Роль права в деятельности Охранных организаций.
Правовое положение деятельности охранных организаций основано на законодательстве Российской Федерации. В своей деятельности охранные организации руководствуются Конституцией РФ, законами и другими Нормативно-правовыми актами РФ.
В связи с этим имеет большое значение правовая подготовка кадрового состава охранных организаций. Эффективность деятельности охранных организаций напрямую зависит от правовой подготовленности и культуры, профессионализма сотрудников. Правовая культура сотрудника охранной организации-это высокий уровень развития его правового сознания, убежденность в справедливости требований норм права и полезности своей профессиональной деятельности, а также умения и навыки её осуществления в соответствии с законом. Важной чертой правовой культуры сотрудника охранной организации становится его ориентированность на уважение достоинства личности, признание прав человека и других общественных ценностей.
Источники права.
Сама по себе категория «источник права» известна давно. В обыденном понимании она означает исторические памятники законодательства, которые характеризуют прошлые правовые системыв различных странах. К примеру, можно назвать древнеиндийский источник права – Законы Ману, источник права Древнего Востока – Законник Хаммурапи, в Древней Руси – Русская Правда (9 век), Губная Белозерская грамота 1539 года, Стоглав (сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшийся в Москве в 1551году), Соборное Уложение 1649года (этот документ подвел итог длительному этапу развития русского права, впервые систематизировав существующие российские законы). Именно в Соборном Уложении 1649 года развил учение о соучастии в российском законодательстве. Источники позволяют изучать право прошлых лет. Из официальных действующих источников мы получаем знания о современном праве.
Источники права по видам разнообразны. Среди них выделяются: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. В реальной жизни одни формы встречаются чаще, другие – реже.
Наиболее старой, первичным источником права является правовой обычай. Этот вид источников свойственен древнему миру. Он был распространен и в эпоху средневековья. Обычные нормы встречаются, к примеру, в Русской правде, Салической правде, Законах Драконта, французских Кутюмах.
Под обычаем в широком аспекте понимают правила поведения общего характера, вошедшие в привычку в результате многократного повторения.
Правовой обычай характерен сегодня для традиционных (обычных) правовых систем ряда стран Африки, Азии, Океании. Он часто применяется в рамках небольших социальных групп, бывает тесно связан с религиозными нормами (например, в Индии входит в структуру индусского права). Правовой обычай удерживает в законодательстве позитивный исторический опыт общества. Современное российское законодательство использует правовой обычай главным образом в гражданском праве (например, обычаи делового оборота).
Юридический прецедент – это решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается в качестве образца (правила) при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Решение может быть как письменным, так и устным, но должно обладать государственной поддержкой. Наиболее распространены судебные прецеденты и реже – административные.
Как источник (форма) права судебный прецедент возник еще в рабовладельческом Риме, а затем получил большое распространение в эпоху феодализма. Сегодня это основной источник англо-саксонского права, где он имеет силу законодательного акта (Великобритания, Новая Зеландия, США, Канада, Австралия и др.). Его элементы имеют место и в российской правовой системе. Прежде всего, это связано с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов РФ, которые дают официальные разъяснения нижестоящим судебным органам по конкретным юридическим делам. Тем самым решения становятся источниками права.
В мусульманском праве значение юридических источников имеют работы ряда крупных мусульманских законоведов (преимущественно VII – IХ века). До сих пор многие положения таких религиозных книг и трактатов как Коран, Сунна выступают формой права отдельных мусульманских государств.
В России юридический прецедент играет большую роль для совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается.
Наиболее распространенной формой выражения современного права служат нормативно-правовые акты. Они присущи странам с романо-германской правовой системой, в т.ч. и России.НПА находятся в строгой соподчиненности, в зависимости от органа, их принявшего. Статус нормативно-правового акта определяется его юридической силой.
«Иерархия нормативно-правовых актов»:
Конституция РФ.
Федеральные конституционные законы.
Федеральные законы.
Указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств.
Законы субъектов РФ.
Нормативные Акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
Нормативные Акты органов местного самоуправления.
Локальные нормативные акты.
Конституция РФ– высший нормативно-правовой акт в РФ, принимаемый всенародным голосованием, обладающую наивысшей юридической силой. Сюда же относятся конституции ее субъектов.
Федеральные конституционные законы -принимаются Федеральным Собранием (Государственной Думой с одобрения Совета Федерации) или непосредственно народом (в порядке референдума), т.е. субъектами, являющими носителями государственного суверенитета. Конституционные законы издаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ и непосредственно развивают положения Конституции (чрезвычайное положение( Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении), принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы и др.)
Федеральные законы – принимаются Федеральным Собранием РФ по вопросам, регулирующим наиболее важные сферы общественных отношений (Например, Закон Российской Федерации «О милиции» № 1026-1, принятый в 1991г.).
Нормативные акты министерств и ведомств (Приказы МВД РФ, разъяснения федеральной службы по труду и занятости и т.д.).
Законы субъектов РФ – принимаются представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ по вопросам ведения этих субъектов. Их действие распространяется только на территорию тех или иных регионов. (например, закон Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области»).
Нормативные Акты органов исполнительной власти субъектов РФ являются ограниченно действующими, т.е. в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах определенной территории – республики, края, области, города, района (Постановление Главы администрации области).
Нормативные Акты органов местного самоуправления (например, Постановление Главы администрации).
Локальные нормативные акты (положения, правила внутреннего распорядка и другие) действующие в пределах данного предприятия, учреждения, организации.
Высокая юридическая сила закона как источника права означает, что все остальные подзаконные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Никто не вправе отменить или изменять закон, кроме того органа, который его издал.