Понятия структура, юридические свойства и функции Конституции Республики Беларусь.
Среди источников конституционного права особое место занимает Конституция Республики Беларусь.
Термин «конституция» происходит от лат. слова constitution, что означает «устанавливаю», «учреждаю». Первая писаная конституция государства была принята в 1787 г. в США, затем в 1791 г. в Речи Посполитой и во Франции.
Под Конституцией понимают совокупность правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком, обществом и государством, а также основы организации и деятельности государства.
К свойствам Конституции как юридического документа (юридические свойства) можно отнести следующие:
- учредительный характер – выражается, во-первых, в том, что положения Конституции являются реализацией учредительной власти, воли народа и, во-вторых, в том, что нормы Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам.
- Конституция – это Основной Закон, т.е. главный закон государства, ядро правовой системы общества (регулирует основы политической, экономической, социальной, духовной системы, определяет правовой статус личности).
- Высшая юридическая сила Конституции означает, что, во-первых, она является правовым актом высшего порядка и, во-вторых, все другие правовые акты, принимаемые государственными органами Республики Беларусь, издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить. Правовой акт, либо его отдельные положения, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
Стабильность Конституции – обеспечивается усложненным порядком внесений в нее изменений.
Конституция является актом прямого действия.
Функции Конституции – это основные направления её воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. К числу основных функций Конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая.
Юридическая функция заключается в том, что Конституция – это Основной Закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать.
Политическая функция означает, что Конституция устанавливает основы организации и деятельности органов государственной власти, а также основы участия граждан в управлении делами общества и государства.
Идеологическая функция Конституции выражается в том, что конституция закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство.
Структура Конституции представляет собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть заключительные и переходные положения.
В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы III, IV и V состоят из глав (всего восемь глав).
В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности, и другие.
Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют.
Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.
Положения V раздела касаются местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
На органы Комитета государственного контроля возложен контроль, за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.
Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов. Весь текст Конституции состоит из 146 статей.