Игровые формы и методы обучения юриспруденции.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

направление 030500 «Юриспруденция»

Магистерская программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

Форма обучения (очная)

I. Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» является общим курсом для студентов магистерского направления 030500 «Юриспруденция», магистерской программы 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

В обучении по данному курсу ставятся следующие цели и задачи:

– в системном виде изложить современные представления о сущности методики преподавания юриспруденции в высшей школе.

– задать устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности.

– в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.

Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Семинарские занятия представляют собой обсуждение под руководством преподавателя учебного материала, изученного студентами самостоятельно. В процессе семинарских занятий обобщаются, систематизируются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях, в процессе работы с учебной и научной литературой.

Кроме того, с помощью семинаров контролируется индивидуальная успеваемость студентов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать содержание соответствующей лекции, изучить рекомендуемую литературу, в случае необходимости - подготовить краткие конспекты, тезисы, схемы, словари, которые могут помочь глубже разобраться в обсуждаемой тематике, логично построить выступление.

Общие требования к освоению материала курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»следующие:студентдолжен продемонстрировать наэкзамененаличие представлений об основных категориях дисциплины; владеть терминологией,заданнойкурсом; уметь формулировать основные законы и тезисы в рамках,определенных государственнымстандартомирабочейпрограммой курса.

Студентдопускается кзачету при условии полного выполнения учебного плана. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; но плохо реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; не отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент не достаточно хорошо владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия общих представленийо содержании курса; неумения ориентироваться в фактологии, основных понятиях и положениях курса.

II. Содержание дисциплины

1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.

1.2. История развития преподавания юриспруденции.

1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.

1.4. Универсальность юридического образования.

2. Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.

2.1. Цели и функции обучения.

2.2. Структура процесса обучения.

2.3. Методы обучения и их классификация.

2.4. Формы организации обучения.

3. Методика подготовки и проведения лекции.

3.1. Понятие лекции.

3.2. Основные цели и функции лекции:

3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.

3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.

3.5. Методика чтения лекции.

4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия.

4.1. Теория семинарского занятия.

4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.

5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.

5.1. Практические занятия.

5.2. Лабораторные занятия.

VII. Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.

VIII. Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента

Цели и задачи самостоятельной работы студента

В настоящее время в рамках учебного процесса по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно возрастает количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения. В ходе проведения аудиторных занятий возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу курса. Основная роль при решении данной проблемы отводится самостоятельной работе студентов по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» в рамках учебного процесса.

Основной цельюсамостоятельной работы студентовявляется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые необходимы для углубленного изучения курса. Самостоятельная работа проводится для того, чтобы студент умел самостоятельно изучать, анализировать, перерабатывать и излагать изученный материал.

К основным задачам самостоятельной работы студентов следует отнести:

1) продолжение изучения курса во внеаудиторное время, т.е. в библиотеке, дома и т.д., в соответствии с кафедральной программой по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»;

2) углубленное изучение во внеаудиторное время отдельных вопросов курса, как входящих, так и не входящих в обязательную программу курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», к которым студент проявляет повышенный интерес, или по заданию преподавателя;

3) привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» преподавателем могут быть предложены и иные формы самостоятельной работы (к примеру, подготовка рефератов по отдельным темам программы курса, подготовка докладов и научных сообщений для выступления на семинарских занятиях и др.).

В ходе проведения самостоятельной работы студент по рекомендации преподавателя или по собственному желанию изучает монографические издания и научные статьи, конспектирует их, сопоставляет дискуссионные точки зрения, анализирует их, выдвигает и обосновывает свою точку зрения по обсуждаемой проблематике.

Важным является также и то, чтобы самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану.

Важным является также и то, чтобы самостоятельная работа студентов по определенной проблематике проводится с учетом времени изучения данной темы по учебному плану.

Количество часов, отводимых на самостоятельную работу по видам деятельности:

1.Написание рефератов – 16 ч.;

2. Подготовка к практическим и семинарским занятиям – 18 ч.;

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

направление 030500 «Юриспруденция»

Магистерская программа 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

Форма обучения (очная)

I. Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» является общим курсом для студентов магистерского направления 030500 «Юриспруденция», магистерской программы 03050008 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»

В обучении по данному курсу ставятся следующие цели и задачи:

– в системном виде изложить современные представления о сущности методики преподавания юриспруденции в высшей школе.

– задать устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности.

– в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» студенты должны ознакомиться с основными понятиями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях. Усвоение данной учебной дисциплины должно способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.

Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Семинарские занятия представляют собой обсуждение под руководством преподавателя учебного материала, изученного студентами самостоятельно. В процессе семинарских занятий обобщаются, систематизируются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях, в процессе работы с учебной и научной литературой.

Кроме того, с помощью семинаров контролируется индивидуальная успеваемость студентов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо проработать содержание соответствующей лекции, изучить рекомендуемую литературу, в случае необходимости - подготовить краткие конспекты, тезисы, схемы, словари, которые могут помочь глубже разобраться в обсуждаемой тематике, логично построить выступление.

Общие требования к освоению материала курса «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»следующие:студентдолжен продемонстрировать наэкзамененаличие представлений об основных категориях дисциплины; владеть терминологией,заданнойкурсом; уметь формулировать основные законы и тезисы в рамках,определенных государственнымстандартомирабочейпрограммой курса.

Студентдопускается кзачету при условии полного выполнения учебного плана. Оценка «отлично» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент свободно владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины; но плохо реагируетна вопросы, требующие не столько работы памяти, сколько работы мышления; не отвечает на «проблемные» вопросы. Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если студент не достаточно хорошо владеет терминологией, теоретическим материалом и фактологической основой дисциплины. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия общих представленийо содержании курса; неумения ориентироваться в фактологии, основных понятиях и положениях курса.

II. Содержание дисциплины

1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.

1.2. История развития преподавания юриспруденции.

1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.

1.4. Универсальность юридического образования.

2. Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.

2.1. Цели и функции обучения.

2.2. Структура процесса обучения.

2.3. Методы обучения и их классификация.

2.4. Формы организации обучения.

3. Методика подготовки и проведения лекции.

3.1. Понятие лекции.

3.2. Основные цели и функции лекции:

3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.

3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.

3.5. Методика чтения лекции.

4. Методика подготовки и проведения семинарского занятия.

4.1. Теория семинарского занятия.

4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.

5. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.

5.1. Практические занятия.

5.2. Лабораторные занятия.

Игровые формы и методы обучения юриспруденции.

6.1. Общие положения понятия игры.

6.2. Классификация игр.

6.3. Основные задачи и принципы организации игры.

7. Педагогический контроль и оценка качества усвоения знаний студентов.

7.1. Понятие усвоения знаний студентов.

7.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.

7.3. Отличия учебной оценки и отметки.

7.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур.

7.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.

7.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний .

8. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.

8.1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

8.2. Основные понятия и определения.

8.3. О мотивации самостоятельной работы студентов.

8.4. Организация и формы самостоятельной работы.

8.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

9. Методика преподавания юридических дисциплин.

9.1.Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе.

9.2. Новые эффективные формы и методы преподавания юридических дисциплин.

9.3. Методика преподавания юридических дисциплин посредством метода сократического диалога.

Наши рекомендации