Надзор за исполнением законодательства о государственной службе и предупреждении коррупции в таможенных органах
Помимо антикоррупционного законодательства, относящегося ко всем сферам деятельности*(40), непосредственно к таможенной сфере относятся Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (регламентирует службу сотрудников таможенных органов, исполняющих правоохранительные функции, порядок назначения их на должность, поощрения и дисциплинарные взыскания сотрудников, основания для прекращения службы в таможенных органах, требования к кадровой службе и др.), Указы Президента РФ от 16.11.1998 N 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, от 31.12.2005 N 1574 (включивший в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы должность главного таможенного инспектора, старшего государственного таможенного инспектора и др.); приказы ФТС России от 05.10.2006 N 964 "Об утверждении аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями", от 07.02.2008 N 105 "О полномочиях по утверждению должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих", от 21.02.2008 N 166 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации и о порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной таможенной службы", от 01.12.2008 N 1504 (утвердившие Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и Типовую форму контракта), от 24.12.2008 N 1658 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации", от 01.09.2010 N 1619 "О создании комиссии центрального аппарата ФТС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и об утверждении положения о ней", от 12.11.2009 N 2046 "Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.", от 18.01.2010 N 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" и др.
Помимо нарушений законодательства о государственной службе и противодействия коррупции, которые допускаются и в других государственных органах (совмещение государственной службы и предпринимательской деятельности, причем в организациях, контролируемых этой службой, использования служебных полномочий для протекционизма коммерческим организациям при проведении конкурсов на право выполнения работ и др.), для таможенных органов характерны нарушения требований федерального закона о службе в таможенных органах и дисциплинарного устава таможенной службы (невыполнение кадровыми службами их обязанностей при приеме лиц на работу в таможенные органы, в результате чего в эти органы внедряются представители организованных преступных группировок; невыполнение сотрудниками возложенных на них обязанностей, в том числе по представлению информации об имуществе и др.; невыполнение требований таможенного законодательства и должностных инструкций, регламентирующих таможенное оформление и контроль).
Прокуроры проверяют исполнение общего и специального законодательства о государственной службе и предупреждении коррупции, руководствуясь при этом приказами Генпрокурора РФ*(41). Особое внимание уделяется выполнению таможенными органами и их должностными лицами требований законодательства, регламентирующего таможенных контроль, взимание таможенных платежей. Выясняется также: соблюдаются ли установленные запреты и ограничения; нет ли случаев совершения действий и принятия решений в своих личных интересах, установления не предусмотренных законодательством административных барьеров (разработка дополнительных инструкцией, перечней документов, обязательных для представления, включения в них документов, получение которые возможно только за плату в определенных коммерческих организациях, и др.); нет ли бездействия, волокиты при принятии решений и рассмотрении материалов; существует ли система регистрации поступающих документов, принятия решений только при условии представления документов, подтверждающих выплату денежных средств в различные фонды и иные некоммерческие организации; не принималось ли субъективных решений, свидетельствующих о приоритетном отношении к отдельным участникам ВЭД, занижении ими размеров таможенных платежей, нарушения очередности; для всех ли участников ВЭД соблюдается процедура принятия решений (регистрация, согласование, утверждение и др.), выдачи разрешений, применения мер государственного принуждения и контроля, привлечения к ответственности, вынесения обязательных предписаний и актов, в том числе запрещения деятельности, ее приостановления и др., оказания помощи хозяйствующим субъектам в реализации их прав.