Понятие, основные черты и меры административной ответственности.
Под административной ответственностью понимается разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности:
1) административная ответственность имеет собственную нормативную базу;
2) основанием административной ответственности является административное правонарушение, за которое предусмотрено административное взыскание;
3) в установлении административной ответственности принимают участие местные Советы депутатов и исполкомы (например, нарушение правил содержания в чистоте улиц и придомовых территорий, очистки крыш, улиц, тротуаров от снега; нарушение правил торговли на рынках);
4) к административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, в т.ч. и суды (судьи);
5) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;
6) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;
7) административные нормы детально регулируют порядок привлечения к административной ответственности;
8) осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными, правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом.
Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы.
Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, принципы административной ответственности (законность, ответственность за вину, индивидуализация ответственности, гуманизм, неотвратимость, целесообразность, гласность), общие основания административной ответственности, виды административных взысканий и т.д.
Административно-процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в производстве по делам об административных правонарушениях: задачи производства, порядок производства, процессуальное положение сторон в производстве, подведомственность рассмотрения дел, доказательства в производстве и т.д.
Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Элементами юридического состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права.
В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления.
Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (например, общественная нравственность, есть, достоинство гражданина – при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).
Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих проявление проступка – действие либо бездействие; общественная опасность этого действия или бездействия: причинная связь между действием и наступившим результатом. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь); признаки времени (ночное, запрещенное); признаки характера деяния, его систематичность и т.д.
Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (достижение 16-летнего возраста; вменяемость); специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.).
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект и цели, которые он преследовал.
В соответствии со ст. 6.1 КОАП Республики Беларусь административное взыскание является мерой административной ответственности.
Выделяют следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение – по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме;
2) штраф – самая распространенная мера. В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на физических лиц, не может превышать пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – тысячи базовых величин. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины; на индивидуального предпринимателя – менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин (ст.6.5 КОАП);
3) исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от одного до двух месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей);
4) административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток (ч.1 ст.6.7 КОАП);
5) лишение специального права. Оно, в основном, относится к лишению права управления транспортным средством и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года за занятие видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия) без наличия таковой.
7) конфискация, она состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение (ч.1 ст.6.9 КОАП). Конфискован, может быть, лишь соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания;
8) депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства (ст.6.11 КОАП);
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств (ст.6.12 КОАП).
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь по следующим основаниям:
1) при малозначительности правонарушения;
2) при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность:
а) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
б) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
в) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) в связи с примирением с потерпевшим;
4) в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. За исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;
5) в случае заболевания психической или иной тяжелой болезнью физического лица после наложения на него административного взыскания. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, характер заболевания и другие обстоятельства. Может быть принято решение о замене назначенного административного взыскания на более мягкое;
6) если физическое лицо совершило административное правонарушение, находясь в положении жертвы торговли людьми, сексуальной или иной эксплуатации.
6. Дисциплина и дисциплинарная ответственность в деятельности органов исполнительной власти.
Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям, необходимым той или иной организации для осуществления ее функций и задач.
Дисциплинарная ответственность - это установленные в законном порядке меры принудительного воздействия, применяемые к государственным и муниципальным служащим в порядке служебной соподчиненности за виновные нарушения норм и правил по осуществлению функций и задач государственной и муниципальной службы.
Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него договором (контрактом) или правилами внутреннего распорядка. Для военнослужащих в понятие дисциплинарного проступка включается также нарушение морали и воинской чести.
Дисциплинарный проступок служит основанием наложения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать данного служащего на государственную должность. До применения дисциплинарного взыскания от служащего должно быть затребовано письменное объяснение о причинах и условиях совершения проступка. Отказ от объяснения не препятствует возможности наложить на него дисциплинарное взыскание. Законодательством определено, что взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения (длящегося) или совершения проступка. В этот срок не засчитывается время болезни или пребывания в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет срока, считается день, когда руководителю, которому подчинен государственный служащий, стало известно о совершенном проступке.
Законодательством определено, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения или обнаружения проступка. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Руководитель, наложивший на государственного служащего дисциплинарное взыскание, сообщает об этом в приказе (распоряжении) и объявляет о наказании служащему под расписку. При этом отказ ознакомиться с характером взыскания не влияет на обязательность его исполнения.
Срок действия дисциплинарной ответственности - один год со дня наложения взыскания. При этом если в течение года служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то оно снимается автоматически. Взыскание может быть снято и ранее года, если служащий проявит себя исключительно с положительной стороны. Служащий по своему усмотрению может обжаловать правомерность дисциплинарного взыскания в административном (вышестоящему руководителю) или судебном порядке.
Вопросы для самопроверки
1. Какие общественные отношения регулируются нормами административного права Республики Беларусь?
2. Исполнительная власть в Республике Беларусь.
3. Государственная служба в Республике Беларусь.
4. Дайте определение понятия «административное правонарушение».
5. Какие виды административных правонарушений предусмотрены законодательством Республики Беларусь?
6. Каков порядок привлечения к административной ответственности?
7. Какие виды административных взысканий предусмотрены законом?
8. В каком порядке рассматриваются дела об административных правонарушениях?