Прекращение служебного контракта
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случаях:
Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя [4].
Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.
Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.
Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.
Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).
В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).
Служебный контракт как соглашение между работодателем (представителем нанимателя) и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим, устанавливающее права и обязанности сторон, представляет собой, по существу, аналог трудового договора применительно к государственной гражданской службе. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе, Закон) содержит специальную главу, посвященную основаниям и последствиям прекращения служебного контракта. Содержание и структура данной главы Закона о гражданской службе свидетельствуют о том, что этот Закон рассматривается законодателем как самостоятельный нормативный акт, регулирующий трудовые (служебные) отношения государственных гражданских служащих и, в частности, порядок расторжения служебного контракта; в ней в отличие от прежнего законодательства (Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации») не только устанавливаются особенности прекращения служебного контракта, но и воспроизведен ряд общих положений ТК РФ, относящихся к прекращению трудового договора. В правовой литературе можно встретить суждения, согласно которым вопросы увольнения гражданских служащих урегулированы Законом о гражданской службе с исчерпывающей полнотой, и оснований для применения здесь трудового законодательства нет >. Однако анализ практических проблем применения законодательства свидетельствует об обратном. Закон не содержит комплекта норм, достаточного для полного, исчерпывающего регулирования всех вопросов прекращения служебного контракта. Поэтому в ряде случаев при регулировании отношений, связанных с увольнением гражданских служащих, действуют непосредственно нормы ТК [5].
Общие основания прекращения служебного контракта изложены в ст. 33 Закона. Обращает на себя внимание терминология, используемая в названии статьи и в ее содержании. Статья озаглавлена "Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы". Возникает вопрос: действительно ли содержащиеся в названии статьи определения относятся к разным понятиям, или это лишь неудачная формулировка? В тексте статьи данные понятия не раскрываются, и представляется, что речь в ней идет именно об основаниях прекращения служебного контракта, поскольку освобождение от должности и увольнение в данном случае также подразумевают окончание действия служебного контракта. Небезынтересно отметить, что в статьях Закона, посвященных конкретным основаниям увольнения (ст. ст. 34 - 41), не применяются одновременно эти три формулировки, а используется термин "расторжение (прекращение) служебного контракта", и за этим термином кроется увольнение гражданского служащего .