Как уменьшить риски компании при помощи compliance (комплаенс)
Как уменьшить риски компании при помощи compliance (комплаенс)
Надежда Зотоваруководитель направления по корпоративному управлению и контролю Russia & CIS Jones Lang LaSalle LLC
Мария Комароваведущий эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук
Система комплаенс нужна, чтобы сотрудники не нарушали требования законов, которые касаются компании, и требования локальных актов. Например, не брали и не давали взятки, не воровали имущество компании и т. п.
Прежде чем создавать систему, нужно выбрать ее тип. После этого необходимо сделать семь шагов:
1) выявить комплаенс-риски;
2) разработать и внедрить контрольные процедуры;
3) распределить зоны ответственности;
4) разработать и утвердить основные документы в области комплаенс;
5) обучить сотрудников;
6) внедрить горячую линию, чтобы собирать сообщения о нарушениях;
7) ввести систему наказаний и поощрений;
Не обязательно придерживаться именно такой последовательности. Компания может выбрать удобный ей порядок.
Обоснование
Что такое комплаенс
Комплаенс – это система мер, которые обеспечивают ведение бизнеса в соответствии с законами, требованиями регуляторов и СРО, внутренними регламентами и этическими нормами. Такие меры могут касаться:
· информации, которую сотрудники должны раскрывать, чтобы избежать конфликта интересов;
· ценных бумаг, которые сотрудникам разрешено приобретать;
· конфиденциальности сведений о контрагентах и клиентах;
· подарков, которые сотрудники могут принимать и дарить;
· взаимодействия с контролирующими органами и др.
В основе этой системы лежат риски. Их нужно определить, оценить и начать управлять ими.
Чаще всего комплаенс применяют для компаний, которые:
· обязаны соблюдать режим экономических санкций;
· ведут бизнес в сфере жесткого административного регулирования. Например, энергетика, фармацевтика, телекоммуникации;
· размещают свои акции на зарубежных биржах и (или) имеют часть бизнеса на территории США, Великобритании и др.
Пример из практики: правоохранительные органы США и Нидерландов инициировали расследование в отношении ПАО «Вымпелком» (акции торгуются в США). Они выдвинули обвинение против его дочерней компании Vimpelkom Ltd. Основание: взятка для выхода на локальный рынок услуг связи в Узбекистане
Как внедрить систему комплаенс
Чтобы внедрить систему комплаенс, нужно сделать восемь шагов.
Шаг 5. Обучить сотрудников
Принятые акты нужно довести до сведения сотрудников. Для этого необходимо:
· ознакомить сотрудников под подпись, разослать уведомления по электронной почте, разместить документ на корпоративном сайте и т. п.;
· проконсультировать сотрудников по вопросам комплаенс;
· обучить в форме очных или электронных тренингов.
Шаг 6. Внедрить горячую линию, чтобы собирать сообщения о нарушениях
Дополнительно нужно создать механизм, с помощью которого любой сотрудник сможет сообщить о нарушениях. Это позволит оперативно собирать информацию и оценить степень внедрения комплаенс-культуры.
См. также
· Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям
· Чем должна и чем не должна заниматься юридическая служба
Бланки
· Паспорт проекта «Внедрение системы управления комплаенс-рисками»
· Положение о соблюдении антикоррупционного законодательства в деятельности юридического лица
· Приказ об утверждении основных обязанностей владельцев рисков и распределения рисков по их владельцам
· Распоряжение об организации проекта «Внедрение системы управления комплаенс-рисками»
· Типовое положение о стратегическом комитете
Справочники
· Международные санкционные списки
«Как уменьшить риски компании при помощи compliance (комплаенс)». Н.А. Зотова, М.Ю. Комарова
Что такое комплаенс . Как выбрать систему комплаенс . Как внедрить систему комплаенс . Как использовать юридический департамент для системы комплаенс
© Материал из ЮСС «Система Юрист».
Подробнее: http://www.1jur.ru/#/document/165/4538/bssPhr1/?of=copy-2cd11c3dfe
Источник: http://www.1jur.ru/?utm_medium=letter&utm_source=letternews&utm_campaign=letternews_2017.11.13_uss_ku_notauthorized&token=7ee51227-bcaa-11a0-f572-2d0130ed4607&ttl=7888&ustp=F#/document/165/4538//30dbeaec-7c2b-48ba-8426-d53c38282a5b
Как уменьшить риски компании при помощи compliance (комплаенс)
Надежда Зотоваруководитель направления по корпоративному управлению и контролю Russia & CIS Jones Lang LaSalle LLC
Мария Комароваведущий эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук
Система комплаенс нужна, чтобы сотрудники не нарушали требования законов, которые касаются компании, и требования локальных актов. Например, не брали и не давали взятки, не воровали имущество компании и т. п.
Прежде чем создавать систему, нужно выбрать ее тип. После этого необходимо сделать семь шагов:
1) выявить комплаенс-риски;
2) разработать и внедрить контрольные процедуры;
3) распределить зоны ответственности;
4) разработать и утвердить основные документы в области комплаенс;
5) обучить сотрудников;
6) внедрить горячую линию, чтобы собирать сообщения о нарушениях;
7) ввести систему наказаний и поощрений;
Не обязательно придерживаться именно такой последовательности. Компания может выбрать удобный ей порядок.
Обоснование
Что такое комплаенс
Комплаенс – это система мер, которые обеспечивают ведение бизнеса в соответствии с законами, требованиями регуляторов и СРО, внутренними регламентами и этическими нормами. Такие меры могут касаться:
· информации, которую сотрудники должны раскрывать, чтобы избежать конфликта интересов;
· ценных бумаг, которые сотрудникам разрешено приобретать;
· конфиденциальности сведений о контрагентах и клиентах;
· подарков, которые сотрудники могут принимать и дарить;
· взаимодействия с контролирующими органами и др.
В основе этой системы лежат риски. Их нужно определить, оценить и начать управлять ими.
Чаще всего комплаенс применяют для компаний, которые:
· обязаны соблюдать режим экономических санкций;
· ведут бизнес в сфере жесткого административного регулирования. Например, энергетика, фармацевтика, телекоммуникации;
· размещают свои акции на зарубежных биржах и (или) имеют часть бизнеса на территории США, Великобритании и др.
Пример из практики: правоохранительные органы США и Нидерландов инициировали расследование в отношении ПАО «Вымпелком» (акции торгуются в США). Они выдвинули обвинение против его дочерней компании Vimpelkom Ltd. Основание: взятка для выхода на локальный рынок услуг связи в Узбекистане