Игровые формы и методы обучения юриспруденции.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»
направление 030500 «Юриспруденция»
Магистерская программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
Форма обучения (очная)
I. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» является общим курсом для студентов магистерского направления 030500 «Юриспруденция», магистерской программы 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
В обучении по данному курсу ставятся следующие цели и задачи:
– в системном виде изложить современные представления о сущности методики преподавания юриспруденции в высшей школе.
– задать устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности.
– в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.
Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия.
Семинарские занятия представляют собой обсуждение под руководством преподавателя учебного материала, изученного студентами самостоятельно. В процессе семинарских занятий обобщаются, систематизируются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях, в процессе работы с учебной и научной литературой.
Кроме того, с помощью семинаров контролируется индивидуальная успеваемость студентов.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать содержание соответствующей лекции, изучить рекомендуемую литературу, в случае необходимости - подготовить краткие конспекты, тезисы, схемы, словари, которые могут помочь глубже разобраться в обсуждаемой тематике, логично построить выступление.
Общие требования к освоению материала курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»следующие:студентдолжен продемонстрировать наэкзамененаличие представлений об основных категориях дисциплины; владеть терминологией,заданнойкурсом; уметь формулировать основные законы и тезисы в рамках,определенных государственнымстандартомирабочейпрограммой курса.
Студентдопускается кзачету при условии полного выполнения учебного плана. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; но плохо реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; не отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент не достаточно хорошо владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия общих представленийо содержании курса; неумения ориентироваться в фактологии, основных понятиях и положениях курса.
II. Содержание дисциплины
1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.
1.2. История развития преподавания юриспруденции.
1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.
1.4. Универсальность юридического образования.
2. Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.
2.1. Цели и функции обучения.
2.2. Структура процесса обучения.
2.3. Методы обучения и их классификация.
2.4. Формы организации обучения.
3. Методика подготовки и проведения лекции.
3.1. Понятие лекции.
3.2. Основные цели и функции лекции:
3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.
3.5. Методика чтения лекции.
4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия.
4.1. Теория семинарского занятия.
4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.
5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.
5.1. Практические занятия.
5.2. Лабораторные занятия.
VII. Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрено.
VIII. Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента
Цели и задачи самостоятельной работы студента
В настоящее время в рамках учебного процесса по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно возрастает количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения. В ходе проведения аудиторных занятий возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу курса. Основная роль при решении данной проблемы отводится самостоятельной работе студентов по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» в рамках учебного процесса.
Основной цельюсамостоятельной работы студентовявляется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые необходимы для углубленного изучения курса. Самостоятельная работа проводится для того, чтобы студент умел самостоятельно изучать, анализировать, перерабатывать и излагать изученный материал.
К основным задачам самостоятельной работы студентов следует отнести:
1) продолжение изучения курса во внеаудиторное время, т.е. в библиотеке, дома и т.д., в соответствии с кафедральной программой по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»;
2) углубленное изучение во внеаудиторное время отдельных вопросов курса, как входящих, так и не входящих в обязательную программу курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», к которым студент проявляет повышенный интерес, или по заданию преподавателя;
3) привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» преподавателем могут быть предложены и иные формы самостоятельной работы (к примеру, подготовка рефератов по отдельным темам программы курса, подготовка докладов и научных сообщений для выступления на семинарских занятиях и др.).
В ходе проведения самостоятельной работы студент по рекомендации преподавателя или по собственному желанию изучает монографические издания и научные статьи, конспектирует их, сопоставляет дискуссионные точки зрения, анализирует их, выдвигает и обосновывает свою точку зрения по обсуждаемой проблематике.
Важным является также и то, чтобы самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану.
Важным является также и то, чтобы самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану.
Количество часов, отводимых на самостоятельную работу по видам деятельности:
1.Написание рефератов – 16 ч.;
2. Подготовка к практическим и семинарским занятиям – 18 ч.;
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»
направление 030500 «Юриспруденция»
Магистерская программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
Форма обучения (очная)
I. Цели и задачи изучения дисциплины
Курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» является общим курсом для студентов магистерского направления 030500 «Юриспруденция», магистерской программы 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
В обучении по данному курсу ставятся следующие цели и задачи:
– в системном виде изложить современные представления о сущности методики преподавания юриспруденции в высшей школе.
– задать устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности.
– в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.
Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия.
Семинарские занятия представляют собой обсуждение под руководством преподавателя учебного материала, изученного студентами самостоятельно. В процессе семинарских занятий обобщаются, систематизируются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях, в процессе работы с учебной и научной литературой.
Кроме того, с помощью семинаров контролируется индивидуальная успеваемость студентов.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать содержание соответствующей лекции, изучить рекомендуемую литературу, в случае необходимости - подготовить краткие конспекты, тезисы, схемы, словари, которые могут помочь глубже разобраться в обсуждаемой тематике, логично построить выступление.
Общие требования к освоению материала курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»следующие:студентдолжен продемонстрировать наэкзамененаличие представлений об основных категориях дисциплины; владеть терминологией,заданнойкурсом; уметь формулировать основные законы и тезисы в рамках,определенных государственнымстандартомирабочейпрограммой курса.
Студентдопускается кзачету при условии полного выполнения учебного плана. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; но плохо реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; не отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент не достаточно хорошо владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия общих представленийо содержании курса; неумения ориентироваться в фактологии, основных понятиях и положениях курса.
II. Содержание дисциплины
1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.
1.2. История развития преподавания юриспруденции.
1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.
1.4. Универсальность юридического образования.
2. Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.
2.1. Цели и функции обучения.
2.2. Структура процесса обучения.
2.3. Методы обучения и их классификация.
2.4. Формы организации обучения.
3. Методика подготовки и проведения лекции.
3.1. Понятие лекции.
3.2. Основные цели и функции лекции:
3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.
3.5. Методика чтения лекции.
4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия.
4.1. Теория семинарского занятия.
4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.
5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.
5.1. Практические занятия.
5.2. Лабораторные занятия.
Игровые формы и методы обучения юриспруденции.
6.1. Общие положения понятия игры.
6.2. Классификация игр.
6.3. Основные задачи и принципы организации игры.
7. Педагогический контроль и оценка качества усвоения знаний студентов.
7.1. Понятие усвоения знаний студентов.
7.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.
7.3. Отличия учебной оценки и отметки.
7.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур.
7.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
7.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний .
8. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.
8.1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
8.2. Основные понятия и определения.
8.3. О мотивации самостоятельной работы студентов.
8.4. Организация и формы самостоятельной работы.
8.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
9. Методика преподавания юридических дисциплин.
9.1.Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе.
9.2. Новые эффективные формы и методы преподавания юридических дисциплин.
9.3. Методика преподавания юридических дисциплин посредством метода сократического диалога.