Источники гражданского законодательства.
Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства.
Исходные положения гражданского права, как и других отраслей права, содержатся в Конституции Республики Беларусь 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Особый интерес для гражданского права представляют ст. 13 и 44.
Основным нормативным правовым актом, содержащим гражданско-правовые нормы, является Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г (далее ГК).
Кроме того, к актам гражданского законодательства относят:
Законы Республики Беларусь, напрямую направленные на регулирование отдельных групп гражданских правоотношений;
Кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие в себе нормы гражданского права.
Декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Распоряжения Президента Республики Беларусь, которые относятся к ненормативным правовым актам, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
Постановления Правительства Республики Беларусь. С помощью их формируется конкретный механизм действия правовых предписаний актов, обладающих более высокой юридической силой, определяются правила поведения участников гражданских правоотношений.
Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка Республики Беларусь.
Ведомственные акты. Это акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления.
В ст. 6 ГК предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется ст. 137 Конституции Республики Беларусь, ст. 3 ГК и ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Субъекты гражданских прав.
Общие положения о субъектах гражданских правоотношений.
Все субъекты гражданских правоотношений имеют обобщенное наименование «лица». Субъектами гражданских правоотношений именуются лица, вступившие в гражданское правоотношение и связанные между собой правами и обязанностями. Ими являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, иностранные государства.
Республика Беларусь, а также административно-территориальные единицы Республики Беларусь (области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы) участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.
От имени Республики Беларусь в этих отношениях участвуют государственные органы в рамках их компетенции.
От имени административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях выступают соответствующие органы местного управления и самоуправления.
В гражданских правоотношениях могут участвовать не только граждане и юридические лица Республики Беларусь, но и иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, государства.
Обладание правовым статусом участника гражданских правоотношений обусловлено наличием у лица таких правовых предпосылок, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Гражданская правоспособность представляет собой способность лица иметь гражданские права и обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Дееспособность представляет собой способность лица активно участвовать в гражданских отношениях - своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Дееспособность физических лиц возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с возникновением правоспособности.
Деликтоспособность представляет собой способность лица нести самостоятельно, за свой счет гражданско-правовую имущественную ответственность по своим обязательствам. Деликтоспособность физических лиц возникает с достижением ими 14-летнего возраста. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их создания. Юридические лица, кроме казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.
Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы как участники гражданских правоотношений также обладают деликтоспособностью. Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.
Особенность деликтоспособности иностранных государств заключается в возможности применения к ним принудительных мер ответственности только с их согласия.
3.2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.
Все люди (физические лица) имеют статус участников (субъектов) гражданских правоотношений. Такой статус не обусловливается наличием гражданства Республики Беларусь либо иного государства, возрастом, состоянием психического и физического здоровья или какими-либо иными обстоятельствами. Хотя они и влияют на правовой статус лица в гражданских правоотношениях, количество, объем допускаемых гражданских прав и обязанностей, которые оно может иметь, способы их реализации.
Каждое физическое лицо участвует в гражданских отношениях, приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию и собственное имя, а по его желанию - и отчество. Имя индивидуализирует данное лицо в гражданском обороте, выделяя из числа других людей.
Обладая правоспособностью, граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Правоспособность физических лиц является общей (универсальной) - те гражданские права, которые законодательство допускает, могут иметь все граждане республики в равной мере.
В отличие от правоспособности, дееспособность признается не за всеми физическими лицами и не в равной мере. Предоставление физическому лицу таких качеств законодательство обусловливает уровнем его социальной зрелости, способностью адекватно оценивать характер совершаемых действий, их возможные правовые последствия, контролировать свои действия. А это связано с возрастом физического лица и состоянием его психического здоровья.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) гражданской дееспособностью не обладают. Действия, направленные на приобретение, реализацию и защиту прав, исполнение обязанностей таких несовершеннолетних от их имени совершают законные представители (родители, усыновители, опекуны).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, предварительно заручившись на это письменным согласием своих законных представителей. Последние могут одобрить сделку, и после ее совершения.
Ряд сделок такие лица вправе совершать и без согласия своих законных представителей: распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
В полном объеме предоставляется дееспособность физическим лицам по достижении 18-летнего возраста (с наступлением совершеннолетия).
До достижения указанного возраста физическое лицо может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак, а также эмансипации. Эмансипация - это предоставление несовершеннолетнему, работающему по трудовому договору или занимающемуся предпринимательской деятельностью и достигшему 16-летнего возраста, полной дееспособности. В случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным по решению суда.
Кроме несовершеннолетия причиной отсутствия у гражданина надлежащей социальной ориентации может быть психическое расстройство или болезненное пристрастие к спиртным напиткам либо наркотическим веществам. Указанные обстоятельства рассматриваются законодательством как основания ограничения дееспособности совершеннолетнего лица либо признания его недееспособным.
Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали (например, он прекратил злоупотреблять спиртными напитками), суд отменяет ограничение его дееспособности.
Юридические лица.
Понятие юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.
В настоящее время все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации.
Законодательством предусмотрены три способа учреждения юридических лиц: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный.
В распорядительном порядке создаются органы госуправления по распоряжению соответствующего государственного органа. В разрешительном порядке создаются предприятия с иностранным капиталом. Нормативно-явочный – наиболее распространенный порядок, когда учредители в соответствии с законодательством направляют заявление в местный регистрирующий орган и свое решение о создании юридического лица для государственной регистрации.
Учредителями из числа граждан могут быть граждане дееспособные.
Воля учредителей должна быть выражена в учредительных документах, общие требования, к содержанию которых установлены законодательством. Без этих документов коммерческие лица в Республике Беларусь не возникают, гражданских прав и обязанностей не приобретают.
При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Государственная регистрация предприятия должна быть произведена в месячный срок с момента подачи заявления с приложением необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета депутатов. В отдельных случаях по усмотрению регистрирующего органа этот срок продляется до двух месяцев. О принятом решении в письменной форме сообщается заявителю. Факт регистрации предприятия вносится регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам регистрации юридическому лицу выдается свидетельство о его государственной регистрации.