Базовая программа курса «основы права»
Требования к знаниям и умениям по «Основам права».
Студент должен :
знать:
– сущность государства и права;
– соотношение закона и права;
– содержание Конституции Республики Беларусь;
– содержание гражданских прав, порядок их защиты;
– понятие юридической ответственности, ее виды;
– систему законодательства и виды нормативно-правовых актов.
уметь характеризовать:
– основные функции и принципы права;
– конституционный статус личности;
– правонарушения;
– отдельные отрасли законодательства;
– правовое положение государственных органов.
уметь анализировать:
– роль права в регулировании общественных отношений;
– состав правонарушения, цель и назначение; наказания и освобождение от него;
– понятие административных, дисциплинарных взысканий;
– отдельные нормативно-правовые акты;
– юридические проблемы в сфере трудовых, семейных и жилищных отношений.
Приобрести навыки и качества:
– использования и подготовки нормативно-правовых актов, относящихся к будущей деятельности;
– поиска необходимой информации для пополнения правовых знаний;
– законопослушания, неукоснительного выполнения гражданских обязанностей;
– уважения к правам и свободам человека и гражданина;
– уважительного отношения к государственным институтам.
Базовая программа "Основы права" составлена в соответствии с образовательным стандартом "Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин", для неюридических специальностей высших учебных заведений на основе типовой программы «Основы права», Минск, 2001г.
Тематический план по курсу «Основы права»
Содержание курса | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа |
Тема 1. Общая теория государства и права | - | ||
Тема 2. Система Законодательства Республики Беларусь | - | - | |
Тема 3. Конституция Республики Беларусь | - | ||
Тема 4. Основы административного права | |||
Тема 5. Основы гражданского права | |||
Тема 6. Основные положения семейного права | |||
Тема 7. Основы трудового права | - | ||
Тема 8. Основы финансового права | - | - | |
Тема 9. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды | - | ||
Тема 10. Основы уголовного права | - | ||
Всего |
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор УО «БГСХА»
В.С.Сергеев
_____________________________
«____»___________________2007г.
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВА»
Т е м а 1. Общая теория государства и права
Предмет общей теории государства и права. Место общей теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Специфика общей теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Значение общей теории государства и права.
Сущность права. Правопонимание в современной юридической литературе. Понятие норм права, их структура и виды. Право как регулятор интегративный, общесоциальный, охраняемый государством, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющих круг субъектов права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Правовая система. Реализация права. Толкование права. Правовые отношения. Правовое сознание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правовая культура.
Сущность государства. Понятие и основные признаки государства как наиболее абстрактной и наиболее значимой категории, отражающей его внутренние, глубинные стороны и процессы. Соотношение государства и права. Понятие функций государства как основных направлений в осуществлении государственной власти и разграничении ее ветвей. Классификация функций государства. Формы государства. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство. Государство и личность.
Т е м а 6. Основные положения семейного права
Понятие семейного права. Источники семейного права. Семья и семейные правоотношения. Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Понятия и общая характеристика личных прав и обязанностей супругов. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах. Алиментные обязанности родителей. Обязанности детей по содержанию родителей. Усыновление (удочерение), приемная семья. Охрана детства.
Т е м а 9. Правовые основы природопользования и охраны
Окружающей среды
Природоресурсное право и отношения землепользования. Право собственности на землю и его формы. Право пожизненного наследуемого владения землей. Право аренды земли. Государственный земельный кадастр. Государственный контроль, за использованием и охраной земель. Плата за землю и ее формы. Разрешение земельных споров.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Государственное управление сельскохозяйственным производством. Правовой режим имущества государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий. Крестьянское (фермерское) хозяйство и его правосубъектность. Правовой режим земель личного подсобного хозяйства.
Понятие экологического права как комплексной отрасли, его источники. Принципы правовой охраны окружающей среды. Содержание экологических прав граждан. Объекты природы, подлежащие правовой охране. Субъекты охраны природы: государственные органы и общественные формирования. Участие граждан в охране природы. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Реализация права.
Реализация права
Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на практике в поведении людей.
Реализация правовых норм– это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.
Процесс реализации права достаточно сложен и осуществляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение–это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения запрещенных деяний.
Исполнение–это такая форма реализации права, при которой субъекты права своими действиями выполняют требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложенных на них обязанностей независимо от внутреннего отношения к ним (например, своевременно вносить квартирную плату).
Использование–такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве.
Применение праваможет быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или по их уполномочию негосударственных организаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индивидуально-правовых решений (актов).
Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разрешения правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имущества); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возмещении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юридической ответственности (вынесение приговора преступнику).
Применение права осуществляется путем принятия особого акта. Акт применения права–это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном порядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц.
Поскольку сам факт издания акта применения еще не гарантирует претворение его в жизнь, принципиально важным является принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом.
Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее образование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе.
Субъективные права и обязанности могут реализовываться самостоятельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором, воспитание своих детей), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отношения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.).
К основным признакам (чертам) правоотношений относятся следующие:
- Правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов). В них общие правовые положения, статутные права и обязанности превращаются в субъективное, конкретизированное состояние.
- Правоотношения представляют собой общественно значимые связи конкретных, персонально определенных лиц (сторон правоотношения).
- Если в правовых нормах заключена государственная воля, то в правоотношениях происходит в той или иной мере сочетание, взаимодействие воли государства и воли сторон правоотношения.
- Правоотношения характеризуются наличием у сторон взаимных субъективных прав и обязанностей.
- Осуществление взаимных субъективных прав и обязанностей сторонами правоотношения при необходимости гарантируется государством.
И так, правоотношения– это юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, реализация которых гарантируется государством.
Правоотношения имеют свою особую структуру, элементами которых являются: субъекты правоотношения; субъективные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения.
Субъектами правоотношений(их сторонами, участниками) являются субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К таким качествам относятся правоспособность и дееспособность.
Правоспособность– это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности. Так, правоспособными в отношении гражданских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но осуществлять эти права будут за них их представители (родители или опекуны).
Дееспособность–это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.
Разграничение правоспособности и дееспособности в отношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественным отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния. Поэтому гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность – по достижении определенного возраста (полная – с 18 лет, а частичная – несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одновременно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность.
Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, общественные); социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив); государство в целом.
Государственные и общественные организации, организации физических лиц в имущественных (гражданско-правовых) отношениях выступают в качестве особых субъектов права – юридических лиц.
Правоотношения как форма реализации правовых предписаний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами. Такие обстоятельства, факты называются юридическими потому, что они, во-первых, признаются таковыми правовыми нормами и. во-вторых, влекут за собой: именно юридические последствия, т.е. обусловливают превращения статутных прав и обязанностей в субъективные.
Юридические факты –это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений.
В зависимости от последствий юридические факты делятся на: правообразующие, правозаменяющие и правопрекращающие.Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия.
По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния (действия или бездействие).
События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (наводнение, естественная смерть человека и т.п.).
Деяния–акты волевого поведения людей (сделки, причинение вреда и т.п.).
Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоречат им, и неправомерными,т.е. противоречащими правовым предписаниям.
Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления – правонарушения, отличающиеся общественно опасным характером и запрещенные уголовным законодательством.
Реализация правовых норм находит свое проявление в правомерном поведении субъектов права. Правомерным поведение признается при условии, что оно соответствует требованиям правовых норм или не противоречит им и если оно совершается осознанно дееспособным лицом. Правомерное поведение поддерживается, стимулируется, охраняется компетентными государственными органами путем применения соответствующих юридических средств.
Правомерное поведение определяется как осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям, или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.
Антиподом правомерного поведения является правонарушение.
Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности.
Без правонарушения не может быть юридической ответственности и наказания.
Юридическая ответственность – особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.
Юридическая ответственность конкретного лица возможна только в том случае, если она предусмотрена в законодательстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность заключается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия.
В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, а также материальную ответственность работников за вред, причиненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым законодательством.
Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает такой режим общественно-политической жизни, который именуется законностью.
В современных условиях с учетом требований правового государства законность определяется как точное и неуклонное осуществление нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
Законность как политико-правовой режим, складывающийся в отношениях, регулируемых правом, не является самоцелью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «государство».
2. Каковы функции государства?
3. Какие известны формы государственного устройства?
4. Назовите виды политических режимов.
5. Назовите формы правления государства.
6. Каковы основные признаки государства?
7. Дайте определение понятия «право».
8. Назовите виды правовых норм по характеру содержащихся в них предписаний.
9. Что такое система права?
10. Дайте определение понятиям «отрасль права» и «институт права».
11. Что такое норма права?
12. Что такое юридическая сила нормативных правовых актов?
13. Что относится к источникам права?
14. Назовите виды юридической ответственности.
Л е к ц и я 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятия «система права».
2. Какова структура правовых норм?
3. Назовите виды нормативных правовых актов.
4. Что такое закон?
5. Какие бывают виды подзаконных нормативных правовых актов?
6. Как действуют нормативные правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?
7. Какими бывают виды систематизации нормативных актов?
Вопросы для самопроверки
1. Определите предмет и метод конституционного права.
2. Назовите источники конституционного права.
3. Дайте определение понятия «личность».
4. Что такое правовой статус граждан?
5. Что понимается под избирательной системой?
6. Назовите полномочия Президента Республики Беларусь.
7. Назовите законодательный орган Республики Беларусь.
8. Укажите полномочия Правительства Республики Беларусь.
9. Дайте определение конституции государства.
10. Что такое референдум и каково его значение?
11. Какова структура Парламента Республики Беларусь?
12. Каков порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь?
13. Назовите полномочия Конституционного суда Республики Беларусь.
14. Назовите систему органов местного управления.
Вопросы для самопроверки
1. Какие общественные отношения регулируются нормами административного права Республики Беларусь?
2. Исполнительная власть в Республике Беларусь.
3. Государственная служба в Республике Беларусь.
4. Дайте определение понятия «административное правонарушение».
5. Какие виды административных правонарушений предусмотрены законодательством Республики Беларусь?
6. Каков порядок привлечения к административной ответственности?
7. Какие виды административных взысканий предусмотрены законом?
8. В каком порядке рассматриваются дела об административных правонарушениях?
Субъекты гражданских прав.
Общие положения о субъектах гражданских правоотношений.
3.2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.
Юридические лица.
Понятие юридического лица.
Некоммерческие организации.
Объекты гражданских прав.
Право собственности.
Субъекты гражданских прав.
Общие положения о субъектах гражданских правоотношений.
Все субъекты гражданских правоотношений имеют обобщенное наименование «лица». Субъектами гражданских правоотношений именуются лица, вступившие в гражданское правоотношение и связанные между собой правами и обязанностями. Ими являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, иностранные государства.
Республика Беларусь, а также административно-территориальные единицы Республики Беларусь (области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы) участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений.
От имени Республики Беларусь в этих отношениях участвуют государственные органы в рамках их компетенции.
От имени административно-территориальных единиц в гражданско-правовых отношениях выступают соответствующие органы местного управления и самоуправления.
В гражданских правоотношениях могут участвовать не только граждане и юридические лица Республики Беларусь, но и иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, государства.
Обладание правовым статусом участника гражданских правоотношений обусловлено наличием у лица таких правовых предпосылок, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Гражданская правоспособность представляет собой способность лица иметь гражданские права и обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Дееспособность представляет собой способность лица активно участвовать в гражданских отношениях - своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Дееспособность физических лиц возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с возникновением правоспособности.
Деликтоспособность представляет собой способность лица нести самостоятельно, за свой счет гражданско-правовую имущественную ответственность по своим обязательствам. Деликтоспособность физических лиц возникает с достижением ими 14-летнего возраста. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их создания. Юридические лица, кроме казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом.
Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы как участники гражданских правоотношений также обладают деликтоспособностью. Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.
Особенность деликтоспособности иностранных государств заключается в возможности применения к ним принудительных мер ответственности только с их согласия.
3.2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.
Все люди (физические лица) имеют статус участников (субъектов) гражданских правоотношений. Такой статус не обусловливается наличием гражданства Республики Беларусь либо иного государства, возрастом, состоянием психического и физического здоровья или какими-либо иными обстоятельствами. Хотя они и влияют на правовой статус лица в гражданских правоотношениях, количество, объем допускаемых гражданских прав и обязанностей, которые оно может иметь, способы их реализации.
Каждое физическое лицо участвует в гражданских отношениях, приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию и собственное имя, а по его желанию - и отчество. Имя индивидуализирует данное лицо в гражданском обороте, выделяя из числа других людей.
Обладая правоспособностью, граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Правоспособность физических лиц является общей (универсальной) - те гражданские права, которые законодательство допускает, могут иметь все граждане республики в равной мере.
В отличие от правоспособности, дееспособность признается не за всеми физическими лицами и не в равной мере. Предоставление физическому лицу таких качеств законодательство обусловливает уровнем его социальной зрелости, способностью адекватно оценивать характер совершаемых действий, их возможные правовые последствия, контролировать свои действия. А это связано с возрастом физического лица и состоянием его психического здоровья.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) гражданской дееспособностью не обладают. Действия, направленные на приобретение, реализацию и защиту прав, исполнение обязанностей таких несовершеннолетних от их имени совершают законные представители (родители, усыновители, опекуны).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, предварительно заручившись на это письменным согласием своих законных представителей. Последние могут одобрить сделку, и после ее совершения.
Ряд сделок такие лица вправе совершать и без согласия своих законных представителей: распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
В полном объеме предоставляется дееспособность физическим лицам по достижении 18-летнего возраста (с наступлением совершеннолетия).
До достижения указанного возраста физическое лицо может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак, а также эмансипации. Эмансипация - это предоставление несовершеннолетнему, работающему по трудовому договору или занимающемуся предпринимательской деятельностью и достигшему 16-летнего возраста, полной дееспособности. В случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, объявление такого несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным по решению суда.
Кроме несовершеннолетия причиной отсутствия у гражданина надлежащей социальной ориентации может быть психическое расстройство или болезненное пристрастие к спиртным напиткам либо наркотическим веществам. Указанные обстоятельства рассматриваются законодательством как основания ограничения дееспособности совершеннолетнего лица либо признания его недееспособным.
Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали (например, он прекратил злоупотреблять спиртными напитками), суд отменяет ограничение его дееспособности.
Юридические лица.
Понятие юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.
В настоящее время все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации.
Законодательством предусмотрены три способа учреждения юридических лиц: распорядительный, разрешительный, нормативно-явочный.
В распорядительном порядке создаются органы госуправления по распоряжению соответствующего государственного органа. В разрешительном порядке создаются предприятия с иностранным капиталом. Нормативно-явочный – наиболее распространенный порядок, когда учредители в соответствии с законодательством направляют заявление в местный регистрирующий орган и свое решение о создании юридического лица для государственной регистрации.
Учредителями из числа граждан могут быть граждане дееспособные.
Воля учредителей должна быть выражена в учредительных документах, общие требования, к содержанию которых установлены законодательством. Без этих документов коммерческие лица в Республике Беларусь не возникают, гражданских прав и обязанностей не приобретают.
При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Государственная регистрация предприятия должна быть произведена в месячный срок с момента подачи заявления с приложением необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета депутатов. В отдельных случаях по усмотрению регистрирующего органа этот срок продляется до двух месяцев. О принятом решении в письменной форме сообщается заявителю. Факт регистрации предприятия вносится регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам регистрации юридическому лицу выдается свидетельство о его государственной регистрации.
Некоммерческие организации.
Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной своей цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций, потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, финансируемых собственником учреждений, объединений юридических лиц. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для обеспечения выполнения их уставных целей.
Так, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Общественные и религиозные организации (объединения) – это добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Республиканскими государственно-общественными объединениями признаются основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно-значимых задач.
Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.
Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.
Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда.
Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), должно принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Объекты гражданских прав.
К объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорг