Темы занятий в рамках правового воспитания
1. Судебная атрибутика: история и современность.
2. Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)
3. Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм.
4. Современные неформальные молодежные движения: за и против.
5. Нормы права и морали в обществе.
6. Профессиональная этика юриста.
7. Диспут «О культуре речи и поведении студента»
8. Революция в России: взгляд через столетие.
9. Подвиг как проявление духовной жизни человека. Герои Отечества
10. Подростковая преступность и ее причины.
11. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство
12. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
13. Уголовная ответственность несовершеннолетних
14. Жизнь без сигарет
15. «Мы непобедимы, если мы едины» открытое занятие, посвященное Дню народного единства
16. Проблемы толерантности и профилактики экстремизма в обществе.
17. Экологическая безопасность: актуальные проблемы.
18. Информационная безопасность в сетях Интернет.
19. «Профилактика зависимостей» лекция в поддержку здорового образа жизни среди молодежи
20. Здоровый образ жизни. Реализация государственной программы «Здоровая Россия».
21. Система гражданской обороны. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
22. Слабоалкогольные напитки и энергетики: сильный вред «слабых напитков».
Воспитательные мероприятия
1. Конкурс стенгазеты «Здоровый образ жизни»
2. Организация и проведение внутривузовской акции «Подари улыбку МИРУ», посвящённой всемирному Дню улыбки
3. Военизированный спортивный день «Один день в армии»
4. Организация и проведение соревнований среди студентов по шахматам, шашкам, армрестлингу
5. Знакомство студентов с историей и культурной жизнью Иркутска, организация экскурсий по городу и музеям
6. Организация мероприятий, приуроченных к Международному Дню борьбы с коррупцией: студенческий конкурс плакатов «Студенчество против коррупции».
7. Организация и проведение мероприятий, приуроченных к Дню юриста: студенческий конкурс плакатов, проведение лекций «Моя профессия - юрист».
8. Единый урок Памяти «Мы памяти этой верны!», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
9. Пропаганда здорового образа жизни через обзорные выставки литературы и мероприятия в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского.
10. Организация и проведение встреч с участием представителей правоохранительных органов, органов здравоохранения в целях пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.
11. Просмотр и обсуждение видеороликов по теме «Профилактика правонарушений».
Примерная тематика интерактивных занятий
Темы занятий:
1. Личность преступника как базовый институт криминологии.
2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
3. Общие и специальные начала назначения наказания.
4. Организованная группа и преступное сообщество: уголовно-правовой и криминологический аспекты.
5. Освобождение от уголовной ответственности: понятие, виды.
6. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
7. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.
8. Понятие и социальная сущность преступления. Вопросы криминализации и декриминализации.
9. Понятие уголовного закона, эффективность и тенденции его развития.
10. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
11. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.
12. Преступления против личности: проблемы квалификации.
13. Преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и криминологический аспекты.
14. Преступления в сфере экономики: вопросы квалификации.
15. Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности.
16. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией.
Рекомендации для подготовки к интерактивным занятиям
Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:
§ круглый стол (дискуссия, дебаты);
§ мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
§ сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
§ мастер-классы;
§ работа в малых группах;
§ обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
§ использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
§ социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
§ интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
§ сократический диалог;
§ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
§ «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
§ тренинги и др.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:
§ интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
§ все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
§ каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
§ критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:
§ возраст участников, их интересы, будущая профессия;
§ временные рамки проведения занятия;
§ заинтересованность группы в данном занятии.
2.Перечень необходимых условий:
§ четкое определение цели занятия;
§ уточнение проблем, которые предстоит решить;
§ подготовка программы занятия;
§ подготовка раздаточного материала;
§ обеспеченность технического оборудования;
§ подбор основных вопросов, определение их последовательности;
§ подбор практических примеров из жизни;
§ использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
§ доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
§ многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.
Вступление занятиясостоит из сообщения темы и цели занятия.Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).
В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.
3.Примерные правила работы в группе:
§ быть активным и доброжелательным;
§ не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
§ быть открытым для взаимодействия;
§ стремиться дойти до истины;
§ придерживаться регламента;
§ проявлять креативность и т.д.
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.
4. Рефлексияпроводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный,который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.
Примерные вопросы для проведения рефлексии:
§ произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
§ была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
§ чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
§ учитывалось ли вами мнение других участников группы?
§ как вы оцениваете свои действия и действия группы?
§ что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?
Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:
§ работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
§ ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
§ мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждение возникших вопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
§ разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждый имел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
§ «мозговой штурм»,«мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
§ лекция-вдвоемпозволяет распределить учебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
§ лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
§ лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использовании наглядности и т.д.
Примерная тематика самостоятельной работы студента
1. Составить список вопросов для проведения блиц опроса по темам:
1. Система принципов в уголовном праве России.
2. Уголовный закон: понятие, строение и тенденции развития.
3. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.
4. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.
5. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.
6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
7. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и виды.
8. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
9. Проблемы квалификации преступлений по объективным и субъективным признакам.
10. Преступления против личности.
11. Преступления против собственности.
12. Преступления в сфере экономической деятельности.
13. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
14. Преступления в сфере компьютерной информации.
15. Должностные преступления.
По каждой из тем необходимо составить не менее 10 вопросов с ответами.
Пример: