Тема 1. Историко-теоретические аспекты возникновения и формирования процессуального права и процессуальной науки и их влияние на современные тенденции развития процессуального права

Тема 2. . Сущность и значение современного процессуального права: актуальные проблемы теории.

Форма проведения занятия - экспресс-опрос, (интерактивное/активное занятие - «работа в малых группах»)

1.Понятие процессуальных отраслей в теории права.

2.Особенности предмета и метода регулирования процессуальных отраслей права.

3.Цели и задачи процессуального права.

4.Структура гражданского, арбитражного административного процессуального права и структура законодательства.

5.Функции процессуального права.

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель – уяснение сущности современного процессуального права. Анализ его актуальных проблем.

Работа в малых группах:

Технология проведения

Работу в малых группахоткрывает преподаватель, определяющий цели и задачи её проведения. Студенты делятся на 2 или 3 группы. Самостоятельно разбирают тему занятия (изучение нормативной и специальной литературы с целью определение собственной точки зрения) и готовят противоположной команде вопросы (15-20). Каждая команда задаёт друг другу вопросы по очереди, даётся минута на обсуждение, если команда отвечает, - получает балл, если нет, то балл получает команда, задавшая вопрос. Преподаватель предоставляет командам право слова и вправе снимать вопросы как некорректные или не относящиеся к теме семинара. По итогам работы преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Форма представления студентами конечного результата- устный ответ ( экспресс-опрос)

Тема 3.Правовое регулирование современных судопроизводств

Форма проведения занятия – решение задач

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель – уяснение современных кодифицированных актов процессуального права.

1.Современные кодифицированные акты процессуального права.

2.Роль и значение судебной практики для осуществления современного судопроизводства.

3.Аналогия закона и аналогия права.

4. Основные начала процессуального права.

Технология проведения

Преподаватель раздает каждому учащемуся задачу. Для решение отводится 30 минут. Далее, в форме устного ответа, студенты рассказывают свою версию решения задач. Преподаватель заслушав студента, комментирует на правильность аргументации, обоснования решения, возможны дискуссии.

Требование к решению:

Содержание задачи требует при ответе не только правильное определение статей ГПК РФ, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора статьи ГПК), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов гражданского процессуального права, признаков и свойств описываемых категорий и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Ответ должен содержать описание проблемы и спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, прокурора и др.), ответ обязательно должен включать анализ мнений участников процесса.

Перечень задач:

№ 1.

Районный суд, рассматривая дело по иску Петрова А. Г. к Иванову П. С. о взыскании долга по договору займа, объявил перерыв на более позднее время того же дня для того, что- бы истец представил в суд подлинную письменную расписку ответчика. Поскольку на данный день было назначено рассмотрение и других дел, суд в течение объявленного перерыва рассмотрел дело о восстановлении на работе, по которому вынес решение. После этого суд продолжил судебное заседание по первому делу о взыскании Долга по договору займа, поскольку истец представил подлинную расписку ответчика. Были ли судом нарушены принципы гражданского процессуального права?

№2

В районном суде под председательством судьи Федорова Г. К. слушалось Гражданское дело по иску водителя Ферукшина М. А. о восстановлении на работе. В судебном заседании истец Ферукшин М. А. заявил ходатайство об отложении дела и переводе ему с русского на татарский язык докладных записок начальника колонны, явившихся основанием для издания приказа об увольнении. Ферукшин М. А. пояснил, что проживает в селе, в котором большинство жителей составляет татарское население. Он лучше понимает содержание документов на татарском языке, чем на русском. Представитель ответчика возразил против удовлетворения ходатайства, полагая, что его удовлетворение только помешает правильному разрешению дела, поскольку все работники предприятия общаются на русском языке. 82 Суд удалился для обсуждения ходатайства. Какое определение вынесли бы вы, являясь судьей?

№3

Супруги Красновы, работающие в музыкальном училище в качестве преподавателей по классу фортепиано, обратились к директору училища с просьбой предоставить в их временное пользование фортепиано. Свою просьбу они обосновали тем, что в период ремонта в училище им трудно проводить занятия с учениками. После окончания капитального ремонта директор обратился к Красновым с просьбой о возврате музыкального инструмента. Однако преподаватель по классу фортепиано Краснова заявила, что в настоящее время инструмент находится на хранении у их общих знакомых Угольниковых, куда ее муж отвез 84 фортепиано после того, как он предъявил иск о расторжении брака, а она предъявила к нему требование о разделе общего имущества. Директор музыкального училища от своего имени предъявил иск к супругам о возврате инструмента. Определите процессуальное положение лиц, участвующих в деле. В качестве кого должен участвовать в процессе директор училища?

№4

Братья Стрельцовы, проживающие в г. Кирове, получили в наследство земельный уча- сток в пос. Советское Саратовской области. Не достигнув соглашения по порядку использования земли, братья решили обратиться за судебной защитой. Адвокат разъяснил братьям, что обратиться следует в суд по месту нахождения земельного участка. Принимая во внимание отдаленность места своего проживания от места нахождения земельного участка, братья заключили соглашение, в котором указали, что все споры, возникающие между ними, должны рассматриваться судом по месту их жительства. Действительно ли указанное соглашение?

№5

Подлежит ли дальнейшему рассмотрению принятое к производству судом общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности дело по спору, в котором в результате отказа от иска к физическому лицу сторонами остались юридические лица, заявляющие требования, подведомственные арбитражному суду? Изменится ли решение, если физическое лицо, к которому предъявлялись исковые требования, является ненадлежащим?

№6

При подготовке дела к судебному разбирательству истец просил обеспечить исковые требования - наложить арест на расчетный счет акционерного общества. Ходатайство было удовлетворено. Вызванный судьей представитель ответчика заявил, что блокирование расчетного счета полностью парализует деятельность предприятия. Поэтому адвокатом было представлено письменное заявление, подписанное генеральным директором акционерного общества, о полном признании иска с просьбой прекратить производство по делу. Какие действия должны быть совершены судом?

№7

При подготовке к судебному разбирательству дела о признании завещания недействительным судья без соответствующего ходатайства сторон, и не спросив их согласия, назначил экспертизу, поручив ее проведение судебно-экспертному учреждению. В определении о назначении судебно-психиатрической экспертизы перед экспертом был поставлен вопрос, может ли завещание быть признано недействительным вследствие того состояния, в котором находился наследодатель в момент составления завещания. Руководитель экспертного учреждения возвратил определение о назначении экспертизы без исполнения, мотивировав это тем, что в штате учреждения состоит лишь один экс- перт, способный проводить судебно-психиатрическую экспертизу, но в данное время он не имеет возможности провести экспертное исследование, поскольку перегружен работой. Был ли соблюден судом порядок назначения экспертизы. Правильно ли сформулирован вопрос, поставленный перед экспертом? Имеет ли право руководитель судебно- экспертного учреждения не исполнить определение суда о назначении экспертизы?

№8

Григорьев А. П. обратился в суд с иском к директору предприятия «Океан» Генкину Т. С., требуя опровержения распространенных ответчиком сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. В заявлении истец указал, что на общем собрании сотрудников предприятия директор обвинил его в совершении нечестного поступка и недобсовестности при осуществлении служебной деятельности. Судья предложил истцу представить имеющиеся у него доказательства, подтверждающие факт распространения ответчиком сведений, порочащих характер этих сведений, а также несоответствия этих сведений действительности. Разъясните содержание общего и специальных правил распределения обязанностей по доказыванию. Как распределяются обязанности по доказыванию в данном деле?

№9

Наследники Баграмяна предъявили иск к Афанасьеву о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, заключенного между ним и Баграмяном, как совершенного под влиянием угрозы. В обоснование своего иска они представили письменные объяснения Баграмяна об имевшем месте факте принуждения, записанные им незадолго перед его 94 смертью. Кроме этого, они просили предоставить одному из соистцов, девятилетнему сыну Баграмяна, возможность дать показания в суде, поскольку он являлся очевидцем совершения сделки. Представитель Афанасьева возразил против приобщения письменных объяснений, ссылаясь на нарушение тем самым принципа непосредственности, а также против допроса несовершеннолетнего Баграмяна, указывая на то, что несовершеннолетние участники процесса вправе осуществлять процессуальные действия только через своих законных представителей. Как должен поступить суд?

№10

К судебному приставу-исполнителю обратился П. Парамонов с просьбой оказать со- действие в исполнении решения, резолютивная часть которого гласила: "Иск П. В. Парамонова к С. Ладыжинскому удовлетворить. Обязать ответчика передать истцу рукописи и личный архив его отца - В. Н. Парамонова." Как пояснил В. Парамонов ответчик передал только часть рукописей из архива. Какими недостатками обладает резолютивная часть решения? Как следует поступить судебному приставу-исполнителю?

Форма представления студентами конечного результата – устный ответ ( решение задачи)

Технология проведения

Преподаватель разделяет учащихся на 3 или 4 группы, раздает каждой группе задачу . Для решение отводится 30 минут. Далее, в форме устного ответа, один представитель от «малой группы» устно представляет решения задачи. Преподаватель заслушав студента, комментирует на правильность аргументации, обоснования решения, возможны дискуссии.

Требование к решению:

Содержание задачи требует при ответе не только правильное определение статей ГПК РФ, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора статьи ГПК), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов гражданского процессуального права, признаков и свойств описываемых категорий и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Ответ должен содержать описание проблемы и спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, прокурора и др.), ответ обязательно должен включать анализ мнений участников процесса.

Перечень задач:

№1

В ходе судебного разбирательства по иску о разделе жилого дома ответчиком было за- явлен отвод эксперту Г. Казакову, которому суд поручил провести инженерно-строительную экспертизу о возможности перепланировки строения для создания двух изолированных помещений с отдельными входами. Ходатайство было обосновано необъективностью эксперта, поскольку, во-первых, его кандидатура была названа истцом, а во-вторых, расходы эксперту оплачивает также истец. Кроме того, ответчик выразил сомнение в квалификации Казакова, работающего архитектором в тресте промышленного строительства. Адвокат истца заявил отвод судье, который год назад участвовал в качестве секретаря в рассмотрении иска о взыскании алиментов с ответчика. Подлежат ли удовлетворению заявленные отводы? Составьте ходатайство об отводе эксперта Казакова.

№2

При установлении порядка исследования доказательств по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего службу по контракту, были заслушаны представители сторон. Адвокат истца предложил сначала заслушать заключение эксперта, затем допросить свидетелей, а после этого исследовать письменные и вещественные доказательства. Адвокат ответчика предложил сначала исследовать доказательства, представленные истцом либо истребованные судом по ходатайству истца, а затем доказательства ответчика. 102 После совещания на месте суд определил исследовать доказательства в логической последовательности - сначала исследовать контракт о найме на военную службу, затем заслушать заключение эксперта, исследовать письменные доказательства и допросить свидетелей. Какая точка зрения Вам представляется более правильной?

№3

Паршин, против которого было вынесено заочное решение по иску Киселева о взыскании долга, через пять дней после получения копии этого решения, обратился в суд первой инстанции с заявлением пересмотре заочного решения, направив одновременно в вышестоящий суд кассационную жалобу на это решение. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

№4

Дубов А. Н. обратился в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с исковым заявлением к Избирательной комиссии Челябинской области о нарушении федерального за- кона о выборах, в котором просил взыскать с ответчика в его пользу и пользу его дочери компенсацию морального вреда в связи с тем, что его дочь не была указана в списках избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Судья постановила определение об оставлении искового заявления без движения, указав на отсутствие в тексте искового заявления указаний на нарушение или угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов истца и доказательств уплаты государственной пошлины. Правомерны ли действия судьи?

Форма представления студентами конечного результата – устный ответ ( решение задачи)

Экзамен

№ п/п Элемент оценочных средств
1. Развитие процессуального права в римском праве.
2. Развитие процессуального права в странах романо-германской (континентальной) правовой семьи.
3. Развитие процессуального права в странах англосаксонской правовой семьи (общего права).
4. Развитие процессуального права в странах религиозно-традиционной правовой семьи.
5. Развитие процессуального права в странах социалистической правовой семьи.
6. Развитие процессуального законодательства в дореволюционном праве России.
7. Первые кодифицированные процессуальные акты в России.
8. Развитие процессуального законодательства в советский период развития государства.
9. Понятие процессуальных отраслей в теории права.
10. Особенности предмета и метода регулирования процессуальных отраслей права.
11. Цели и задачи процессуального права
12. Структура гражданского, арбитражного административного процессуального права и структура законодательства.
13. Функции процессуального права.
14. Понятие системы права.
15. Общая часть процессуального права: понятие и составные элементы.
16. Особенная часть процессуального права.
17. Понятие процессуально-правового механизма и его элементы.
18. Процессуально-правовые нормы и их особенности.
19. Юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения.
20. Процессуальные правоотношения и их особенности.
21. Современные судебные органы в зарубежных странах.
22. Особенности структуры кодифицированных процессуальных актов в современных зарубежных странах.
23. Цели и задачи процессуального законодательства в зарубежных странах.
24. Стадии процесса и виды производств в процессуальном законодательстве зарубежных стран
25. Основные направления развития процессуального законодательства в зарубежных странах
26. Построение современной судебной системы в России.
27. Современное процессуальное (гражданское, арбитражное, административное) законодательство.
28. Влияние материального права на развитие современного (гражданское, арбитражное, административное) процессуального права.
29. Актуальные проблемы реформы современного процессуального (гражданское, арбитражное, административное) законодательства в России.
30. Мировое соглашение в гражданском, арбитражном и административном процессе: проблемы правового регулирования.
31. Особенности реализации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).
32. Характеристика других альтернативных процедур урегулирования споров, применяемых в международном и российском праве: переговоры с участием посредника (facilitatednegotiation или facilitation); арбитраж (третейский суд); посредничество (mediation); доарбитражное производство; независимое заключение эксперта (expertdetermination); переговоры с помощью компьютерных программ и т.п.
33. Понятие, виды, порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
34. Формы взаимодействия третейских и государственных судов.
35. Нотариат в системе защиты материальных прав.

Тема 1. Историко-теоретические аспекты возникновения и формирования процессуального права и процессуальной науки и их влияние на современные тенденции развития процессуального права

(форма проведения занятия – написание эссе и решение тестовых заданий)

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности магистров.

Тактическая цель занятия – уяснение исторических аспектов формирования процессуального права и процессуальной науки.

Этапы подготовки к написанию эссе:

· выбор темы

· установление времени выполнения работы

· самостоятельная работа студента по выбранной теме, с формированием письменной позиции согласно требованием к оформлению эссе

· оценка выполненной работы преподавателем

Требование к оформлению:

  • текст должен отражать позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Автор должен высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность выбранной позиции;
  • в тексте должно быть продемонстрировано владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета;
  • текст должен быть завершенным и четко структурированным, посвященным строго заданной выбранной темой проблематике;
  • стилевое решение, структурная организация текста, лексика должны соответствовать заданной тематике и поставленной автором задаче;

Критерии оценки:

Уровень владения языком написания эссе.

  • владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета;
  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
  • раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе;
  • аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или собственный опыт;

Примерный перечень тем:

  • Развитие процессуального права в римском праве.
  • Развитие процессуального права в странах романо-германской (континентальной) правовой семьи.
  • Развитие процессуального права в странах англосаксонской правовой семьи (общего права).
  • Развитие процессуального права в странах религиозно-традиционной правовой семьи. Развитие процессуального права в странах социалистической правовой семьи.

Решение тестовых заданий:

Вопрос и варианты ответа оглашаются преподавателем. Дается минута на обдумывания, после преподаватель выбирает кандидатуру для ответа из числа желающих. Задача проведения тестирования – проверка остаточных знаний по теоретическому курсу прошлых лет.

1. Особое производство

а) дела возникают из отношений власти и подчинения, материально – правовой спор в данной категории дел отсутствует, однако, сам спор всё-таки имеет место. Стороны называются заявителями и другие заинтересованные лица.

б) не связано с разрешением спора о праве, материально-правовой спор в данных делах отсутствует. Стороны называются - заявитель и заинтересованные лица.

в) возникает при наличии материально-правового спора, стороны называются истец и ответчик.

2. Стадией гражданского процесса не является

а) производство в суде первой инстанции;

б) производство в суде апелляционной или кассационной (второй) инстанции;

в) пересмотр дел в порядке надзора;

г) рассмотрение дел об установлении юридических фактов;

д) пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

е) исполнительное производство.

3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

а) являются нормативными источниками гражданского процесса

б) обязательны для применения всеми судами

4. Гражданское процессуальное правоотношение – это:

а) отношение, складывающиеся между судом и участниками процесса при совершении процессуальных действий и урегулированные нормами гражданского процессуального права.

б) отношение, складывающиеся между участниками процесса при совершении процессуальных действий и урегулированные нормами гражданского процессуального права.

5. Кто из перечисленных лиц не является стороной в гражданском процессе?

а) истец б) ответчик в) представитель

6. Истец – …

а) лицо, в чьих интересах подан иск

б) любой, кто подал иск

7. Специальным правом истца является:

а) право знакомиться с материалами дела

б) отказ от иска

в) заявлять ходатайства

8. Какой вид представительства лишний?

а) законное

б) договорное

в) публичное

г) общественное

д) по назначению

9. Подведомственность - это …

а) относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами;

б) распределение компетенции между судами общей юрисдикции;

в) распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции.

10. Судам общей юрисдикции подведомственны дела:

а) между юридическими лицами

б) дела из гражданских правоотношений

в) экономические споры и дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

11. Какие обстоятельства подлежат доказыванию?

а) общеизвестные

б) обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями

в) обстоятельства, установленные не вступившими в законную силу решениями

12. К судебным расходам не относятся:

а) государственная пошлина

б) судебные издержки

в) судебные штрафы

13. Не является элементом иска:

а) предмет

б) основание

в) резолютивная часть

14. При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судья:

а) оставляет заявление без движения

б) возвращает исковое заявление

в) может отложить судебное разбирательство

15. Рассмотрение дела по существу начинается с:

а) судебных прений

б) объяснений лиц, участвующих в деле

в) допроса свидетелей

г) доклада председательствующег

Форма представления студентами конечного результата – проверка эссе, ответы на вопросы теста.

Наши рекомендации