Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Для правильного применения нормативных правовых актов важно точно знать, с какого момента начинает действовать тот или иной акт и когда его действие прекращается. Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования.

В Республике Беларусь под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текстов нормативных правовых актов в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях определяемых Президентом Республики Беларусь. Такими иными официальными изданиями в соответствии с Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 ',являются газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка».

Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 35. Ст. 888; 1999. № 28. Ст. 786; НРПА.2000. № 117. 1/1873.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. В случае разновременного опубликования нормативного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного акта определяется по дате первоначального опубликования.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы после подписания Президентом, а также в случаях, когда в соответствии с Конституцией закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию. Указы Президента нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами самого Президента или законом. Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров или законом. Иные нормативные правовые акты могут быть официально опубликованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством иных способов распространения информации. Однако опубликование их в изданиях, не являющихся официальными, является неофициальным и, ссылки на такие публикации не допускаются.

Законодательством предусматриваются различные варианты вступления нормативных правовых актов в силу. Согласно ст. 104 Конституции и ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законы страны, а также декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен для этого иной срок. Указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установленный срок. Постановления палат Парламента вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Когда речь идет об иных сроках вступления нормативных актов в силу, отличных от указанных выше, то имеется в виду, что в одних случаях такие акты вводятся в действие со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента принятия акта или его опубликования. При этом следует учитывать, что в Республике Беларусь законы не могут вступать в силу с момента их принятия Парламентом, поскольку Конституцией предусмотрена процедура подписания закона Президентом страны.

Необходимо иметь в виду, что согласно действующему законодательству Республики Беларусь нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу, только после их официального опубликования.

Не менее важное значение, для обеспечения эффективного действия нормативного правового акта имеет определение времени его действия и утраты им юридической силы. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Утрата нормативными актами юридической силы происходит при наступлении определенных обстоятельств: во-первых, в связи с истечением срока действия акта, если он был принят на определенный срок; во-вторых, вследствие прямой отмены нормативного акта путем указания об этом в новом акте соответствующей юридической силы; в-третьих, когда нормативный акт фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же общественные отношения. Последний вариант является самым неудачным, поскольку может повлечь серьезные погрешности в правоприменении.

С действием нормативных правовых актов во времени неразрывно связаны такие юридические категории, как «переживание закона» и «обратная сила закона».

Переживание нормативного правового акта означает такую ситуацию, когда отмененный акт продолжает действовать в отношении правоотношений, возникших ранее на основании его норм. Такое положение нередко складывается в связи с тем, что некоторые правоотношения (арендные, кредитные, подрядные и др.) являются длящимися и их невозможно привести в соответствие с новым законодательством без ущерба для интересов сторон и подрыва стабильности имущественных отношений.

Обратная сила закола означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу. Однако, как правило, закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие только на те отношения, которые возникают после вступления его в силу.

Исключение (в соответствии со ст. 104 Конституции и ст. 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») составляют случаи, когда закон смягчает или отменяет юридическую ответственность, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на определенные отношения, возникшие до его вступления в силу.

В то же время в упомянутой статье Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что обратной силой обладают нормативные акты, которые иным образом (кроме отмены или смягчения ответственности) улучшают положение лиц, на которых распространяется действие соответствующих актов. Это нормативное положение не соответствует принципам, выработанным юридической наукой, и норме ч. 6 ст. 104 Конституции.

В отличие от действия нормативных правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации.

В международном праве под территорией государства понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и находится под его суверенной властью. В состав территории государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (прибрежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства, в открытом море и в международном, воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. К территории государств, приравниваются территории их посольств, консульств, миссий, находящихся за рубежом.

В соответствии с международным принципом территориального верховенства как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативные акты местных государственных органов действуют в пределах той территории, на которую распространяется их юрисдикция. Эти теоретические положения нашли нормативное закрепление в ст. 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь».

С действием нормативных правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории. Это - граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданством, а также все организации, функционирующие на территории государства.

Соответствующее положение закреплено в ч. 2 ст. 68 названного выше Закона: «Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц».

Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определенные категории лиц, государственных органов, организаций. Так, Закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» действует в отношении органов милиции и их сотрудников. Определенные акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на ее территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Так, в отношении этих лиц, находящихся (проживающих) на территории Беларуси, имеются некоторые правовые ограничения: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы государства, участвовать в референдумах; не могут выполнять обязанности по несению воинской службы; не вправе занимать определенные государственные должности, состоять на службе в органах внутренних дел.

Существуют некоторые особенности, связанные с распространением действия определенных нормативных правовых актов на граждан, независимо от места их нахождения. Так, согласно ст. 10 Конституции гражданину Беларуси гарантируется защита и покровительство государства, как на его территории, так и за ее пределами.

Определенные лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определенной служебной принадлежности обладают дипломатическим иммунитетом. Эти лица пользуются правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме.

Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случаях совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим путем. Дипломаты пользуются иммунитетом от гражданско-правовой юрисдикции, за исключением случаев, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 г.

В то же время дипломатические представители обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

Наши рекомендации