Тема 8. Суд в Российской Федерации (с 1991 г. и по настоящее время).
В 1991 г. Россия приступила к осуществлению судебной реформы, начавшейся и не оконченной в СССР в 1989 г. Концепция судебной реформы появилась в 1991 г., большую роль в разработке и реализации реформы и ее законов с 1990 г. сыграло Министерства юстиции. В 1993 г. Верховный Совет РСФСР рассмотрел шаги в осуществлении реформы и одобрил ее концепцию.
Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации 23 октября 1996 г. создали правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.
Конституция 1993 г. в главе 7 (ст. 118-129) определяет судебную власть РФ.
Статья 118 гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
В соответствии со ст. 119 судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации (в настоящее время рассматривается предложение о введении имущественного ценза для судей, по аналогии с Уставом 1864 г.).
Судьи (ст. 120) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Судьи несменяемы (ст. 121), их полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В соответствии со ст. 122 судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Конституция допускает только открытое очное разбирательство дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что дает возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Статья 125 определяет состав и статус Конституционного суда. Конституционный Суд состоит из 19 судей. Закон определяет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Рассмотрение в Конституционном суде осуществляется по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Статья 126 определяет, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии со ст. 127 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 128 гласит, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129 характеризует Прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
31 декабря 1996 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации (принят Государственной Думой 23 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.), который был введен действие с 1 января 1997 года.
Закон состоит из пяти глав, тридцати семи статей.
Общие положения 1 главы (ст. 1-10) характеризуют судебную власть, судебную систему, суды, дают иные универсальные установления. Так, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Вторая глава (ст. 11-16) определяет основы статуса судей РФ, говорит, что судьями являются лица, в соответствии с Конституцией и настоящим Федеральным конституционным законом исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.
Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Судьи несменяемы, неприкосновенны, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
В третьей главе «Суды» (ст. 17-28) определяется порядок создания и упразднения судов, оговаривается осуществление их полномочий.
Конституционный Суд РФ характеризуется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. Верховный Суд Российской Федерации РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, он рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в ряде случаев и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Предусмотрены также специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Полномочия и порядок деятельности всех судов и мировых судей установлен федеральным законом и законом субъектов Российской Федерации.
В четвертой главе (ст. 29-34) изложены заключительные положения закона, в ней учреждаются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Финансирование судов осуществляется на основе федерального бюджета отдельной строкой.
Развитие судебной реформы обеспечивалось последующим законодательством. В 1997 г. были приняты ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Затем в 1998 г. последовали ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ», «О мировых судьях РФ», «О финансировании судов РФ», «О военных судах РФ», «Об общем количестве мировых судей и судебных участков в РФ». Перечисленные законы принимались в течение 1999 г. ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» появился в 2000 г.
Следующим шагом стало осуществление судебной реформы в ходе Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. В ходе реализации реформы в РФ была сформирована новая судебная система, которая, несмотря на многочисленные трудности объективного и субъективного характера, начала функционировать.
С формированием судебной системы РФ тесно связано развитие органов и учреждений юстиции РФ. В 1990 г. была создана Ассоциация нотариусов РСФСР, затем появилось законодательство 1993 г. о нотариате. Не менее важны и акты 1991, 1993 гг. о Министерстве юстиции, адвокатуре, указ 1996 г. о развитии органов и учреждений юстиции. Концепция реформы юстиции была заложена в 1996 г., затем вышли законы 1997 г. о судебных приставах и исполнительном производстве, закон 1997 г. о государственной регистрации прав. В 1997 г. началось реформирование уголовно-исполнительной системы, ставшей ГУИН с 1999 г., с 2006 г. началась подготовка исполнительного кодекса РФ, в 2007 г. принят ФЗ «Об исполнительном производстве». В 1998 г. произошла передача регистрационных органов из ведения Министерства экономики в МЮ. В настоящее время юстиция осуществляет экспертизу и регистрацию правовых актов, исполнение судебных решений. Институт судебных приставов в современной России, служба исполнения наказаний, прокуратура также находятся в процессе развития.
Таким образом, 1990-е гг. можно назвать решающим этапом в принятии законов о судебной реформе, 2000-е гг. можно назвать вехой в ее реализации, начальным шагом к совершенствованию судебной системы России.
Список литературы для изучения спецкурса
«История российского суда»
Абдулин Р. С. Судебная власть в России: традиции и современность (историко-правовой аспект). Курган, 2005.
Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия. Сборник статей. М., 2008.
Бабенко В. Н. Судебная система России: история и современность. М„ 2005.
Бабенко В. Н. История суда России (IX — начало XXI в.) / В. Н. Бабенко, И. П. Слободянюк. М„ 2005.
Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002 гг.): история, события, люди. М., 2003.
Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга первая (1019-1917). М. 2003.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая (1917-2003). М. 2003.
Воскобитова Л. А. Судебная власть: возникновение, развитие, типология: учеб. пособие. Ставрополь, 2001.
Гессен И. В. История русской адвокатуры. М., 1997.
Дюкова Е. А. Конституционно-правовые основы контрольной деятельности судебной власти в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
Ерошкин Н. II. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.
Ефремова Н. Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802-1917 гг. Историко-правовой очерк. М., 1983.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994,1998. (или др. издания).
История государства и права России /под ред. Ю. П. Титова. М., 1997, 2000 (или др. издания).
История национально-государственного строительства в СССР, 1917-1978. В 2 т. 3-е изд., перераб. и доп. М„ 1979.
История российского правосудия: учеб. пособие для вузов по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н. А. Колоколова. М„ 2009.
Кошко А. Р. Судопроизводство по преступлениям против государства в период «оттепели» (1953-1964 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
Кузнецов И. Н. История государства и права России (Купг прений). Минск, 2000. ^УРслек-
Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. / ред. Е. А. Скрипилев, Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин. М„ 2003.
Министерство юстиции за 200 лет (1802-2002). Историко- правовой очерк. М., 2002.
Новицкая Т. Е. История отечественного государства и права. М., 1994,2000.
Основные законодательные акты по советскому государственному строительству и праву. М., 1972.
Петухов Н. А. История военных судов России / под ред. В. М. Лебедева. М„ 2003.
Поршнев В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России 1917-1922 гг. М„ 1990.
Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. М„ 1984-1994.
Сафонов В. Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные конституционно- правовые аспекты. М., 2008.
Сачков А. Н. Российская мировая юстиция: институционально- правовые основы. Ростов н/Д, 2007.
Слободянюк И. П. Суд и закон в Российской империи (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). М., 2005.
Социально-экономические проблемы истории развитого социализма. М., 1976.
Суд и правосудие в СССР / под ред. Б. А. Галкина. М., 1981.
Цечоев В. К. История государства и права народов Дона и Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2003.
Цечоев В. К., Власов В. И. История отечественного государства и права. Ростов н/Д, 2003 (или др. издания).
Чинчиков А. М. Советская историография социалистического преобразования сельского хозяйства (1917-1969 гг.). М„ 1971.
Чистяков О. И. Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.). Вып. 2. М., 1994.
Чистяков О. И. Создание советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.). Вып. 1. М„ 1994.
[1] См.: Цечоев В. К. История суда России: учеб.-метод. комплекс для студентов очной, заочной форм обучения / Ростов, филиал РАП. Ростов н/Д, 2007. С. 15-17, 27-29.
[2] См.: Российское законодательство Х-ХХ вв. / под общ. ред. О. И. Чистякова: в 9т. М„ 1984-1994. Т. 1-9.
[3] См.: История государства и права СССР. Ч. 1. / под ред. О. И. Чистякова, И. Д. Мартысевича М„ 1985. Ч. 1.