Юридические свойства и структура Конституции РФ

Важнейшие правовые (юридические) свойства К.:

1)Верховенство К.

- строгое и точное соблюдение норм К. всеми орг, долж.лицами, гражд. организациями

- связанность действий и актов гос. положениями К., следование идеям К.

Ч.2 ст. 4 – верховенство направлено на обеспечение суверенитета гос-ва, т.о. верховенство указывает на особое место и особую юр.силу К. в системе рос.права

2) Высшая юр.сила – выражает правовую сторону принципа верховенства

Согл. ч.1 ст. 15 К. имеет высшую юр.силу, прямое действие и применяется на всей тер.РФ. Законы и иные нпа не должны ей противоречить.

Т.о. высшая юр.сила посвящена иерархии правовой системы, в которой К.ставится на безоговорочное первое место среди других источников

3) база текущего законодательства – отражает потенциал К. в становлении и развитии системы права. К. устан. основные принципы и институты для всех отраслей права, сообразно её содержанию формируется законодательное регулирование отраслей

4) Прямое действие

Согл. ч.1 ст. 15 К. имеет прямое действие и применяется на всей тер.РФ. все её нормы, в тч общего характера действуют прямо, т.е. все субъекты права обязаны действовать согл.установкам К., а при противоречии зак-ва с К. руководствоваться К.

Постановление Пленума ВС от 31 окт.1995 «О некоторых вопросах применения К.»

Судам при рассмотрении дел следует применять непосредственно К. в следующих случаях:

- когда конст.положения не треб.дополн.регламентации ФЗ

- когда суд придет к мнению, что ФЗ, действовавший до принятия К, противоречит ей

- когда суд придет к мнению, что ФЗ, принятый после вступления в силу К, противоречит ей

Постановление Пленума ВС скорректировано Постановлением КС от 16 июня 1998 г. – суды в случаях, если они приходят к выводу о неконституционности законов, для офиц.подтверждения его неконституционности должны обращаться в КС.

5)Особый порядок охраны К. – источником вл.является народ, никто не может присваивать вл., народ явл.основным субъектом охраны, он вправе выразить свою волю на выборах, референдуме.

Важнейшие субъекты охраны К.:

- КС - обеспечивает соответствие нормам К. законов и иных нпа

- президент - гарант

6) Особый порядок принятия и пересмотра

Способы:

1)пересмотр К. (гл.1,2,9)

- необходима соответствующая инициатива, субъекты – Президент, СФ, ГД, Правительство,закон.(предст.) органы суб., группа не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД

- инициатива дб поддержана 3/5 от общего числа членов СФ и депутатов ГД ---- созывается Конституционное Собрание

- Конст.Собр может подтвердить неизменность К. или разработать проект

- если разработан проект новой К., то Конст Собрание либо принимает К 2/3 голосов, либо выносит на референдум

- если референдум, то К. принята, если проголосовало не менее 1/2 избирателей, при условии, что участие приняли не менее 1/2 зарегистрированных избирателей

2) внесение поправок – гл.3-8

Поправка - исключение, дополнение, нов.ред. положения К.

- внесение предложения о поправке – те же суб., что при пересмотре

- рассмотрение и принятие поправок ГД в форме закона о поправке – текст проекта з-на о поправке вносится в ГД, обсуждается в 3 чтениях, считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД

- одобрение не мен. 3/4 от общего числа членов СФ

- опубликование председателем СФ для всеобщего сведения уведомления с текстом

- направление текста законодат (предст) органам суб. – рассматривают в течение 1 года. если не одобрят в течение года, то повторное предложение по данной поправке мю внесено не менее чем через 1 год

- СФ устан. результат одобрения субъектами в виде постановления

- Президент и законодат (предст) органы могут обжаловать постановление СФ в ВС

- одобренный закон направляется Президенту для подписания и опубликов., вступ в силу со дня офиц.опублик.

- в течение 1 мес. Президент вносит изменение в текст К.

3) Изменение ст. 65

а) изменение состава суб. – на основе ФКЗ о принятии в РФ и образовании в её составе нов.суб. или об изменении конст-правового статуса суб.

Способ внесения поправки – офиц. опубликование Президентом нов.редакции К. в теч.1 мес.со дня вступления в силу соотв. ФКЗ

б) изменение наименования

Согл. Постановлению КС от 28 нояб.1995 новое наименование вносится в К. на основании Указа Президента

Структура К. – система группировки однородных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделы, главы, статьи).

К. состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав и 137 статей.

Преамбула – отражает задачи и основные ценности

Гл.1 – закрепл.основы конст.строя, принципы и характеристики гос-ва и общества

Гл.2 – закреплена модель отношений м/у обществом и гос, построенная на приоритете прав личности

Гл.3 – вопросы федеративного устройства. Оптимальное гос.устройство является средством обеспечения прав наций и народностей РФ

Раздельность глав, характеризующих статус органов, показывает, что эти органы самостоятельны и независимы в рамках своих конст.полномочий. Последовательность глав указывает на особое положение Президента в системе разделения вл.

Самостояельное положение гл. о мсу – выделение института мсу как элемента демократической модлеи общества.

Наши рекомендации