Право природопользования и правовая охрана окружающей среды.

В юридической литературе рассматриваются правовые меры охраны окружающей природной среды, под которыми понимаются естественная среда обитания людей. Вместе с тем охрана природной среды имеет свои особенности. Ее объектом являются природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.

Признаками природного объекта является:

- естественное происхождение – эволюция развития природы, образование планеты, создание биосферы, появление растений и животного мира, человека. Результатом этого процесса явилось то, что природный объект, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеет стоимости (затраты человеческого труда);

- экономическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяет им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивать качество окружающей природной среды от компонентов природы, которые по воле человека перешли из естественного в социальный мир (например, добыча полезных ископаемых). Существуют так же смешанные объекты, которые образуются в процессе взаимодействия человека и природы (например, изменение русла реки, водохранилища);

- выполнение функции жизнеобеспечения – носит социализированный характер и проявляется в способности объекта выполнять указанные функции.

В зависимости от вида и характера регулируемых отношений по использованию природных ресурсов и объектов, правовой институт природопользования подразделяется на: право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право недропользования, право пользования растительным миром, право пользования животным миром, право пользования атмосферным пространством, право пользования особо охраняемыми природными территориями и объектами.

Правовые меры охраны земель.

В юридическом значении земля – поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Ее функции: 1) экологическая - взаимосвязь неорганической и органической материи; 2) экономическая – как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, строительство на ней зданий и сооружений; 3) культурно-оздоровительная – размещение культурных и оздоровительных учреждений. Развитие земельных отношений ведет к ухудшению земель: потеря природного слоя, загрязнение земель удобрениями и химикатами, деградация земель, нарушение земельного законодательства.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на следующие категории

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства);

- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Основными актами регулирующими земельные отношения, в первую очередь, являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О земле» от 23 июля 2008г. , Гражданский кодекс, Законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции Закона от 19 июля 2005г.№44-З), и другие источники права.

Правовые меры охраны недр.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон о «Недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Республики Беларусь, а также пользователей недр.

Основным богатством недр являются полезные ископаемые, под которыми понимаются составные части недр – твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, которые используются или пригодны для использования во всех сферах человеческой деятельности непосредственного, или посредством извлечения из них полезных компонентов.

В юридической литературе все полезные ископаемые подразделяются на два вида:

- общераспространенные;

- необщераспространенные.

Полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей экономики государства на перспективу – называются общераспространенными.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 3 Кодекса Республики Беларусь «О недрах» - недра являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, получения в наследство, вклада, залога или отчуждения в иной форме.

Республика Беларусь является единственным субъектом права собственности на недра на своей территории.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр Республики Беларусь, осуществляется системой законодательства.

Основными источниками действующего законодательства правового регулирования в этой области являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О недрах» от 14 июля 2008г, Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992г., (в ред. от 17 июля 2002г.) «О государственной экологической экспертизе» от 09.10.2009г.№54-З и др.

Правовая охрана вод.

В «Водном кадастре» Республики Беларусь воды определены как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках. Объектом водных отношений является водный объект или его часть (реки, озера, ледники). Законодательство защищает воды от: 1) загрязнения - образование в воде вредных веществ, которые ухудшают качество вод, ограничивают их использование или негативно влияют на состояние дна и берегов; 2) засорения - сброс в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; 3) истощения - установленное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Субъекты права водопользования несут ответственность за нарушение эколого-правовых норм водного законодательства и причинение вреда водным ресурсам.

Основу водных отношений составляет государственная собственность на воды (водные объекты). В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь воды составляют исключительную собственность государства. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению водами на территории республики в интересах белорусского народа. Это означает, что воды предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими на территории республики принадлежит только государству в лице его соответствующих органов. Право коммунальной собственности на воды законодательством не предусмотрено.

Основу законодательства права водных отношений в Республике Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998г.№191-З , Гражданский кодекс.

Наши рекомендации