Отличие административного правонарушения от преступления.
Разграничение преступлений (П) и административных правонарушений (АП) осуществляется по четырем основным признакам:
1. объект преступлений;
2. характер и степень общественной опасности;
3. характер противоправности;
4. существенный вред.
1. В общий объект преступлений входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, обеспечение мира и безопасности и др. (ст. 2 УК РФ)). Объекты АП намного шире объектов преступлений.
2. По характеру и степени общественной опасности П всегда отличаются большей социальной вредностью, чем АП, которые также обладают определенной мерой общественной опасности.
Степень общественной опасности в случаях, когда П и АП являются смежными (например, самоуправство, как АП(ст.19.1 КоАП РФ) и самоуправство, как П (ст. 330 УК РФ)), представляется основным критерием, отличающим П от АП. Именно общественная опасность выступает материально-социальным свойством и признаком исключительно преступлений.
Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Однако вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как П, так и АП. Поэтому те и другие являются общественно опасными, но степень такого вредного воздействия может быть различной. Поэтому говорить о характере общественной опасности только в отношении преступлений вряд ли целесообразно.
3. Одним из главных признаков отличия АП от П является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону (УК РФ) и четко в нем обозначены. АП нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы (КоАП РФ), но и подзаконные нормативные акты (например, правила дорожного движения). Только П могут повлечь за собой уголовное наказание с последующей судимостью. Правовые санкции АП судимости никогда не порождают.
4.Материальным критерием разграничения П и АП являетсяразмер причиненного материального ущерба. П при прочих равных условиях всегда причиняют больший вред, вина преступников опаснее, мотивация низменнее, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие При определении преступных последствий законодатель использует различные понятия и термины. Применительно к последствиям против жизни и здоровья употребляется термин «вред», к материальным последствиям «ущерб». В тех случаях, когда вред имеет сложный характер, например, дезорганизацию (нарушение) функционирования правосудия, государственную или экологическую безопасность, он выражается словесно как «тяжкие последствия». Административное право такого выражения не знает. Именно от наличия вреда зависит во многих случаях признание правонарушения преступлением. Если такой вред оказывается несущественным, то при наличии других обстоятельств дела привлечение к уголовной ответственности и наказание были бы излишними. Так хищение чужого имущества признается мелким и квалифицируется как АП, если стоимость похищенного имущества не превышает 1 МРОТ (прим. к ст. 7.27 КоАП РФ). Если же размер похищенного выше, деяние квалифицируется как преступление.
Самоуправство, причинившее существенный вред гражданам или организациям квалифицируется по ст. 330 УК РФ, а при отсутствии существенного вреда – по ст. 19.1 КоАП РФ.
В перспективе уголовная ответственность будет все чаще выступать крайней мерой борьбы общества лишь с наиболее опасными противоправными деяниями. Сфера административной ответственности за счет этого только расширится.
Тема 4. Занятие 29. «Применение оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной деятельности»
Первый вопрос для изучения по данной теме: Понятие специальных средств. Виды специальных средств. Порядок приобретения, учета и хранения специальных средств.
Спецсредства можно подразделить на две части- активной и пассивной обороны и защиты. Для предприятий с особыми уставными задачами (службы безопасности, частные охранные предприятия, военизированная охрана и т.д.) применимы