ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности;
в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
3) в письменной форме поручения следователя, органа дознания, прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном национальным законодательством;
6) поступившие в соответствии с международными договорами запросы правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
Статья 8.Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории государства, если иное не предусмотрено национальным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, атакже в ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей и систем и контроля радиочастотного спектра, на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения или санкционированного прокурором постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации:
1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
2) о лицах, готовящих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
3) о событиях или действиях, которые в соответствии с национальным законом представляют угрозу национальной безопасности.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности государства, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) или прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение или санкцию прокурора о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение и полученные материалы уничтожить.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) или прокурора в течение 48 часов.
Проверочная закупка, контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, оперативный эксперимент, оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Оперативный эксперимент допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Законом и исключительно в пределах полномочий этих органов, установленных национальным законодательством.
По основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 7 настоящего Закона, разрешается осуществлять мероприятия, указанные в пунктах 8-11 части первой статьи 6, без судебного или прокурорского решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Статья 9.Основания и порядок рассмотрения материалов
Деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их готовящих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, если оперативно-розыскные мероприятия проведены в точном соответствии с национальным законодательством.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, и использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями национального уголовно-процессуального законодательства.
Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
В случае использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам могут подлежать допросу об их подлинности, происхождении и обстоятельствах получения получившие их должностные лица органов, которые осуществляли оперативно-розыскную деятельность. При этом должностные лица, внедренные в организованные преступные группы, штатные негласные сотрудники могут быть допрошены только с их письменного согласия.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с международными договорами и с учетом норм национального законодательства, предоставляют результаты оперативно-розыскной деятельности государствам – участникам СНГ на безвозмездной основе.
Оперативно-розыскные мероприятия, начатые на территории одного государства и продолжающиеся или заканчивающиеся на территории другого государства, входящего в Содружество, признаются правомерными, если они проведены с учетом норм национального законодательства. Результаты этой деятельности используются с учетом норм национального законодательства.
Статья 12.Защита сведений о проведении оперативно-розыскной
Деятельности
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат защите в порядке, предусмотренном национальным законодательством.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных национальным законом.
Судебное или прокурорское разрешение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и в случаях, установленных национальным законом.
Статья 13.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
Деятельность
На территории государства право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется государственным органам.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, устанавливается, изменяется или дополняется только национальным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных национальным законодательством.
Статья 14.Обязанности органов, осуществляющих
Деятельность
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также приостанавливать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы национальной безопасности;
2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
3) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
5) создавать в установленном национальным законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Законом.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
3) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Статья 16.Социальная и правовая защита должностных лиц органов,
Деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение условий, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных обязанностей. На них распространяются условия, предусмотренные частью 4 статьи 16 настоящего Закона.
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной национальным законодательством.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с национальным законодательством.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларации о доходах не указываются.
Период сотрудничества лиц по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с национальным законодательством.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом национальными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном национальным законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него, по заключению медицинской комиссии, дальнейшее сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном национальным законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Статья 19.Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, законодательные и исполнительные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией государства и его национальным законодательством.
Статья 20.Прокурорский надзор за оперативно-розыскной
Деятельностью
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с национальным законодательством.
Статья 21.Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль и несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН