданских дел, пере­смотре судебных решений.

Указанные нормы обязательны с момента введения в дейст­вие содержащего их закона. Как правило, это время четко оп­ределено в нормативном порядке. Так, действующий ГПК был принят 14 ноября 2002 г., а введен в действие с 1 февраля 2003 г. Не рассмотренные до введения в действие ГПК РФ протесты, принесенные в кассационном и надзорном порядке указанными в ст. 282, 320 ГПК РСФСР должностными лица­ми, подлежат рассмотрению в сроки и порядке, которые пре­дусмотрены главами 34, 35 и 36 ГПК РСФСР, но не позднее 1 июля 2003 г.

Гражданско-процессуальные нормы действуют до тех пор, пока в установленном порядке не отменен содержащий их за­кон. Дата отмены или утраты силы закона является датой пре­кращения действия гражданских процессуальных норм.

Действие гражданского процессуального права по кругу лиц означает, что данная отрасль права распространяется:

— в силу принципа равенства граждан перед законом и су­дом на всех граждан РФ независимо от их происхождения, со­циального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, образования, языка, отноше­ния к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;

— на государственные, кооперативные, общественные ор­ганизации;

— на иностранных граждан, лиц без гражданства, обла­дающих правом обращения в суд за защитой с теми же про­цессуальными правами, что и граждане РФ.


Наши рекомендации